
- •«Российская таможенная академия»
- •Международных экономических отношений
- •«Международный финансовый рынок»
- •Нормативные правовые акты
- •Литература
- •Финансовая экономика как определяющий фактор новой мировой экономики. Возрастание роли финансового фактора в мировой экономике
- •Процесс финансовизации мировой экономики
- •Новые черты и особенности финансового капитала
- •Сущность финансовой экономики
- •Международный финансовый рынок: сущность и функции
- •Особенности международного финансового рынка
Новые черты и особенности финансового капитала
Как отмечалось выше, в основе финансовой экономики лежит финансовый капитал, заметно отличающийся от того, который был описан Р. Гильфердингом. Современный финансовый капитал посредством своих связей с различными отраслями и сферами хозяйства контролирует не только денежный или финансовый, а все виды рынков, имеет отношение ко всему, что связано с экономической деятельностью человека и общества.
Финансовый капитал контролирует и рынок ресурсов, и рынок товаров и услуг, и рынок технологий, инноваций и др.
Финансовый капитал включает в себя:
- финансовую часть, представляющую и обслуживающую реальную экономику, производственный капитал, выполняя функцию обеспечения экономического роста. При этом он способствует процессу деиндустриализации развитых стран, углубления сервисного характера их экономики. Следует заметить, что деиндустриализация развитых стран – это не деградация их как промышленно развитых стран, а переход на иной уровень индустриализации – неоиндустриализацию. Неоиндустриализация развитых стран – это отход от «старой», традиционной модели индустриализации к сервисной модели и, наконец, переход к новой модели индустриализации, основанной на растущем использовании новейших достижений НТП, ресурсосберегающих, экологичных, безотходных технологиях, с упором на производительные силы с нарастающей в их стоимости доли сложного труда, наукоемкой, интеллектуальной составляющей. В этом процессе финансовый капитал, включающий в себя значительную часть интеллектуального капитала, естественно, не мог оставаться в стороне.
Другая часть финансового капитала включает виртуальную составляющую, которая, обслуживая реальную экономику, производственный капитал, в то же время в основной своей функции представляет спекулятивную часть финансового капитала.
Как отмечает Карлота Перес, это происходит на всех стадиях взаимодействия финансового и производительного капитала, а не только на «фазе зрелости» их сотрудничества.
Это противоречивое единство, где преобладающую роль все больше играет виртуальная, спекулятивная часть, оказывающая определяющую роль в формировании и развитии финансово-экономических процессов с 80-х гг. ХХ в.
В ходе развивающейся со второй половины XX в. финансовой либерализации и глобализации, поддержанной информационно-коммуникационной революцией, происходит разрыв между финансовыми отношениями, как обслуживающими систему МЭО (международную торговлю, инвестиции, перемещение других факторов производства), и их относительно самостоятельной, по преимуществу виртуальной, спекулятивной составляющей.
Разного рода валютно-финансовые спекуляции превращаются в наиболее выгодные рыночные операции. Спекуляции на изменениях курсов валют, ценных бумаг растут небывалыми темпами. Уже к концу 80-х гг. операции на мировых фондовых биржах более чем на 90% не имели отношения к торговле и инвестированию капитала. В середине 1990-х гг. доля финансовых услуг в ВВП США превзошла долю индустрии. С 1970-х гг. по 2008 г. составляющая производства в ВВП упала с 25% до 12%. Доля финансовых услуг возросла с 12% до 20–21%.
Спекулятивная, во многом виртуальная, часть финансового капитала становится преобладающей по масштабу и степени влияния на мировую экономику. Поскольку, как отмечал в свое время Дж. Кейнс, рынки капиталов стимулируют спекуляцию, то по мере их развития и превращения в более организованные (что и произошло в последней четверти ХХ в.) спекуляция начинает преобладать над предпринимательством. Расширение финансовых рынков, прежде всего фьючерсных, опционных сделок, развитие новых финансовых инструментов, при повышении степени их внутренней организованности и стандартизации, создает стандартизированные основы для осуществления и роста масштабов спекуляции.
Возникает ситуация разрыва, неадекватности между реальным сектором экономики и рынком ценных бумаг (особенно деривативов), действительных противоречий между реальным и фиктивным капиталом, как часть общей нестабильности. Многомиллиардные переливы, оттоки спекулятивного капитала с рынков одних стран на финансовые рынки других дестабилизирует экономическую обстановку стран, из которых происходит бегство капитала. Это становится одной из причин для страновых, региональных, мировых валютно-финансовых кризисов.
Масштаб перетоков спекулятивного капитала характеризуют следующие цифры: в 2009 г. чистый отток капитала из США составил 279,3 млрд. долл., тогда как в 2008 г. был отмечен приток капитала в страну в объеме 664,8 млрд. долл. Следует констатировать, что в развитых странах накопились огромные резервы свободных денежных средств, которые активно мигрируют по мировому финансовому пространству, создавая очаги нестабильности.
Переходим к четвертому вопросу
4-й вопрос: