Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Денежно-кредитная политика Швеции.docx
Скачиваний:
54
Добавлен:
17.10.2016
Размер:
39.04 Кб
Скачать

3. Особенности развития денежно-кредитной политики Швеции

Сомнительный рекорд — Швеция уже в пятый раз за 2015 год расширяет программу поддержки национальной экономики, однако успехов с момента запуска программы не наблюдается. C февраля по октябрь 2015 года Центробанк Швеции увеличил суммы вливаний с 10 млрд. шведских крон до 200 млрд. шведских крон. При этом до сих пор остается отрицательная 7-дневная ставка РЕПО, поднимать ее регулятор не намерен в ближайшие полгода. Судя по всему, говорят эксперты, у шведской экономики очень большие проблемы — рост программы количественного смягчения при одновременном снижении отрицательной ставки означает, что экономический рост и темпы инфляции крайне низкие.

Об опасности программ количественного смягчения сейчас не говорит только ленивый, но буквально еще пару лет назад такое мнение высказывали только очень смелые экономисты. Пример Швеции стал первым официальным подтверждением того, что QE (количественные смягчения) даже не может исполнить основное свое предназначение.

Некоторые эксперты предупреждали, что программы выкупа облигаций со стороны центральных банков приведут к быстрому падению ликвидности. При этом попытки ФРС, ЕЦБ, Банка Японии и других привели к «фантомной» ликвидности, благодаря которой цены на акции выросли до рекордных уровней без фундаментальной основы [6].

В 2015 г. все основные мировые финансовые СМИ и все серьезные ученые пишут о крахе ликвидности на рынке облигаций. Но падение ликвидности для рядовых инвесторов – это еще полбеды: в конце концов, чиновникам и политикам они не так уже интересны, поэтому проблему никто пока не спешит решать. Большую опасность представляет влияние политики количественного смягчения на сами центральные банки.

Основной механизм QE в теории должен привести к снижению доходности облигаций, так как инвестор должен быть заинтересован в покупке более рисковых активов, таких как акции. И это действительно работает так, пока объемы небольшие, но как только QE выходит за определенные границы, любой объем дополнительной покупки облигаций приводит к постоянному росту доходности.

Невозможно? Не только возможно, но в одной стране это уже произошло. Швеция первой в мире столкнулась с феноменальной ситуацией, когда программа количественного смягчения привела к заметному росту доходности государственных облигаций. Многие аналитики язвительно отмечает, что «это, наверное, не то, что ожидал Банк Швеции».

Количественное смягчение предполагает снижение доходности долгосрочных бумаг, но так как инвесторы зациклены на емкости рынка, покупки Банка Швеции подрывают ликвидность и ведут к росту доходности.

Главный экономист Danske Bank отметил, что финансовые условия вообще выходят за рамки общепринятой динамики. «Валюта и доходность двигаются в неправильном направлении. Банк Швеции хотел снизить доходность и опустить курс кроны, но недавно они начали показывать противоположную динамику. Это должно стать проблемой», - отметил он.

Ко всем проблемам с QE добавляется динамика кроны. С начала программы покупки облигаций в середине февраля 2015 года курс шведской кроны укрепился более чем на 4% по отношению к евро, на 5% по отношению к кроне Норвегии и на 3% по отношению к доллару.

Импортные цены снижаются, а Риксбанк уже мало что может сделать для предотвращения дефляции.

То есть количественное смягчение, которое должно было вызвать инфляцию и снизить доходность, привело к полностью противоположным результатам. И неясно, что теперь делать Банку Швеции, который первым в истории сам загнал себя в угол таким образом.

По словам директора Института стратегического планирования Александра Гусева, сегодня только ленивый не критикует Риксбанк [1].

«Такая монетарная политика Швеции — это «садомонетарная» политика, которая может завести экономику в очень сложное положение. Действительно, сейчас перед шведским Центробанком стоит достаточно серьезная задача. Хотя они поступили достаточно смело — решили посмотреть, как рынки смогут справиться с серьезным понижением ставки stiborи ставки РЕПО (она снижена до 0,35). И теперь невыгодно хранить деньги в Центральном банке. Никто не будет этого делать при отрицательной ставке. Деньги работают, это надо признать — сделки сохраняются, правда, в других объемах. Но важно понимать, что введение отрицательной ставки по депозитам вкупе со снижением ставки РЕПО фактически до рекордного минимума дало мощный сигнал о том, что Центральный банк Швеции намерен держать ставку в пределах нулевой. Там полагают, что это может привести к устойчивому восстановлению экономики и повышению ставки инфляции до уровня 2 %. Это задача очень непростая, хотя крона упала по отношению к евро, потеряв около 2 %. Никто этот опыт использовать не хочет. В свое время опыт Японии показал, что подобные меры по снижению ставки РЕПО приводят к очень серьезным проблемам, которые в экономике называются стагнацией. Кроме того, снижение ставки — довольно серьезная проблема для бизнеса Швеции. Действия Центробанка Швеции создают условия для неконкурентоспособности товаров и на внутреннем, и на внешнем рынке», — заметил Александр Гусев.

Высокий уровень иммиграции, как ожидается к 2017 году, приведет к более высокому уровню занятости, как в государственном, так и в частном секторах и таким образом в ближайшей перспективе, приведет к сокращению уровня безработицы. Однако на долгосрочную перспективу говорить о стабильности и улучшении ситуации в вопросе безработицы нельзя.

Тем не менее, для Швеции уже может быть слишком поздно что-либо предпринимать, хотя население, кажется, не слишком озабочено этими проблемами. Чувствительность центробанка к данным по инфляции позволяет предположить, что до окончания цикла монетарной экспансии еще далеко.