
- •«Российская таможенная академия»
- •Международных экономических отношений
- •«Международный финансовый рынок»
- •Нормативные правовые акты
- •Литература
- •Финансовая экономика как определяющий фактор новой мировой экономики. Возрастание роли финансового фактора в мировой экономике
- •Процесс финансовизации мировой экономики
- •Новые черты и особенности финансового капитала
- •Сущность финансовой экономики
- •Международный финансовый рынок: сущность и функции
- •Особенности международного финансового рынка
Финансовая экономика как определяющий фактор новой мировой экономики. Возрастание роли финансового фактора в мировой экономике
Представления о «новой экономике», как и «новой мировой экономике», являются достаточно многообразными и находятся в процессе разработки российских и зарубежных экономистов. Современная мировая экономика может быть охарактеризована как новая мировая экономика, поскольку целый ряд факторов, признаков, устоявшихся тенденций, превратившихся в закономерности, уже достиг того критического уровня, когда количество переходит в качество и рождается новое явление.
Это явление имеет родовые отличия, во многом связанные со старой (традиционной) системой, однако по целому ряду существенных черт, характеристик, механизмов выходит за ее пределы, демонстрируя новую сущность.
Одной из важнейших отличительных характеристик новой мировой экономики является ее финансовый характер, господство международного глобализированного финансового капитала. Глобализация мировой экономики привнесла существенные отличительные признаки в понятие и механизмы финансового капитала, который появился в конце ХIХ в. и был описан немецким экономистом Р. Гильфердингом. Современный финансовый капитал, который в своем развитии сформировался под воздействием трех революций конца ХХ в.: научно-технической, информационно-коммуникационной и собственно финансовой революции представляет собой в отличие от своего предшественника симбиоз торгово-промышленного, финансового (денежный, ссудный, банковский, производственный капитал) и интеллектуального капитала. Этот глобальный финансовый капитал, в котором сплавлены в единую целостность частичные формы капитала с их современными механизмами, предстает как высшая ступень и форма его развития в современных условиях.
Со второй половины 50-х гг. ХХ в. роль международных валютно-финансовых и кредитных отношений в мировой экономике меняется как по объему, так и качественно и структурно. В последней четверти ХХ в. происходит взрывной рост финансового сектора мировой экономики. Именно в финансовой сфере процессы глобализации получают наибольшее развитие.
Для финансовой глобализации характерно:
- формирование глобального финансового рынка, глобальной (интегрированной) финансовой системы со своим участниками, финансовыми инструментами, единым информационным пространством и технологиями;
- нарастающая в основном свободная миграция капитала между странами и регионами;
- появление основ системы наднационального регулирования международных финансов.
К числу основных предпосылок этого процесса можно отнести решения Бреттон-Вудской конференции. Другой предпосылкой стали потребности транснационального капитала в интернационализации и глобализации валютно-финансовой и кредитной сферы. Важными факторами формирования особого статуса мировой финансовой сферы стала отмена в середине 70-х гг. решения о фиксированных валютных курсах, что способствовало размыванию границ прежде замкнутых национальных финансовых пространств, стимулировало экспансию иностранного капитала на национальных финансовых рынках.
Существенным фактором глобализации финансовой сферы, ее всепроникаемости стала информационно-коммуникационная революция. Компьютеризация, системы электронных счетов и кредитных карт, спутниковая и оптоволоконная связь позволяют практически мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить средства с одних счетов на другие в любые точки земного шара. Это привело к резкому сокращению трансакционных издержек и явилось одним из важнейших факторов образования мирового финансового рынка.
Технологическая революция в сфере ИКТ, порожденная развитием НТП, способствует возникновению и распространению финансовой революции. В ее основе лежит дерегулирование финансовой деятельности и стремительное развитие финансовых инноваций.
Так, усиление конкуренции на мировом рынке финансовых услуг вынудило развитые страны пойти в 80–90-е гг. на дерегулирование финансовой деятельности: снятие ограничений с величины процентных ставок, снижение налогов и комиссионных сборов с финансовых трансакций, открытие иностранным банкам доступа на национальный финансовый рынок и др. Как и всякая революция, финансовая революция способствует экспансии новых финансовых продуктов, подотраслей, инфраструктур, постепенно формирующих новую финансово-экономическую парадигму – финансовую экономику.
Финансовый сектор получает к концу XX в. беспрецедентное развитие и влияние на мировую экономику. Финансовый сектор мировой экономики включает пять сегментов:
- сделки с валютой;
- торговля акциями и облигациями, а также деривативами;
- международное кредитование;
- международные банковские депозиты;
- торговлю международными ценными бумагами.
По динамике развития и масштабам операций эта сфера деятельности за короткий период (10-15 лет) в десятки и даже сотни раз превысила объемы мировой торговли товарами и услугами, международного движения прямых инвестиций. Так, объемы мировой торговли в первом десятилетии XXI в. не превышали пока 17 трлн. долл. (по экспорту), а ежегодный объем прямых иностранных инвестиций колебался в пределах от 650 млрд. долл., до 1,7 трлн. долл., с общей суммой накопленных ПИИ около 10 трлн. долл. В новой мировой экономике финансовый капитал все больше выдвигается на ключевые позиции.
Одной из важнейших структурных частей «новой экономики» является ее финансовая составляющая. Международная финансовая экономика, будучи продуктом существенных сдвигов («финансовой революции»), происходящих в мировой экономике с 60-х. гг. XX столетия, способствовала появлению «новой экономики», одновременно испытывая на себе ее влияние. «Новая экономика», формируя современную финансовую модель хозяйствования, символизирует широкое использование инструментария информационных технологий, инноваций в банковской, валютно-финансовой системе. В основе финансомики лежит новый капитал, который представляет собой симбиоз финансово-производственного и информационно-интеллектуального капитала с соответствующими формами организации. Этот капитал триедин в свой сущности: реальной, спекулятивной, виртуальной. Для финансовой экономики характерно формирование и развитие инфокоммуникационных сетей и все большая виртуализация мировых финансов. Интеграция бизнес-процессов на основе интернет-технологий позволяет создавать системы сбора и анализа бизнес-информации, которые способствуют переходу к полной автоматизации, т.е. виртуальным финансам, где в основном устраняется процесс обработки трансакций. В целом можно констатировать, что финансомика, возникшая в результате глобальной финансовой и инфокоммуникационной революции, характеризует радикальную трансформацию индустриального финансового капитала в инфокоммуникационый постиндустриальный финансовый капитал, как один из признаков и структурных частей «новой экономики».
Одной из структурных частей «новой экономики» является такая сфера, как разработка и использование разного рода индексов, рейтингов, рэнкингов, коэффициентов и т. п. Эта сфера современного информационного производства порождена не только инфокоммуникационной революцией, но и потребностями создания и использования инструментов оценки рынка формирующейся «новой экономики». Сами по себе эти инструменты не являются непосредственным порождением «новой экономики». Однако их массовое производство и востребованность порождены именно ею. Современную экономику уже трудно представить без этих инструментов. Именно благодаря им «новая экономика» предстает как рейтингономика. Конечно, рейтинги, индексы и другие подобные инструменты обслуживают и традиционную экономику. Однако механизмы рейтингономики, отражающие потребности информационного общества активно воздействуют на традиционную экономику, подстраивая ее под реалии информационной экономики.
Переходим ко второму вопросу
2-й вопрос: