Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kriminologia_Teoria.docx
Скачиваний:
52
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
83.27 Кб
Скачать
  1. Какова была основная черта практики воздействия на преступность на ранних этапах истории человеческого общества? Какое влияние на эту практику оказала криминологическая мысль?

Существуют разные точки зрения на то, является ли преступность вечной или преходящей, т. е. присуща ли она определенному этапу человеческой истории или является неотъемлемой чертой развития человечества. Марксистская криминология, из недр которой мы все вышли (имеются в виду ученые, исследователи старшего поколения), считала, что преступность – явление преходящее, что она появилась в тот период развития общества, когда возникло материальное неравенство людей, разделение их на классы, на бедных и богатых, на эксплуататоров и эксплуатируемых; соответственно, когда такое общество неравных возможностей и неравного достатка будет ликвидировано, т. е. с построением коммунизма, преступность исчезнет. При этом оговаривалось, что она будет исчезать постепенно, очень долго и мучительно. Но всем известно, что коммунистическое учение оказалось иллюзией, такой же иллюзией оказалась и мысль о преходящем характере преступности.

Если обратиться к работам этнологов, мифологов, антропологов и историков, посвященным исследованию далекого прошлого человечества и современных социальных ископаемых – людей, до сих пор ведущих первобытное существование, то окажется, что явление, которое мы теперь именуем преступностью, присутствовало и при примитивных общественно-экономических отношениях. Преступления совершались и совершаются, меняются только их названия. До появления первого уголовного кодекса писаных законов существовали твердые, признаваемые всеми членами сообщества, родом, племенем, народом правила, нарушение которых каралось очень строго. Это было право обычая и традиции. Я думаю, мы должны ориентироваться не только на писаные законы общества, но и на определенные правила, за нарушение которых люди наказывают. Анализ современного состояния преступности в совокупности с приведенными выше рассуждениями убеждает в том, что преступность такое же вечное и естественное явление, как болезни, зачатие, рождение и смерть.

Мы можем рассмотреть сущность преступности и основные рычаги, которые ею управляют. Но это – другая проблема, а сейчас, переходя к вопросу о причинах преступности, хотелось бы отметить, что криминологи и прошлого, и настоящего сосредоточены главным образом на вопросе, почему люди совершают преступления. Какие явления и процессы нашей жизни, жизни отдельной страны, отдельного общества, отдельного народа или отдельной личности порождают преступления? Думается, это совершенно справедливая постановка вопроса, поскольку крайне важно знать, почему люди сейчас, как и в древности, совершают преступления. Если мы сумеем ответить на этот вопрос, имеющий огромное практическое значение, мы сможем попытаться создать наиболее эффективные меры борьбы с преступностью.

  1. Кому из философов древности принадлежит наиболее значимые криминологические идеи?

Проблемы природы и сущности преступления, причин, порождающих преступность, мер, которые следует принимать против этого социального зла, занимали человеческий ум еще в глубокой древности.

Первые попытки выявить связь преступности с социальными условиями современного им общества делали древнегреческие мыслители. Так, Демокрит (460-370 до н.э.) выводит причины преступных пороков. Он указывает на роль воспитания в предупреждении возникновения этих пороков, поскольку неправильное поведение – результат незнания более правильного. Угроза же наказания хотя и оказывает сдерживающее воздействие в силу несовершенства человеческой природы, но играет вспомогательную роль, так как не всегда удерживает от соблазна грешить втайне.

Высоко оценивал предупредительное воздействие наказания Протагор (480-411 до н.э.), который близко подошел к идее специальной и общей превенции. Наказание, по его мнению, осуществляется во имя будущего, чтобы не совершал преступлений ни наказываемый, ни другой человек, которому становится известно о применении наказания.

Еще более глубокие мысли о преступности и ее предупреждении развил Платон (427-347 до н.э.). Он первым из мыслителей указал на личностно-мотивационную природу нарушений социальных норм. В основе таких нарушений лежат гнев, ревность, страсть к наслаждениям и др. Платон развил положение о социальных переустройствах как факторе, препятствующем преступности. Он впервые стал рассматривать нарушения законов как следствие величайшей болезни государства. Одним из главных источников этой болезни он считал междоусобие и раздор бедности и богатства. В целях предупреждения преступлений и беспорядков в своем гениальном труде «Законы» Платон указывает, что законодатель должен установить пределы бедности и богатства. Допустимо, чтобы имущество самых зажиточных лишь в 4 раза превышало «состояние» бедных. Интересно отметить, что по прошествии почти двух с половиной тысячелетий экономические исследования Л.И. Абалкина практически подтвердили эту мысль античного философа.

