Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 3.docx
Скачиваний:
39
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
48.92 Кб
Скачать

3.5. Эмоционально неустойчивое расстройство личности. Пограничный подтип

' Пограничный подтип эмоционально неустойчивого расстройства лич­ности. Нозологическая категория этого расстройства в рамках МКБ-10 – F 60. 31. Этот подтип представлен в 1-2 % популяции. Здесь преобладают женщины в пропорции 2:1. У кровных род­ственников отмечается тенденция к депрессии и злоупотреблением психоактивными веществами.

Концепция пограничного расстройства отражает специфические психодинамические нарушения, возникающие на определенных этапах развития личности и приводящие к искаженному восприятию себя и других, а также к искажениям межличностного общения и поведения.

Основной патопсихологический синдром, характерный для пограничного подтипа, характеризуется крайней нестабильностью самооценки, аффективной неустойчивостью и длительным состоянием психологического кризиса. Под воздействием социальных стрессов погранич­ные личности легко декомпенсируются.

Эмоциональная декомпенсация опасна высоким риском социальной дезадаптации и саморазрушающего поведения. Как правило, лица, относящиеся к данному типу, предъявляют к окружающим нереалистические, инфантильные требо­вания в ожидании максимальной преданности и под­держки, так как сами отказываются нести ответ­ственность, сопровождающую зрелое пове­дение, свойственное норме.

Для диагностики пограничного подтипа эмо­ционально неустойчивого расстройства личности, помимо общих критериев, необходимо наличие трех качеств, сформулированных для импульсивного типа, и дополни­тельно не менее двух из пяти качеств:

 нарушения и неуверенность в восприятии себя, сво­их целей и внутренних предпочтений;

 склонность к установлению интенсивных, но неста­бильных отношений с окружающими;

 преувеличенные усилия избежать состояния поки­нутости и одиночества;

 повторные элементы саморазрушающего поведения;

 стойкое чувство внутренней пустоты.

Контрольные задания:

63. Опишите специфические критерии диагностики пограничного подтипа эмоционально неустойчивого расстройства личности.

3.6. Истерическое расстройство личности

Точных данных о распространенно­сти истерического личностного расстройства нет. Оно преобладает у женщин. Отмечается его высокое сочетание с соматизированным расстройством и с алко­голизмом. В классификациях DSM и нерусских вер­сиях МКБ-l0 оно называется гистрионическим (актерским) расстройством личности (F 60. 4.) В русской версии сохранено более привычное для отечественных психиатров и психологов обозначение – истериче­ское расстройство личности.

Его характеризует, прежде всего, потребность находиться в центре всеобщего внимания, «жажда признания» и очевидное несоответствие между чрезмерной претенциозностью, желанием выделиться среди окружающих и действительными, явно недостаточными для этого ограниченными возможностями. Это люди неглубокие, поверхностные, неорганизованные, лишенные твердых и реалистичных взглядов на жизнь, гармонической и адекватной системы личностных ценностей. Поведение их обращает на себя внимание театральностью, ходульностью, экстравагантностью, непостоянством, отсутствием простоты и искренности. О таких людях говорят, что они стремятся выглядеть гораздо значительнее, чем есть на самом деле, пережить больше, чем они в состоянии пережить, они «хотят казаться, а не быть».

Истерикам свойственны также завистливость, скандальность, лживость, отсутствие прочных привязанностей, неспособность разграничивать действительность и вымысел, эксцентричность в манерах, одежде, вкусах и увлечениях, нарциссизм и склонность к реакциям бегства в болезнь, которая превращается в подобие щита, отражающего непосильные для них требования жизни. Формирование истерического личностного расстройства в значительной мере связано с неблагоприятными семейными условиями (воспитание кумира, любимчика).

