Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Госы_1 / европа / франция / 38. III республика во Франции в 187-1914гг.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
157.7 Кб
Скачать

«Блок левых» у власти (1902 – 1914 гг.)

Левый блок. Выборы 1902 г. не способствовали успокоению страстей, разбуженных делом Дрейфуса. Консервативно-националистическая оппозиция, потерпев поражение, отнюдь не была сломлена. Поэтому левореспубликанские партии, завоевавшие большинство мест в палате депутатов, также не считали свою победу окончательной и были намерены продолжать борьбу. Они образовали в парламенте своеобразный координирующий центр «делегацию левых». Оформленная таким образом коалиция получила название «Левого блока». В этот блок вошли: радикалы (Клемансо), левые республиканцы (Комб) и социалисты. Их политика характеризоалась защитой демократических республиканских институтов.

Взамен кабинета Вальдека-Руссо, ушедшего в отставку, было сформировано правительство из 7 радикалов и 3 левых республиканцев во главе с Эмилем Комбо. Социалистам на этот раз не предложили портфеля, но их фракция, состоявшая главным образом из реформистов, поддерживала правительство своими голосами.

По существу Комб продолжал, только еще более энергично политику предыдущего кабинета. Своей главной задачей он считал борьбу с клерикализмом, поднявшим голову в годы правление прогрессистов.

Поэтому принятый еще в правление Вальдека-Руссо закон об ассоциациях (1901) содержал статью, направленную против конгрегаций: разрешение на их деятельность должна была выдавать палата депутатов, а их имущество подлежало контролю со стороны префектов. Новое парламентское большинство отвергло все просьбы о регистрации конгрегаций, в результате чего сотни их были распущены. Но этого правительству показалось мало, и в 1904 г. она внесло законопроект о запрещении тысяч ранее разрешенных конгрегаций, также принятый левореспубликанским большинством. Последовали и другие ограничения: монахиням запрещалось оказывать помощь пациентам военных госпиталей, военнослужащим - посещать собрания религиозных обществ, духовным лицам - получать университет­ские степени. В этом же году (1904) с целью установить религиозное воспитание детей и молодежи Национальное собрание приняло закон, запрещавший конгрегациям заниматься обучением. В течение 10 лет муниципалитеты должны были заменить принадлежащие им школы светскими.

Антиклерикальная политика Комба привела к резкому ухуд­шению отношений между Францией и Ватиканом. После смерти Льва ХIII в 1903 г. папой римским был избран Пий Х, сторонник более жесткого курса во внешне- и внутрицерковных делах. После того как Ватикан выступил с серией протестов против действий французского правительства, Комб в 1904 г. заявил о разрыве с ним дипломатических отношений.

Уже после отставки Комба особая парламентская комиссия во главе с Брианом подготовила законопроект об отде­лении церкви от государства, который был принят в декабре 1905 г. Согласно новому закону, республика гарантировала свободу со­вести и свободное отправление всех культов, не субсидируя ни один из них. Католическая церковь, следовательно, впредь долж­на была существовать за счет пожертвований верующих. Ее иму­щество переходило в руки «культовых ассоциаций» прихожан.

Закон об отделении церкви от государства вызвал протесты со стороны французских католиков, которые усмотрели в нем пося­гательство на свои права. Тем не менее, пра­вительство приступило к выполнению закона, который предус­матривал между прочим составление инвентарных описей церков­ного имущества. Это казенное мероприятие едва не взорвало гражданский мир: по всей стране прошли выступления верующих, которые иногда силой пытались помешать властям. Порой столк­новения между ними приводили к кровопролитию. Правительство вскоре отменило эту столь возмущавшую католиков процедуру. Таким образом, первоначально закон об отделении ухудшил и без того непростые отношения между католиками и церковью, с одной стороны, и республиканским государством - с другой. Однако в долгосрочной перспективе он способствовал их норма­лизации на рациональной основе: церковь постепенно отказалась от притязаний на политические преимущества, а вместе с тем иссяк и основной источник антиклерикализма.

Хотя борьба с церковью была главным направлением внутрен­ней политики Левореспубликанских кабинетов начала ХХ в., не оставили они без внимания и армию. Цель ее демократизации преследовал закон о снижении срока военной службы с 3 до 2 лет, подготовленный Комбом, но принятый при его преемнике Мори­се Рувье в 1905 г. Одновременно без лишней огласки была предпринята «чистка» офицерского корпуса от лиц, скомпромети­ровавших себя связями с клерикалами и националистами. Министр обороны Андре тайно следил за умонастроениями офицеров. Исходя из этих наблюдений он решал кадровые вопросы.