Платон перечисляет факторы, которые могут удержать людей от нарушения законов:

1) ожидаемое зло, которое претерпевают нарушители закона;

2) общественное мнение («как бы нас не сочли за дурных людей»);

3) совестливость и привычку достойного поведения;

4) поощрение правопослушных граждан.

Концепция борьбы с преступностью у Платона многоаспектна и детальна, включает не только наиболее эффективные, по мнению автора, меры наказания за различные преступления, нор даже и оптимальное количество тюрем в государстве.

Платон указал на отрицательную роль безнаказанности как одной из основных причин проступков.

Аристотель (384-322 до н. э.) к числу причин преступлений относит бедность, необоснованные привилегии определенных социальных слоев и политическое бесправие других, национальные противоречия («разноплеменность населения»). Он осуждает культ богатства, подчеркивая, что величайшие преступления совершаются изза стремления к избытку, а не из-за недостатка предметов первой необходимости.

Подобно Платону, он противник чрезмерного социального расслоения: «Лучше всего попытаться посредством соответствующих законопожений наладить дело так, чтобы никто слишком не выдавался своим могуществом, будет ли оно основываться на обилии друзей или на материальном достатке».

Аристотель разработал концепцию сдерживания преступности, которая включает следующие социальные факторы:

1) справедливое государственное устройство;

2) стабильность закона;

3) беспрекословное их главенство над должностными лицами;

4) борьба с коррупцией (в частности, он предлагает меру, которая могла бы быть весьма эффективной и в наше время – запрет одному человеку в государстве занимать одновременно несколько должностей);

5) уровень развития экономики, обеспечивающий высокое благосостояние граждан («в том государстве, которое желает иметь прекрасный строй, граждане должны быть свободны от забот о предметах первой необходимости», «в бедном государстве частные лица корыстолюбивы»;

6) предоставление возможности реализовать в социально полезных формах активность различных слоев населения.

Борьбу с коррупцией Аристотель рассматривает как основу обеспечения государственной стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и стабильного распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Отклонения от справедливости в государственном строе он считает главной причиной крушения государств.

Аристотель акцентировал внимание на важности предупредительной роли наказания, поскольку был убежден, что одними предписаниями совершенно невозможно направить толпу к добру. Эта толпа воздерживается от дурных поступков не из высоких побуждений, а из страха перед наказанием; она повинуется необходимости и карам больше, чем советам и голосу чести. Побуждениями высшего порядка руководствуются лишь немногие избранные. Большинство склонно предпочитать свои выгоды и удовольствия общему благу, а потому предусмотрительный законодатель должен сдерживать инстинкты угрозой наказания, более сурового по сравнению с выгодой и удовольствием, которое может доставить преступление[8].

Знаменитый древнеримский юрист Цицерон (106-43 до н. э.) высказал ряд криминологически важных идей. Среди факторов, оказывающих предупредительную роль, он указывал на исключительную важность неизбежности наказания, утверждая за Платоном и Аристотелем, что надежда на безнаказанность является одной из сильнейших побудительных причин к совершению преступлений.

После падения Римской империи наступила эпоха, получившая название средневековья. Символом средневековья в плане борьбы с преступностью стали необычайная жестокость наказаний преступников и методы борьбы с этим явлениям. Господствовала теологическая модель личности преступника, связанная со злой волей или завладением душой человека дьяволом.

В эпоху средневековья и так называемую переходную эпоху, или период Возрождения, криминологическая мысль как бы застыла в рутине.

Значительный прорыв вперед осуществил Томас Мор (1478-1539) своей «Утопией». Прежде всего, у Т. Мора, после многовекового перерыва, возрождается идея предупреждения преступности, но уже в более широких и научных формах. Дав критику современной ему английской экономической жизни, он установил ряд причин, вызывающих преступления против собственности, в первую очередь воровства. Тем самым он создал основы уголовной этиологии, поскольку установление экономических факторов преступности явилось у него результатом научного анализа фактов этой действительности. Данный анализ приводит автора к убеждению, что, если остаются неизменными причины, вызывающие преступления, неизменно будут совершаться и эти последние, и никакие жестокие казни делу не помогут. Необходимо позаботиться о лучшем экономическом устройстве общества.

