Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4 нов 2013.doc
Скачиваний:
68
Добавлен:
18.06.2017
Размер:
157.18 Кб
Скачать

3. Действия на морских коммуникациях противника (1941-1945 год)

Для гитлеровской Германии коммуникации на Балтийском театре имели большое значение. В течение 2-й мировой войны около 80% стратегических грузов из Швеции, Норвегии и Финляндии направлялось по этим путям сообщения. С нападением фашистской Германии на СССР роль балтийских коммуникаций еще более возросла - возникла необходимость использовать морские пути для питания левого крыла группы армий «Север» и войск, находившихся в Финляндии.

Обстановка, сложившаяся в начале войны на Балтийском морском театре, потребовала привлечь почти всю морскую авиацию для боевых действий на сухопутном направлении, а надводные корабли - к непосредственному содействию войскам в обороне военно – морских баз. Надводные корабли были ограничены в своих действиях в результате превосходства немецкой авиации и большой минной опасности в Финском заливе.

Основной силой, действовавшей на морских коммуникациях противника в 1-й период войны, были подводные лодки.

Условия для их боевой деятельности на Балтийском театре были тяжелыми. По местам базирования подводных лодок постоянно воздействовал противник. Оба берега Финского залива почти на всем протяжении находились в руках финнов и немцев, что позволило создать им труднопреодолимые противолодочные рубежи. Ледовые условия ограничивали использование лодок в течение нескольких зимних месяцев. Светлые летние дни и белые ночи облегчали противнику вести борьбу с нашими лодками. Вражеские конвои двигались недалеко от берега, на малых глубинах, где атаки лодок исключались.

К началу войны КБФ имел 65 подводных лодок, сведенных в 3 бригады, которые в сентябре 1941 года были объединены в одну бригаду, подчинявшуюся Военному Совету флота.

Действия подводных лодок в 1941 году можно разделить на два периода: от начала войны до эвакуации Таллинна, когда они выходили в море из Усть-Двинска, Моонзундских островов и Таллинна, и с 9 сентября по 27 декабря, когда все лодки базировались на Кронштадт и Ленинград.

В течение июня-августа на коммуникациях противника действовало 34 подводные лодки, совершивших 43 выхода. Наибольшее их количество находилось в южной части Балтийского моря, у побережья Швеции и в Рижском заливе. За это время лодками было потоплено 2 транспорта и подводная лодка. Кроме того, на минах, выставленных с «Л-3» и «Лембит» у восточного побережья Балтийского моря и о. Борнхольм подорвалось и затонуло 5 транспортов.

В сентябре-декабре 1941 г. на коммуникациях противника действовало 30 подводных лодок, которые потопили 4 транспорта и 2 танкера.

Недостаточно успешные действия подводных лодок объяснялись отсутствием боевого опыта у советских подводников, неудовлетворительным обеспечением воздушной разведки, мелководьем районов движения судов противника.

Тем не менее, сам факт нахождения лодок в районах коммуникаций заставил противника сократить движение своих судов, усилить напряжение сил ПЛО и ввести систему конвоев.

Наступление ледостава заставило прекратить боевые действия подводных лодок до лета 1942 года Однако фашисты осознавали, что угроза их морским сообщениям со стороны подводных лодок КБФ оставалась и начали создавать противолодочные рубежи в Финском заливе, которые надежно преградили бы выход лодок в Балтийское море.

Весной, летом и осенью 1942 года противник оборудовал два рубежа: ближний в районе о. Гогланд и дальний в районе о. Найссар - полуострова Порккала-Удд, выставив на них 10726 мин и противолодочные сети в северном Гогландском проходе. На островах и побережье было установлено несколько шумопеленгаторных и радиолокационных станций.

В блокадных условиях к навигации 1942 года было подготовлено 40 подводных лодок, которым ВС КБФ 14 марта поставил задачи: уничтожать транспорты и корабли противника в Балтийском море, ставить на его коммуникациях мины, выявить пути движения вражеских конвоев и систему ПВО в Финском заливе. Для выполнения этих задач весь боевой состав бригады подводных лодок разделялся на 3 эшелона, которые должны были действовать на морских коммуникациях противника в течение лета и осени 1942 года.

