
Golovin_S._Slovar_Prakticheskogo_Psi.a6
.pdfтиворечат выдвинутой гипотезе, то она подлежит изменению или даже отбрасыванию.
Именно в сочетании теоретических построений и проверки их соответствия действительности заключается метод научный.
НАУКА: ПРЕДМЕТ – та сторона или стороны, какими объект науки (-> наука: объект) в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует, В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.
НАУКА ГУМАНИТАРНАЯ – ее объектом выступает человек – человеческое общество и мышление. Науки гуманитарные подразделяются на науки социальные и науки философские.
НАУКА ЕСТЕСТВЕННАЯ – ее объектом выступает природа, органическая и неорганическая.
НАУКА ПРИКЛАДНАЯ – прикладными считаются науки, ориентированные на практическое применение знаний, полученных в науках фундаментальных; они служат непосредственно нуждам общества.
НАУКА ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ (наука чистая) –
фундаментальными считаются науки, познающие мир безотносительно возможности практического ис-
пользования получаемых знаний.
НАУЧЕНИЕ – процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Это понятие возникло в зоопсихологии. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт – знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).
Как всякое приобретение опыта, научение включает в себя протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное). У животных научение (-> животное: научение) – основная форма приобретения опыта. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).
Способностью к научению обладают в основном виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном развитии. Если поведение инстинктивное эффективно в обычной для животного среде и обычных обстоятельствах, то справляться с новыми ситуациями и непривычной обстановкой, формировать новые поведенческие акты могут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к научению и выработке навыков.
Начатки возможности научения обнаруживаются уже у дождевых червей. В средней степени оно проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Эта способность развивается по мере продвижения по эволюционной лестнице, и у самых продвинутых форм (шимпанзе и человека) почти нет таких форм поведения, что позволяли бы с момента рождения без тренировки адекватно приспосабливаться к среде. У человека формы поведения, коим он не должен обучаться, – это врожденные рефлексы, дающие возможность выжить после появления на свет: рефлекс сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и пр.
У человека роль и значение научения меняются в ходе онтогенеза. В возрасте дошкольном научение – основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению – учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор научения – место усваиваемого материала в соответственной деятельности. Человек лучше научается материалу, который занимает место цели деятельности.
Согласно одним теориям, существует единый механизм обучения (у человека и животных, у научения и учения); другие теории рассматривают эти механизмы как различные. В зарубежной психологии к первой группе относятся теории бихевиоризма, где на-
учение трактуется как не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени. Подобные теории противоречат позднее установленным фактам, говорящим о возможности научения без подкрепления, без упражнений и пр. К этой же группе нужно отнести теории, где научение рассматривается как процесс изменения отражения психического условий деятельности и поведения по принципу пассивного установления новых связей (ассоцианизм), реструктурирования исходно целостного опыта в виде образцов (гештальт-психология) или планов (необихевиоризм). Сюда же в большой мере относятся теория Ж. Пиаже (-> школа Женевская) и теории некоих представителей подхода информационного и психологии когнитивной.
Ко второй группе относятся теории отечественных психологов и ряда зарубежных авторов. У человека научение и учение рассматриваются ими как процесс познавательный усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. У животных научение трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.
НАУЧЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ – научение через сло-
весные воздействия: инструкции, разъяснения, описания и прочее, – без обращения к конкретным действиям предметным, к обусловливанию оперантному или условно-рефлекторному.
НАУЧЕНИЕ ВИКАРНОЕ – научение через прямое наблюдение за чувственно представленными образами и через подражание им.
НАУЧЕНИЕ ОПЕРАНТНОЕ – вид научения, проис-
ходящего за счет спонтанного порождения субъектом множества разнообразных реакций на одну и ту же ситуацию или стимул – с последующим закреплением лишь тех, что оказываются самыми удачными с позиции получаемого эффекта.
НАУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – термин введен бихе-
виористами; означает обретение организмом новых форм реакций путем наблюдения за поведением других живых существ и подражания ему. Научение социальное объяснялось, исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление), и экспериментально изучалось на животных.
Позднее этот подход был дополнен введением познавательных факторов. За людьми была признана способность представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира». Поэтому даже в случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не
получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается им подражать. В таких условиях приобретение новых реакций – не столь длительный процесс, как при выработке обычных навыков.
В опытах по научению социальному детям показывали фильмы с образцами поведения, имевшего различные последствия – положительные или отрицательные. В зависимости от характера наблюдаемых последствий испытуемые в большей или меньшей степени подражали образцу. Хотя в этом варианте концепция научения социального допускает возможность выбора субъектом ответного действия, в целом она механистична и разделяет общие методологические особенности бихевиоризма.