Основными причинами преступности в современной Англии Т. Мор считал имущественное неравенство, существование частной собственности, а также золото.

Он был противником смертной казни не только за воровство, но и убежденным противником этого наказания вообще. Т. Мор рекомендовал назначать за имущественные преступления работы исправительного характера, то есть совершенно новый вид наказания, сыгравший в будущем огромную роль.

Следующим важным этапом, оказавшим влияние на возникновение криминологии, был период Просвещения.

Особого внимания заслуживают взгляды двух мыслителей, которых можно считать предшественниками криминологической науки, - Монтескье, Беккария.

Шарль Монтескье (1689-1775) в сочинении «О духе законов» изложил ряд фундаментальных идей, которые во многом определили развитие криминологии, - о факторах преступности, о примате предупреждения, о роли социальных институтов и т. д.

Ш. Монтескье писал, что мудрый законодатель заботится не столько о наказаниях за преступления, сколько о предупреждении преступлений.

Кроме идеи предупреждения, Ш. Монтескье заложил основы «теории факторов». По его мнению, поведение людей, в том числе и преступное, определяется разного рода факторами. К ним он относил образ правления, законодательство, климат, качество почвы, образ жизни, религию, численность населения, обычаи и т. д. Теория факторов сыграла огромную роль в становлении криминологии как науки, она была господствующей методологией на ранних этапах развития криминологии, да и сейчас имеет своих сторонников.

Шарль Монтескье считал, что система наказаний, основанная на бессмысленной жестокости, вызывает не страх, а одичание общества.

Чезаре Беккария (1738-1794) считался непосредственным предшественником, а, по мнению некоторых авторов, – основоположником криминологической науки. Его имя сохранилось в истории благодаря сочинению «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.). Этот небольшой по объему, но исключительно богатый по содержанию, мысли и идеям труд произвел революцию во взглядах. Наиболее характерные его положения состоят в следующем: наказания должны быть предусмотрены законом, чтобы не оставлять на усмотрение судьи решение вопроса о выборе наказания (законоустановленность преступлений и наказаний); жестокость наказаний не только бесполезна, но даже вредна, поэтому Беккариа страстно призывал к их смягчению, наказания не должны причинять страдания и мучения (гуманизация наказания); цель наказания состоит не в том, чтобы карать, а в том, чтобы помешать преступнику совершать иные преступления и оказывать сдерживающее воздействие на остальных граждан (индивидуальная и общая превенция); наказания должны соответствовать преступлениям; критерием тяжести преступления должен служить ущерб, который оно причинило обществу; наказания должны быть одни и те же как для знатных, так и для обыкновенных граждан (принципы равенства перед законом); законы должны приносить благо не классам, а людям.

Особенно настойчиво Беккариа подчеркивал превентивную роль уголовного закона: по его мнению, не может называться справедливым и даже необходимым такой закон, который не предусматривает наиболее результативных средств недопущения преступлений. Отсюда Беккариа приходит к выводу, что усовершенствование воспитания есть самый надежный, но в то же время и трудный путь предупреждения преступлений.

Все изложенное было предысторией криминологии. Даже Ш. Монтескье, Ч. Беккариа, несмотря на сформулированные ими принципиальные положения, не могут считаться основателями криминологии. И дел не в том, что Ш. Монтескье в своем трактате уделял основное внимание проблемам философии права, а Ч. Беккариа – уголовного права. Само понимание просветителями сущности права и природы преступного поведения не позволяло выработать представление о преступности как объективно существующем явлении. а без этого не может быть объекта научного исследования.

Поэтому подлинными создателями криминологии считают итальянского тюремного врача-психиатра Чезаре Ломброзо (1835-1909) и бельгийского астронома и математика Адольфа Кетле (1796-1874). Ломброзо рассматривал преступность как естественное природное явление, подобно рождению и смерти, Кетле – как объективное социальное явление. С их именами связано формирование двух основных направлений в криминологии – антропологического и социологического. Они впервые при изучении преступности применяли научные методы: А. Кетле – статистические, Ч. Ломброзо – антропометрические. Тем самым они сформулировали предмет криминологии.

Соседние файлы в предмете Право СНГ