Однако, крайности «комбизма», как стали называть внутреннюю политику левого блока, возмутили левых республиканцев, часть которых перешла в оппозицию. Ослабела и поддержка правитель­ства со стороны социалистов. До поры до времени они согласны были закрывать глаза на отсутствие крупных социальных реформ. Но когда весной 1906 г. поднялась волна забастовок и власти, напуганные угрозой массовых беспорядков 1 мая, увеличили численность столичного гарнизона, социалисты забеспокоились. Поддерживая правительство, они рисковали потерять доверие рабочих избирателей.

Правление радикалов. На всеобщих выборах, состоявшихся в мае 1906 г., избиратели одобрили политику «лево»-республикан­ских партий, каждая из которых получила ощутимую прибавку депутатских мест. Но самое примечательное было то, что радикалы, завоевав 247 мандатов (что дало им значительный перевес над, «правой» оппозицией, имевшей 174 мандата), отныне могли управлять страной самостоятельно, не прибегая к поддержке ни социалистов, ни левых республиканцев.

Радикальное большинство привело к власти кабинет во главе с Клемансо. В прошлом активный участник радикальной оппозиции правлению умеренных республиканцев, он впервые вошел в правительство на 65-м году жизни, заняв в марте 1906 г. пост министра внутренних дел. Этот пост он сохранил и после того, как в октябре 1906 г. возглавил правительство. Основанием тому служил рост политического напряжения в стране, связанный не столько с выполнением закона об отделении церкви от государст­ва, сколько с ростом революционного синдикализма.

В начале ХХ в. синдикалистское (т.е. профсоюзное) движе­ние вышло далеко за рамки защиты профессиональных интересов рабочих и служащих. В 1902 г. Федерация бирж труда влилась во Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ), образованную в 1895 г. - Единый профсоюзный центр воспринял анархистские идеи Ф. Пеллугье, в том числе и о всеобщей стачке как методе осу­ществления революции. Эта смесь анархизма и синдикализма получила название анархо-синдикализма. Его манифестом стала так называемая Амьенская хартия, принятая съездом ВКТ в октябре 1906 г. В ней заявлялось о приверженности профсоюзов классовой борьбе вплоть до «полного освобождения, которое может быть достигнуто лишь путем экспроприации капитала. Всеобщая стачка объявлялась главным средством этой борьбы, а профсоюзы - орудием не только сопротивления эксплуататорам, но и организации производства и распределения в будущем. Наконец, хартия провозглашала независимость профсоюзов - не только организационную, но и доктринальную - от политических партий, не исключая социалистической.

Клеман­со проявлял решительность всякий раз, когда действия забастов­щиков прямо затрагивали интересы граждан. Он широко прибе­гал к вводу в места забастовок армейских частей, одного присут­ствия которых подчас было достаточно, чтобы предотвратить беспорядки. Так было в апреле 1906 г., когда на улицы шахтер­ских городов и поселков было выведено 20 тыс. солдат против 40 тыс. забастовщиков. В марте 1907 г. Клемансо добился пре­кращения забастовки электриков, на два дня оставивших без освещения большую часть Парижа, заявив, что готов обеспечить электроснабжение силами военных техников. Но забастовка и демонстрация рабочих песчаных карьеров в Дравей и Вильнев­-Сен-Жорж летом 1908 г. сопровождались возведением баррикад и столкновениями с жандармерией и войсками, в результате чего несколько человек были убиты и десятки ранены.

Однако в борьбе с анархо-синдикалистами Клемансо не всегда мог положиться даже на армию. Летом 1907 г. южные департаменты были охвачены волнениями крестьян-виноградарей. Они несли большие убытки вследствие падения цен на свою продук­цию. Вину за это они возлагали на мошенников, которые налов­чились выпускать всевозможные подделки под натуральные вина. Крестьяне требовали, чтобы власти положили конец этой негодной практике. Города Безье, Перпиньян, Нарбонн, Каркассон стали в конце мая - начале июня ареной массовых демонстраций, на которые съезжались жители сельской округи. 9 июня в Mонпелье собралось свыше 700 тыс. демонстрантов, солдаты, направленные туда для поддержания порядка, заявили о своей солидарности с ними. А 21 июня, после того как в ряде городов произошли кровавые столкновения между демонстрантами и силами порядка, несколько сотен солдат 17-го пехотного полка, набранного из местных уроженцев, подняли мятеж и прибыли в Безье, чтобы поддержать земляков. депутаты, обеспокоенные этими событиями, уже 22 июня приняли закон о контроле за качеством вина.

Парадокс заключался в том, что правительство Клемансо было едва ли не первым в истории Третьей республики, которое вознамерилось, защищая демократию и не отказываясь от анти­клерикализма, всерьез заняться проведением социально-экономи­ческих реформ. Об этом свидетельствовали политический состав и структура кабинета министров. В него вошли «независимые социалисты» Бриан и Вивиани (последний возглавил впервые созданное министерство труда). Представляя свое правительство парламенту, Клемансо обещал ускорить принятие закона о рабо­чих пенсиях, сократить продолжительность рабочего дня до 1О часов, провести закон о коллективных договорах, осуществить реформу налоговой системы и многое другое. Однако лишенный поддержки социалистов, поглощенный борьбой с анархо-синди­калистами, он не преуспел в осуществлении этой программы.