НАУЧЕНИЕ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОЕ – вид на-
учения, происходящего за счет выработки реакций на новые раздражители по механизму рефлекса условного.
НЕВРАСТЕНИЯ – один из видов неврозов, могущий возникать в результате перенапряжения или перенесенных инфекций (у детей). Основные симптомы таковы:
1) состояние раздражительной слабости, характерное сочетанием повышенной возбудимости, быстрой истощаемости и утомляемости, плохой переносимо-
сти сильных раздражителей; из-за повышенной утомляемости и ухудшения концентрации внимания нарушается работоспособность;
2)лабильность эмоций, неустойчивое настроение
–часто пониженное, подавленное;
3)повышенная раздражительность, утомляемость, слезливость (-> депрессия);
4)иногда появляются тревога, или страх, нетерпеливость, расстройства сна, головные боли, сексуальные нарушения, разнообразные нарушения системы нервной вегетативной.
Неврастения возникает преимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах. Сопровождается физическим истощением.
Неврастеникам присущи общие астенические свойства – повышенная чувствительность и быстрая истощаемость. Они возбудимы и истощаемы в нерв- но-психическом смысле. К этому добавляются некие соматические расстройства: периодически возникающие неприятные ощущения, боли, покалывания, плохая работа кишечника, плохой сон, усиленное сердцебиение и пр. Все эти неполадки – психогенной природы; заметной органической основы, как правило, нет. Они возникают от излишне повышенного внимания к отправлениям своего организма.
НЕВРОЗ – группа самых распространенных погра-
ничных нервно-психических расстройств, психогенных по природе, но не обусловленных психотическими состояниями. Возникают на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого конфликта невротического, закладываемого преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с окружением микросоциальным, в первую очередь-с родителями. Могут возникать и под влиянием неудовлетворенности, тяжелых переживаний, перенапряжений, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потерь и прочих психотравмирующих факторов.
В появлении неврозов значительную роль играют:
1)факторы биологические – такие как наследственность, заболевания соматические;
2)факторы социально-психологические – прежде всего неблагоприятные семейные обстоятельства;
3)личностные особенности и эмоциональные переживания.
Клиническая картина неврозов содержит как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные переживания (тревога, ощущение собственной неполноценности).
При неврозах на первый план выступают расстройства сферы эмоциональной. Затруднения поиска выхода из переживаний влечет психическую и физиологическую дезорганизацию личности, формирование
симптомов невротических.
Психогенный характер неврозов означает, что они обусловлены действием преимущественно психологических факторов (переживанием конфликта невротического) и связаны с активизацией симптомов расстройства в психотравмирующих ситуациях.
К основным формам неврозов относятся: неврастения, невроз страха, невроз истерический, невроз навязчивости и психастения.
Неврозы относятся к обратимым расстройствам. В их лечении особое значение принадлежит методам коррекции психологической, психотерапии, но применяется и медикаментозная терапия.
В психологии при изучении конфликта невротического особое внимание уделяется психоаналитическим концепциям личности (-> фрейдизм; неофрейдизм; психология аналитическая). Поскольку в происхождении и характере течения неврозов одно из первых мест занимают особенности воспитания и отношений развивающейся личности, проблема неврозов весьма интересна для психологии.
Согласно З. Фрейду, невроз возникает там, где не вполне удался переход от прямых к заторможенным в смысле цели сексуальным первичным позывам; это соответствует конфликту между первичными позывами, поглощенными Я, кои прошли через такое разви-
тие, и частицами тех же позывов, что из вытесненной бессознательной сферы стремятся к прямому удовлетворению. Невроз необычайно богат содержанием, ибо охватывает всевозможные отношения между Я и объектом, а также конфликтные отношения между Я и Сверх-Я. Неврозы не имеют некоего специфического содержания, коего нельзя было бы найти и у здорового: невротики страдают теми же комплексами, с коими борются и здоровые. Приведет ли борьба к неврозу или к компенсирующему высшему творчеству – все зависит от количественных соотношений, от взаимоотношений борющихся сил.
Симптомы невроза обусловливаются либидо и его применением. Заболевание происходит, только когда Я теряет способность к распределению либидо. Каждый невроз как-то нарушает отношение больного к реальности, является средством отказа от реальности; в тяжелых случаях происходит прямо-таки бегство из реальной жизни. Неврозы составляют «преимущество» человека над животными, и относятся к болезням личности, имеющим социальную окраску. При неврозе, как и при психозе, происходит либо замещение реальности, либо утрата ее. Поэтому некоторые неврозы – продукт конфликта и отчуждения, социальных противоречий, проявляемый в сфере психики. В то же время невроз может пониматься как