
Глава 3.
Ритуальная роль коня в религиозных культах.
В своей работе Некрасов С.П. особенно выделяет религиозное значение лошади. Тюркоязычные племена использовали коней для погребения и жертвоприношения.
В погребальном обряде лошадь служила жертвенным животным, а так же выполняла роль транспорта для умершего к месту сожжения. Кроме того, конину клали в могилы в качестве заупокойной пищи, а для живых она служила пищей на тризне. Отведение лошади такой роли в загробном мире было вполне естественным, так как у шаманистов функции транспортного животного и источника пищи являлись общим элементом в их религиозных воззрениях, начиная с умерщвления коня и препровождения мир усопших.
Транспортные функции.
У тюркоязычных племен не было принято запрягать лошадей в повозки. Для транспортировки умершего кочевники использовали сани. Этому свидетельствует, к примеру, найденый в скальном погребении Узун-Хая экземпляр саней. Запряженные сани использовались как зимой, так и летом. Еще одним погребальным транспортом были таски. Это две подходящей длинны жерди, концы которых скреплялись ремнями или веревками, между ними поперек привязывались деревянные палки, где и помещали умершего.
Так же умершего могли транспортировать верхом на коне. Такой вид транспортировки избирали только в случае дальнейшего умерщвления коня как транспортного животного, участвующего в обряде захоронения.
Ритуал погребения.
В эпоху средневековья в тюркоязычных племенах существовало три формы сопогребения коней с умершими:
1) Погребение целой лошади
Самый распространеный вариант захоронения с конем в племенах средневековой Центральной Азии. Коня клали слева или справа от умершего. Для того, что бы туша коня не сползла на труп человека, между ними часто ставили перегородку из бревен или камней, оставляя земляную перемычку. В некоторых случиях, с человеком погребали двух или трех лошадей. Самый ближайший к покойнику конь был заседлан, остальные лишь взнузданы. Такой обычай на прямую зависит от реальной действительности того времени, когда кочевник, отправляясь в долгий путь, брал с собой запасную лошадь. В то время шаманисты верили, что сопогребенная вместе с человеком лошадь доставит умершего на тот свет и будет служить ему там так же, как и при жизни.
2) Погребение со шкурой коня.
Активно практиковалось у кыргызов, у других народов – реже. Этот вид погребения использовали при обряде трупоположения со шкурой и костями коня. Отсутствие в Центральной Азии большого количества таких захоронений исключает возможность определения исследователями их этнической и культурной принадлежности.
3) Погребение с конским снаряжением.
Широко использовалось на территории всей Центральной Азии. Помещение в могилу конской экипировки или ее части не было аналогичным конскому захоронению. В таком погребальном обряде конское снаряжение предназначалось принесеной в жертву лошади, которую оставляли у места захоронения.
Жертвоприношение коня в системе религиозных культов.
В средневековой Центральной Азии жертвоприношение животных являлось “связующим звеном” между божеством и человеком. По сути обряд жертвоприношение – это обряд обмена. Умерщвление коня, овцы, барана и т.д. было некой компенсацией за доставленные свыше блага.
Состав жертвы зависел от ранга того божества или духа, которому эта жертва предоставлялась. В качестве примера, Некрасов С.П. приводит тюркский обряд жертвоприношения Небу. У восточных тюрков было принято жертвовать Небу множество овец и лошадей. А западные тюрки, помимо овцы и лошади, приносили в жертву Небу еще и быков. Такой выбор животных был связан с распростроненностью той или иной пищи среди кочевников. Так как домашняя лошадь и овца были основной мясной пищей для кочевых племен, ее приносили в жертву божественным силам как самое ценное, что было в их хозяйстве.