Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

8_Vozrastanie_ugrozy_mezhdunarodnogo_terrorizma

.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
25.07.2017
Размер:
36.86 Кб
Скачать

8. Возрастание угрозы международного терроризма в начале ХХI столетия: причины и последствия

Понятие «международный терроризм», хотя и устоялось, став общепринятым, не точно отражает сущность этой новой, как цепная реакция развивающейся угрозы.

Терроризм - это лишь тактика, но не политическая программа и не идеология.

Корни проблемы кроются во внутренних противоречиях мусульманского мира, забродивших при соприкосновении с глобализацией. В жизни это нашло драматическое, зримое подтверждение.

Можно выделить три основные причины наблюдаемого в начале ХХI века роста международной террористической активности.

Во-первых, с уходом в прошлое противостояния СССР и США экстремистские силы - в первую очередь, национально-освободительные, религиозные и иные движения, которые ранее этими сверхдержавами финансировались и вооружались, а также направлялись и сдерживались, в большинстве своем оказались «бесхозными». Но не исчезли, более того, с усилением американской гегемонии начался процесс эскалации протеста, насилия и террора в развивающемся мире.

Во-вторых, в странах третьего мира, или, как сейчас принято говорить, в несостоявшихся странах, ускорился переход к рыночным отношениям в экономике, к либерализации в политике. Неолиберальная модель втягивает в себя национальные государства, несет новые ценности, особенно в культуре, теснит традиционный уклад жизни и тем самым вызывает протест и являет собой мощный источник терроризма.

В-третьих, глобализация, дающая возможность организовать терроризм с доставкой на дом в любой точке мира.

Три года назад, после теракта 11 сентября, под лидерством США и по безальтернативному кредо президента Буша «кто не с нами, тот против нас» мир сформировал первую антитеррористическую коалицию. Джордж Буш и не скрывал, что кредо это сугубо американское. То, что оно станет коалиционным, подразумевалось само собой.

Увы, не стало. Пока эксперты выясняли, кого же в этом винить - самоуверенную Америку, ее строптивых союзников или изобретательных недругов западных демократий, история с геополитикой сами расставили все по местам.

Приведу шесть основных выводов:

1. Главная особенность современного терроризма - способность к мутации. По сути, он представляет собой угрозу вирусного типа: эпидемия надвигается, характер заболевания известен, не ясно только, когда она ударит и где ударит больнее всего. Как правило, легче всего вирус проникает в ослабленный организм. Поэтому следует избавиться от заблуждения, что локальный и международный терроризм существуют как бы «параллельно», не соприкасаясь, друг с другом.

2. Концепция «Аль-Каиды» в том виде, как ее сегодня представляют общественному мнению, настолько легковесна и несостоятельна, что лишь заслоняет всю сложность радикальной исламской угрозы. Даже арест Усамы бен Ладена ничего не изменит. Это, по сути, мифический персонаж, у которого нет реальной власти ни в одной из известных террористических структур.

3. Основной питомник реальной террористической угрозы сегодня образовался в Пакистане, где произошло слияние старого ядра «Аль-Каиды» с радикальными местными исламскими группами. В свое время они были созданы спецслужбами Исламабада для раздувания антииндийских настроений и мятежей в Кашмире, но затем вышли из повиновения им. Сегодня их внимание сосредоточено на Сингапуре, Индонезии и Австралии, но нет сомнения, что идет перегруппировка сил, и что перенос террористических атак на Запад - лишь вопрос времени.

4. Опасным источником терроризма стала Чечня в России, которая служит пересыльным пунктом для радикальных исламистов различных стран. Отсюда они тайно переправляются в Европу, где обучаются владением химическим и бактериологическим оружием. Угроза применения оружия массового поражения в террористических целях уже не относится к области фантазии - сегодня это вполне реальная возможность.

5. Применение военной силы в Ираке, которое, по убеждению Вашингтона, помогло ликвидировать вместе с режимом Саддама Хусейна опасный очаг террористической угрозы, - стратегическая ошибка. Эта война разбудила джихад нового типа, которого раньше Арабский Восток не знал. Если иракскую проблему не урегулировать в самые сжатые сроки, весьма высока вероятность, что мир получит «новый Афганистан».

6. Единственная гарантия успешной борьбы с терроризмом - постоянное сотрудничество разведслужб, полиции и правосудия всех стран. Показательно, что даже в самый острый момент полемики между Парижем и Вашингтоном из-за иракского кризиса сотрудничество французских и американских спецслужб не прекращалось.

Если очень внимательно проанализировать эти шесть выводов, из них вытекает еще один, самый главный.

После крестового похода на Восток первая антитеррористическая коалиция развалилась под грохот мадридских бомб. Родится ли коалиция, несущими конструкциями которой будет взаимодействие спецслужб и экономическая поддержка светских режимов в арабском мире?

Возможно, именно в этом контексте следует рассматривать явления, существенные для настоящего и будущего развития мирового сообщества в условиях возрастания террористической угрозы.

Хотелось бы подчеркнуть еще одно обстоятельство.

Фанатизм исламистов-бизнесменов и менеджеров сочетается с их высоким профессионализмом и, тем более, мастерством при планировании терактов. Религиозная страсть и расчет - смесь и впрямь гремучая.

Богачи вместе с интеллектуалами-традиционалистами и вполне светскими профессорами с университетским образованием дают не только деньги. Они привносят и соответствующую идеологию, образ мыслей, которые становятся достоянием десятков, если не сотен миллионов единоверцев. Для этого создаются институты, центры, целая система просвещения, благодаря которой мусульмане приобщаются к современным интерпретациям салафии (возникшего в средние века самого радикального направления в исламской идеологии).

Таким образом, религиозный экстремизм, а именно он находится на острие террористического воздействия на мировое сообщество, нуждается не только в хирургическом вмешательстве: «ампутация» бен Ладена или Завахири не станет финальной схваткой с терроризмом.

Необходимо признать, что ни мировое сообщество, ни отдельные коалиции государств не нашли в настоящее время эффективных способов защиты от террористической угрозы.

Однако то обстоятельство, что победить современный терроризм в обозримой перспективе не представляется возможным, не есть оправдание для тотального пессимизма.

Следует подчеркнуть, что глобализация и «расцвет» сопутствующих ей глубинных деформаций (терроризм, наркомания, контрафакт, торговля людьми и т.д.) свидетельствуют о том, что чрезмерная ориентация на формальные экономические показатели, необоснованное и несправедливое распределение ресурсов, социально недемпфирированные модели политико-экономического и социального развития являются главными катализаторами политической радикализации, замешанной на религиозном экстремизме.

Актуальным является вопрос о создании единого мирового антитеррористического центра, который смог бы аккумулировать весь накопленный в мире опыт борьбы с террором и разрабатывать стратегию и тактику противодействия.

Причем такой всемирный центр уже существует почти 80 лет - это Всемирный Интерпол, куда входят более 180 стран. Следует иметь в виду, что на сегодняшний день в мире именно органы полиции разных стран наиболее продуктивно взаимодействуют между собой.

Другое дело, что работу Интерпола необходимо осовременить, для чего следует внести изменения в устав этой организации, который кардинально не менялся с середины прошлого века.

Очевидно, что международный терроризм не может развиваться автономно, без связи с другими видами транснациональной преступности (торговля наркотиками, оружием, людьми). Поэтому только вопросами борьбы с терроризмом деятельность мирового антитеррористического центра ограничиваться не должна. Возможно, следует вести речь о создании центра антитеррористического и антикриминального.

Кроме того, необходим поиск более эффективных механизмов взаимодействия всех государственных и негосударственных антитеррористических и антикриминальных сил мирового сообщества с целью выработки новых подходов в борьбе с терроризмом.