
Раздел 9
.docxВ это время происходит дальнейшая «реабилитация» человека со всей его телесностью, начатое ещё Фомой. Прекрасное человеческое лицо и тело становится в центр великих художников и скульпторов эпохи – Боттичелли, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Зарождается активистский антропоцентризм, определяющий и по сей день движущую силу современной эпохи.
Возрастает вкус к изучению природы, интерес к натурфилософии усиливается по мере передачи миру физическому самостоятельности. Отсюда природа начинает трактоваться пантеистически (пантеизм, с гр. – «всебожие»). Бог утрачивает свой внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя, тем самым, обожествляется. Джордано Бруно (1548-1600) защищает гелиоцентрическую систему Н.Коперника, развивает идею бесконечности мира и множества обитаемых миров. Бруно завершает пантеистическую традицию Возрождения, ликвидируя дуализм неба и земли. Бог есть и материя, и форма, и возможность, идействительность. А потому духовные и материальные начала неразделимы и находятся в органическом единстве. Мистико-натурфилософские воззрения характерны для Парацельса (1493-1541), представителя т.н. оккультного Возрождения XVI века. Этот врач, алхимик и астролог видит в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами. Природа должна быть понята, исходя из трёх алхимических элементов –ртути, серы и соли. Ртуть соответствует духу, сера – душе, соль – телу. Подобно тому, как в человеке всеми отправлениями тела «заведует» душа, также в каждой части природы находится одушевлённое начало – архей. Потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей, войти с ним в магический контакт и научиться им управлять. По мнению же Агриппы Неттесгеймского (1486-1535), скрытые свойства, получаемые вещами от Мировой звезды через посредство звёздных лучей, могут быть выявлены путём интуиции и опыта. И это не мешало ему быть верным католиком…
Парадоксальность такого пантеизма накануне Научной революции XVII века снимается, если учесть, что пантеизм, - даже в такой форме, - передаёт самой природе то, что в Средние века приписывалось Богу, - а именно активный, творческий импульс.
Социально-политические концепции эпохи можно подразделить на реалистические (Никколо Макиавелли, Жан Боден) и утопические (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).
В своей работе «Государь» Макиавелли (1469-1527) утверждал эгоистичность и испорченность человека: у него есть лишь два коренных интереса – интерес к собственности и страх перед смертью. Государство – естественный продукт неравенства людей, а потому его цель – сохранение равновесия в обществе. Для об-ъединения Италии необходима единая власть короля и для достижения этой цели нельзя ничем брезговать. А потому Макиавелли решительно выступал против претензий церкви на светскую власть, рассматривая религию лишь как служанку политики.
А для утопических конструкций (в духе «Утопии» Т.Мора и «Города Солнца» Т.Кампанеллы) типичными оказываются следующие черты:
-
утверждение интересов социальных низов;
-
объявление частной собственности причиной всех зол;
-
утверждение идеала общественной собственности и общественного труда;
-
проповедь изначального равенства людей как детей Божьих, и, наконец,
-
идеал будущего чётко регламентированного государства.
Таким образом, в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное и от античного, и от средневекового. И если для греческого философа предел выше беспредельного, завершённое и целое прекраснее незавершённого, то для философа эпохи Ренессанса возможность богаче актуальности, а движениеи становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия.
На почве этой новой мировоззренческо-духовной ситуации и появляются, уже как нечто необходимое, как бы стоящие на плечах титанов эпохи Возрождения лидеры классической науки, учёные конца XVI – начала XVII века – Галилей и Кавальери, отцы научной революции – Ф. Бэкон, Рене Декарт, Лейбниц и Ньютон, Гук и Роберваль.