В 1906 г. был принят закон об обязательном воскресном дне. Законопроект о пенсиях, одобренный палатой депутатов еще в феврале 1906 г., после многочисленных уточнений и согласований был утвержден сенатом только в марте 1910 г. Пенсионный возраст наступал с 65 лет. Государства вкладывалось минимально. Большая часть вложений – трудящиеся и предприниматели. Еще меньше повезло законопроекту о прогрессивно-подоходном налоге, авто­ром которого являлся министр финансов Ж. Кайо. Принятый к рассмотрению в феврале 1907 г., он десять лет кочевал из одной парламентской комиссии в другую, прежде чем приобрел силу закона (1917). Сравнительно быстро правительству удалось добиться голосования лишь по проекту выкупа убыточной Компании желез­ных дорог Запада, ставшему законом в июле 1908 г.

Твердость, с которой Клемансо противостоял анархо-синдикалистам и социалистам, В сочетании с умеренным реформизмом и гибкостью, проявленной им при проведении в жизнь антикле­рикального законодательства, обеспечили ему поддержку со сто­роны правых республиканцев. Клемансо шокировал своих сорат­ников-радикалов, когда принял эту поддержку, заявив, что не считает себя вправе исключать кого-либо из «республиканской партии». Это шло вразрез с духом «левого блока» и свидетельст­вовало об усилении «центростремительной» тенденции в полити­ческой жизни.

В последние годы перед Первой мировой войной во Франции сложилось своеобразное положение, когда парламент от выборов к выборам все больше «левел», а политика правящих кабинетов «правела». Если в 1906 г. партии «левых», включая социалистов, располагали в палате депутатов 411 местами, то в 191О г. - 459, а в 1914 г. - 470. Особенно впечатляющими были избирательные успехи Объединенной социалистической партии, которая за 8 лет увеличила свое представительство вдвое - с 54 мандатов в 1906 г. до 102 в 1914 г. Однако ее отказ от сотрудничества с правительст­вом вынуждал радикалов искать союзников справа, среди левых республиканцев. После распада «левого блока» в парламенте, таким образом, сложилось устойчивое левоцентристское боль­шинство, которому соответствовал и политический состав правя­щих кабинетов . Несмотря на ограниченный характер блока левых им все удалось утвердить демократические республиканские институты. Защитив их от церкви и армии.

Внешняя политика Третьей республики 1871 – 1914 гг. В последней трети ХIX в. существовало 2 концепции внешней политики Франции: 1) Колониальная политика – главный упор на расширение французских колониальных владений. Главный противник – Англия. Программа действий – Франция должна направить свои усилия на остановку британской колониальной экспансии и с этой целью Франция должна улучшить отношения с Германией. Концепция господствовала в 70-90-х гг., но с 80-х гг. начинает пониматься антифранцузская направленность Германской внешней политики. 2) континентальная программа. Господствовала с конца 90-х гг. и до 1-ой мировой. Главная задача Франции – взять реванш за поражение во франко-прусской войне и вернуть себе Эльзас и Лотарингию. Главный враг – германия. Которая и численно (60 млн. населения в германии, 40 – во Франции) и по экономической мощи превосходила Францию. Стратегия Франции – найти мощных союзников. Ими мыслились Россия (самая большая сухопутная армия), и Великобритания (флот).

После окончания франко-прусской войны Франция чувствовала себя униженной условиями мира. В результате аннексии Эльзаса и Лотарингии противоречия Германии и Франции заняли центральное место в Европе на десятилетия вперед, а опасность франко-германской воны стала постоянным фактором, определявшим международную обстановку на континенте. Захват этих областей объективно усиливал во Франции стремление к реваншу, причем придавал реваншистским идеям оборонительную окраску в силу грабительского характера Франкфуртского мира.

В середине 70-х гг. вновь резко обострились франко-германские отношения. Французская республика сумела за короткий срок укрепить экономику и усилить армию. В 1873 г. она завершила выплату контрибуции и с ее территории были выведены оккупационные войска. Возросли масштабы пропаганды реванша. Весной 1875 г. возникла так называемая «военная тревога». Германия была не прочь начать новую войну, считая, что Франция слишком быстро восстанавливается. Предлогом к началу войны мог послужить закон, принятый Национальным собранием Франции в марте 1875 г., по которому предусматривалось увеличение численности французской армии и ее реорганизацию. Однако Франция обратилась за дипломатической поддержкой к России и Англии. Александр II, посетив Берлин добился от Бисмарка заверений, что войны не случится. Англия присоединилась к позиции России.