Переход подводных лодок на позиции проходил тремя этапами. 1-й этап - Ленинград-Кронштадт. Лодки двигались в надводном положении, подвергаясь угрозе подрыва на минах и сильному противодействию авиации и артиллерии противника. 2-й этап - Кронштадт- о. Лавенсари (60 миль). До маяка Шепелевский переход совершался в надводном положении с эскортом, а далее самостоятельно под водой. На о. Лавенсари лодки проводили зарядку аккумуляторных батарей и окончательно готовились к боевому походу. 3-й этап - о. Лавенсари- устье Финского залива. Лодки форсировали противолодочные Гогландский и Найссар - Порккала- Удский рубежи в подводном и надводном положении.

Подводные лодки действовали на позициях: в Ботническом заливе, на подходах к стокгольским шхерам, в устье Финского залива, западнее Борнхольма, в Данцигской бухте, у южного побережья Балтийского моря, в районе островов Даго и Эзель.

В боевых действиях на коммуникациях противника значительных результатов добились: «Л-3», «Щ-323», «Щ-317», «Щ-406», «С-7» и др. лодки. За один боевой поход «С-7» в районе восточного побережья Балтийского моря потопила 4 транспорта противника и, израсходовав весь запас торпед, благополучно возвратилась в базу. Лодка была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир С.П. Лисин был удостоен звания Героя Советского Союза.

В трех эшелонах с 27 мая по 18 ноября 1942 г. действовало 36 подводных лодок. Они потопили 56 судов и кораблей противника, дезорганизовали его судоходство. Но результаты боевой деятельности подводных лодок нельзя оценивать прямыми потерями фашистского флота.

Важнейший политический итог героического подвига балтийских подводников состоял в том, что они опровергли лживые утверждения фашистской пропаганды об уничтожении КБФ. Это нанесло серьезный удар по престижу фашистской Германии, вызвало недоверие к победным реляциям гитлеровского командования.

Учтя успехи советских подводников, противник в 1943 году усилил Гогландский противолодочный рубеж до устья Финского залива. С конца марта и по 10 апреля между банкой Порккала - Кальбода и о. Найссар и от него до о. Аэгна и бухты Копли - Лахт было поставлено 9 тыс. мин в несколько ярусов от грунта и были протянуты противолодочные сети.

Попытки форсировать Финский залив в 1943 году подводными лодками «Щ-303», «Щ-408», «С-9» и «С-12» к успеху не привели. Из всех подводных лодок из похода возвратилась только «Щ-303». Подводные лодки КБФ оказались заблокированными в восточной части Финского залива. Командование флота вынуждено было ограничиться использованием подводных лодок типа «М» на восточном и западном плесах о. Гогланд и в Нарвском заливе.

В создавшихся условиях нарушение морских коммуникаций противника осуществляли морская авиация и торпедные катера. Торпедоносная авиация действовала в Балтийском море и Ботническом заливе, штурмовая - в Финском заливе, а торпедные катера - в районе о. Гогланд.

Торпедоносцы обычно вылетали ночью, летели на высотах до 7-8 тыс. метров в стороне от сил ПВО противника, а возвращались на свои аэродромы уже днем. Полет продолжался от 6 до 8 часов (2500 километров). В таких полетах участвовало 1-2 торпедоносца.

В районах боевых действий поиск судов противника производился на высоте от 50 до 150 метров. При обнаружении судна противника уточнялись элементы движения цели (ЭДЦ), затем торпедоносец снижался до 25 метров и с дистанции 400-700 метров сбрасывал торпеду.

Штурмовая авиация вначале действовала малыми группами (5-6 самолетов), которые обеспечивались 1-2 группами истребителей и разведчиков. Штурмовики выходили на цель с одного борта, как правило, со стороны солнца и при подходе к ней обстреливали цель реактивными снарядами, из пушек и пулеметов, а затем наносили главный удар бомбами.

После усиления ПВО конвоев противника такая тактика стала малоэффективна, поэтому перешли к массированному использованию авиации. С получением данных воздушной разведки дивизия штурмовиков поднималась в воздух для атаки обнаруженного конвоя. Первыми атаковали группы штурмовиков, предназначенные для подавления ПВО конвоя, за ними на цель выходили ударные группы с одного или двух бортов в зависимости от обстановки. Действия штурмовиков надежно прикрывались истребительной авиацией.

Торпедные катера вели поиск судов противника небольшими группами, используя преимущественно темное время суток или плохую видимость, что позволяло им расширить район боевых действий до Таллинна и Хельсинки. Торпедные катера выставили около 1000 мин на путях движения вражеских конвоев.