Для диагностики истерического расстрой­ства, помимо общих для расстройств лич­ности критериев, необходимо соответствие четырем из шести качеств:

 показной характер, театральность поведения или преувеличенное выражение чувств;

 внушаемость, леrкое попадание под влияние окру­жающих или ситуативных воздействий;

 поверхностный, лабильный аффект;

 постоянный поиск возбуждающих переживаний и деятельности, когда субъект находится в цен­тре внимания;

 неадекватное подчеркивание своей сексуальности во внешности и поведении;

 чрезмерная, озабоченность своей привлекательностью.

При истерическом расстройстве личности благосклонное отношение к окружающим продолжается до тех пор, пока те ими восхищаются. Вы­страивая межличностные отношения с другими людьми, истероиды ставят в качестве непременного условия требование постоянно находиться в центре группы. Истероидные люди отличаются хрони­ческой вовлеченностью в сиюминутные взаимодействия с другими людьми, от мнения которых зависит их теку­щая самооценка.

Убеждения при гистрионическом расстройстве личности следующие: «я очень привлекательна и интересна», «люди должны восхи­щаться мною и выполнять мои распоряжения», «они не имеют права отрицать мои несомненные достоинст­ва», «если люди не отвечают мне, они отврати­тельны».

У людей с истерическим личностным расстройством низкая устойчивость к фрустрации, они могут прибег­нуть к плачу, агрессивному поведению и суицидным попыткам, чтобы добиться желаемого. Наиболее частая эмо­ция – веселье и повышенное настроение, когда они с успехом завладевают вниманием других людей.

Истерия связана преимущественно с таким механиз­мом психологической защиты, как вытеснение. А. Фрейд определила вытеснение как «отторжение или сокрытие аффекта сознательным Эго. Наиболее часто вытеснение понимается как забывание, т.е. как такой процесс, вследствие которого сознание теряет не сам аффект, а мысленное содержание, которое ра­нее было понято и оценено. В том случае, если оценка содержания оказывается негативной, впечатление, не согласующееся с представлением о себе и своем месте в мире, устраняется в бессо­знательное, т.е. вытесняется. Вся информация, кото­рая представляет истероидного человека в невыгод­ном свете, имеет тенденцию забываться. Именно этой склонностью к вытеснению нежелательных представ­лений и объясняются частые эпизоды запамятования, отмечаемые у истероидной личности».

По мнению Д. Шапиро, природа истерического мышления создает основу для забывания и делает его фактически неизбежным. Автор считает, что истерическое познание глобально, рассеянно и ему недостает концентрации, особенно концентрации на подробностях. Такое познание может быть охарактеризовано как импрессионистическое.

Описывая когнитивную модель истероидной личности, Шапиро выделяет несколько ее отличительных черт. Во-первых, это неспособность к длительной или интенсивной умственной концентрации. Во-вторых, отвлеченность внимания и впечатлительность. Для истероидного человека интуитивное предчувствие или впечатление является окончательным когнитивным продуктом сознания.

По мнению Ф. Римана, истероидные личности живут по принципу «один раз не в счет», что означает отказ от привязанностей и обязанностей. Главным и важным для них является «сейчас» – настоящее мгно­вение, текущий момент. Прошлое не инте­ресует их более; будущее есть поле для возможного, од­нако они, по существу, ничего не планируют, так как это было бы связано с традициями и установками. Прежде всего, они нуждаются в чувстве свободы, поэтому испытывают страх пе­ред порядком, установленным законом, который они связывают с невозможностью уклониться от обязанностей и установок. Они живут от мгновения к мгновению без четких планов и целей, в ожидании нового, в жажде новых раз­дражителей, впечатлений и авантюр, находясь во вла­сти господствующих в данный момент впечат­лений и желаний, исходящих как от внешних, так и внутренних источников.

Ананкастное (обсессивноомпульсивное) расстройство личности

Ананкастная психопатия описывалась Крепели­ным и Шнайдером, однако наиболее популярным оказалось описание 3. Фрейда, объединившего наиболее характерные для этого типа черты педантичности, бережливости и упрямства. Данная категория в течение дли­тельного времени входит в классификацию DSM. Нозология по МКБ-10 – F 60. 5.

