
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра политологии и антропологии современного Востока
Нестеров С. П.
Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии
в эпоху средневековья
Реферат студентки
2-й гр., 2-го курса
Гордеевой Елизаветы Александровны
Научный руководитель:
Башарин П.В.
К.ф.н.
Москва, 2015
Библиографическое описание:
Нестеров С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. – Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1990. – 143 с.
План:
Введение
Проблема культа коня в историографии
Коневодство тюркоязычных племен Центральной Азии
Ритуальная роль коня в религиозных культах
Истоки ритуальной роли коня
Заключение
Введение.
Книга Некрасова С.П. “Конь в культах тюркоязычных племен в Центральной Азии в эпоху средневековья” основывается на анализе различных этнографических и археологических источников, касаемых проблемы ритуальной роли коня в религиозных практиках и представления средневековых тюркоязычных племен.
С древних времен лошадь играет важнейшую роль в жизни и быте человека. Одомашнивание лошади - важный фактор дальнейшего развития человека. Лошадь являлась не только транспортным, но и тягловым животным на протяжении нескольких тысяч лет. Конечно, при такой значимой роли, это животное заняло особое место в искусстве и религии многих народов.
Большое значение конь имел в истории тюркоязычных племен. Здесь лошадь выполняла не только хозяйственную функцию, но так же имела место и в религиозных практиках. Автор отмечает, что неподробное выявление информации из археологических источников привело к тому, что религиозное значение коня свели к так называемому “культу коня”, что существенно тормозит изучение духовной и социальной жизни человека в древности и средневековье.
Исходя из этого, главной целью своей работы Некрасов С.П. ставит выяснение истинной ритуальной роли коня в религиозных воззрениях средневековых тюркских племен Центральной Азии.
Глава 1.
Проблема культа коня в историографии.
Ссылаясь на работу Яблокова И.Н. автор раскрывает понятие культа, как вида религиозной деятельности, то есть, объект культа – это тот, кому поклоняются. Следовательно, понятие “культ коня” изначально ошибочно, так как конь лишь обслуживал культ, а не являлся его центром.
Исключение из этого правила было только у древних индоиранских народов. В древнеиндийской мифологии единым зооморфным образом Вселенной был ашва (конь). Однако, не только ашва представлялся в образе бога и Вселенной. Инкарнацию индоиранские боги совершали в различные образы: верблюд, баран, рыба, воин и т.д.
В верованиях других народов конь имел место только в жертвоприношениях. Доказательством этого являются скелеты лошадей, найденные в погребениях. Исследователи относят такие захоронения к древнейшей тотемической идеологии, то есть лошадь выполняла роль погребального инвентаря. Автор вспоминает Липеца С.Р., который писал о схожести этого обряда с обрядом “посмертной” жены или “соумирающих” воинов.
В общем, Некрасов С.П. сводит ритуальное значение лошади к двум аспектам: жертвоприношение и посвящение богам. При посвящении богам, в отличии жертвоприношения, лошадь не умерщвляли, а только отмечали особым знаком.
Проблемой истоков “культа коня” автор считает вопрос о первоначальном месте доместикации лошади в Евразии. Мнения исследователей на этот счет расхоятся. Некоторые ученые считают, что одомашнивание лошади произошло в Восточной Европе около IV тыс. лет до н.э. Однако иппологи все больше склоняются к теорри о нескольких центрах доместикации.
Что касается отражения образа коня в исскустве кочевых племен Евразии, то здесь автор отмечает большое количество оставленных племенами на скалах и плитах изображений коней. Помимо религиозной функции, такие рисунки еще могли являтся иллюстрациями к различным народным сказаниям
Глава 2.
Коневодство тюркоязычных племен в Центральной Азии.
Средневековая лошадь.
Большое хозяйственное значение лошади у центрально-азиатских племен было обусловлено их основным занятием – скотоводством. Из-за кочевого образа жизни, развидение лошади было необходимо для ведения хозяйства. В условиях степной местности и резко-контенинтального климата Центральной Азии, племена разводили исключительно породы степных лошадей. Для таких лошадей в основном были характерны крепкое туловище, высота в холке примерно 140-150 см., пышный волосяной покров, долговечность (до 20 лет) и стойкость к неблагоприятным факторам внешней среды.
До VII-VIII вв. н.э. в этой местности была распространена крупная высокопородистая лошадь, которая имела длинную шею и ноги. Ее основными поставщиками была Средняя Азия и древний Хутталь. Из-за непреспособленности к жестким природным условиям, крупная лошадь была полностью вытеснена степными породами.
Первая, известная китайцам, степная порода лошадей, условно названная автором “южно-сибирской”, разводилась на северной окрайне Центральной Азии. К этой породе ученые относят лошадей курыкано-карлукской группы, байырко-тардушской и тонгра-эдизской групп.
Вторая порода степных лошадей - “центрально-азиатская” – разводилась в широком поясе степей, полупустнынь, и пустнынь Монголии и Синьцзяна. К этой породе относятся лошади тюркской, уйгурской и южно-тюркской групп.
“Южно-сибирская” и “центрально-азатская” породы являлись продуктами своей экологической зоны в пределах Центральной Азии.
Стоит заметить, что потребность кочевников в хороших верховых скакунах удовлетворялась за счет постоянного скрещивания степных и среднеазиатских пород. Такое скрещивание было эффективным, но не долгим. Из-за условий примитивного степного коневодства происходило постоянное изменение лошадей в сторону аборигенных степных пород.
Конь в хозяйстве древних племен.
Самым важным этапом в хозяйственном использовании лошади, автор считает освоение лошади для верховой езды в II-I тыс. до н.э. Этот навык делает хозяйство кочевых племен более мобильным и скотоводческим.
Одно из направлений коневодства у тюркоязычных племен – мясное и молочное, потверждается археологическими находками костей коня в качестве погребальной пищи, и сообщениями письменных источников о составе пищи племен.
Вторым направлением коневодства в Центральной Азии считается транспортное направление, в которое входит разведение и подготовка лошадей для верховой езды.
Для развития коневодства большое значение имело его третье направление -торговля лошадьми. Особенно процветала торговля с китайцами. Большей частью китайцы поставляли тюркоязычным племенам необъезженных табунных лошадей. Специально подготовленные, боевые и упряжные лошади поставлялись крайне редко.
Стоит отметить, что китайские письменные источники, не смотря на такое активное использования лошадей кочевниками, описывают тюркоязычные племена исключительно скотоводческими, не выделяя при этом коневодство в отдельное занятие.
В целом, говоря о коневодстве у тюркоязычных племен, хочется подчеркнуть особое отношение кочевников к лошадям вообще и к своим верховным коням в частности, что не могло не отразиться на духовной жизни.