В результате успешных действий разнородных сил КБФ в кампании 1943 года было потоплено и повреждено 128 кораблей и судов противника. Погибло несколько тысяч гитлеровцев и десятки тысяч тонн военных грузов. Это облегчило положение осажденного Ленинграда, а затем способствовало разгрому гитлеровской блокадной армии у стен города.

С выходом в сентябре 1944 года Финляндии из войны подводные лодки начали переходить шхерным фарватером в Балтийское море. Уже к 12 октября в основных районах моря было развернуто 10 лодок, 6-ь из которых вскоре были сосредоточены на подходах к Либаве и Виндаве с целью блокады с моря курляндской группировки противника.

В 1944 году балтийцы перешли к крейсерству в ограниченных районах, освоили стрельбу «веером» и выпуск торпед с временным интервалом. Все это повысило вероятность поражения судов и кораблей противника.

Гитлеровцы предприняли решительные меры против наших лодок: конвои стали плавать с усиленным эскортом, бросили на борьбу против наших лодок свои подводные лодки и авиацию. Но эти меры не остановили советских подводников. До конца 1944 года они совершили 23 выхода в море и уничтожили 13 транспортов и один боевой корабль противника.

Ведущая роль в борьбе на морских коммуникациях противника в 1944 году принадлежала морской авиации, которая, получив аэродромы вблизи Виндавы, Либавы, Мемеля и Данцигской бухты, резко расширила район своих боевых действий.

Силами авиации КБФ за кампанию 1944 года было уничтожено 96 боевых кораблей и 84 транспорта и небольших судов, 174 немецких и финских кораблей и судов получили повреждения.

В 1945 году главной задачей КБФ явилось нарушение морских сообщений противника между Курляндским полуостровом и Данцигской и Померанской бухтами. Для борьбы на морских сообщениях противника флот мог использовать главным образом, морскую авиацию, а также ограниченное количество подводных лодок и торпедных катеров.

Морская авиация (572 самолета) держала под контролем всю среднюю и южную Балтику от Моонзундских островов до Померанской бухты.

Основой ее боевых действий в 1945 году стало взаимодействие ее разнородных сил. При обнаружении вражеского конвоя топмачтовики (штурмовики) внезапной атакой сковывали корабли охранения, а торпедоносцы атаковали транспорты как главную цель. Истребители дальнего действия прикрывали ударные группы с воздуха.

С 1 января по 8 мая 1945 года гитлеровский флот потерял от ударов морской авиации более 80 транспортов и около 60 различных боевых кораблей.

Активно действовали на морских сообщениях противника подводные лодки (16 единиц). В 1945 году они вели боевые действия преимущественно в южной части Балтийского моря до Макленбургской бухты включительно.

Значительных успехов добилась подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3 ранга А.И. Маринеско. 30 января на подходе к Данцигской бухте она потопила лайнер «Вильгельм Густов» (24484 тонн), а 10 февраля транспорт «Генерал фон Штойбен» (14660 тонн). На этих транспортах погибло 10 тыс. солдат и офицеров, в том числе 1500 подводников, большое количество военной техники и материальных ценностей.

Однако рекордное за всю вторую мировую войну число потерь было связано с гибелью транспорта «Гойя», уничтоженного гвардейской лодкой «Л-3» под командованием капитана 3 ранга В.К. Коновалова. На его борту находилось более 5 тыс. человек, в том числе 1300 подводников (около 30 экипажей).

За четыре месяца боевых действий в кампании 1945 года подводные лодки потопили 26 транспортов (107288 тонн) и сторожевой корабль.

Торпедные катера (24 единицы), базируясь на порты Швентой и Мемель, действовали в прибрежном районе. Они совершали поиск судов противника ночью одной или двумя группами численностью 2-6 катеров. Наведение катеров в ночных поисках осуществлялось по радио с самолетов. За февраль-апрель 1945 года торпедные катера потопили 16 судов и кораблей противника.

Всего за кампанию 1945 года разнородными силами КБФ было потоплено 55 боевых кораблей, 180 транспортов и свыше 116 мелких вспомогательных судов противника.

Решающую роль в нарушении вражеских морских сообщений на Балтике сыграла морская авиация. Около 87% всех потерь в транспортах и кораблях приходится на ее долю, 8% - на долю подводных лодок, 5% - на долю торпедных катеров. В это же число входят корабли и суда, погибшие на минах, которые ставили наша авиация и подводные лодки.

Борьба на Балтийском морском театре закончилась полным поражением немецко-фашистского флота.

Соседние файлы в предмете Военная история