В литературе проводится параллель между обсес­сивно-компульсивным расстройством личности и псих­астеническим типом личности, психастенической акцентуацией характера в понимании отечествен­ных авторов. Отмечаются такие характерные черты этих людей, как четкое мышление, ригидность, опреде­ленная напряженная активность.

Для диагностики обсессивно-компульсив­ного личностного расстройства должно быть установ­лено соответствие, помимо общих для расстройств личности, четырех из восьми качеств, таких как:

  • постоянные сомнения и чрезмерная осторожность;

  • постоянная озабоченность деталями, правилами, по­рядком, планами, организацией;

  • перфекционизм, стремление к совершенству, а тaк­же связанные с этим качеством постоянные перепроверки;

  • чрезмерная добросовестность и скрупулезность;

  • неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб получению удовольствия и межличностным отношениям;

  • чрезмерная педантичность и следование социаль­ным условностям;

  • ригидность и упрямство;

  • необоснованное настаивание на точном подчинении других людей собственным привычкам.

По мнению А. Бека и А. Фримена, ключевыми словами для обсессивно-компульсивных личностей является «должен» и «контроль». Эти лю­ди так тщательно выбирают средства, необходимые для достижения цели, что эти средства сами по себе становят­ся целью. Они считают себя ответственными за себя и за других. Они ответственны перед собственной перфекцио­нистской совестью. Они воспринимают других как слишком легкомысленных, нередко безответственных. Их «основные» убеждения таковы: «мне нужны порядок, системы и правила, чтобы выжить», «если я не буду иметь систем, все развалится», «если я или другие не будем делать работу в соответствии с самыми высокими стандартами, мы потерпим неудачу», «я должен делать все только правильно».

Люди обсессивно-компульсивного типа постоянно заняты интенсивной деятельностью. При этом все делают с усилием и с определенной целью. У компульсивного человека уси­лие присутствует в любом действии, независимо от того, требует оно мобилизации всех сил или нет. Компульсивный человек с усилием пытается наслаждаться и развлекается так, будто выполняет тяжелую ра­боту. От его деятельности создается впечат­ление, что человека кто-то принуждает. В нем не видно энтузиазма.

При такой модели активности человек бо­лее или менее постоянно оказывает на себя давление, и в напряжении, созданном этим давлением, он рабо­тает и живет. Такая личность является своим собственным надзирателем. Он приказывает, напоминает и предупреждает; он определяет не только, что делать или не делать, но и чего желать, чувствовать и даже что думать.

Непосредственной эмоциональной реакцией на предчувствия того, что выполненная работа не соответствует стандартам, является тревога. Важной проблемой людей этого типа является трудность принятия решения, склонность к бесконечным сомнениям и колебаниям.

Еще одна базовая черта – это склонность к ритуальному поведению. «Эти люди пытаются удержать жизнь с помощью схем, проявляя при этом упрямую нетерпимость к новому и непривычному, а потому беспокоящему их. То, что они так упорно хотят удержать, приводит их к принудительным и навязчивым психическим процессам, – пишет Ф. Риман. – За каждой догмой и проявлением фанатизма стоит страх – страх перед переменами».

Лица со склонностью к навязчивости верят, что можно все вокруг привести к единой, логически выстро­енной схеме. Эти люди боятся, что без постоянного собственного контроля может наступить угрожающий им хаос, что для наступления такой ужасающей неупорядоченности достаточно лишь немного расслабиться, стать более открытым и более податливым. «Осторожность – прежде всего», «нужно сде­лать все, чтобы предотвратить непредусмотренное», – вот важнейший принцип людей с навязчивым разви­тием личности. Будучи принципиальными во всем, они естественный порядок доводят до педантичности, необ­ходимую последовательность и рациональность – до не­исправимого упрямства, разумную экономность – до скупости, здоровое своеобразие – до исключительного своенравия, вплоть до деспотизма. Несмотря на то, что полнота жизни заменена у них жесткими правилами, это все же не дает возможности полностью преодолеть страх, что приводит к развитию навязчивой симптома­тики и навязчивого поведения».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]