Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Психология межличностных отношений / литература / Лабунская В.А. - Экспрессия человека

.pdf
Скачиваний:
401
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
3.78 Mб
Скачать

изображаются те же элементы экспрессивного поведения, что и в «вербальных эталонах».

Совпадение экспрессивных признаков, наиболее часто описанных испытуемыми и изображенных в пиктограммах, наводит на мысль о том, что именно эти признаки являются необходимыми для опознания состояния по его экспрессии, а умение субъекта выделить такие признаки (в нашем исследовании — зафиксировать их на вербальном или графическом уровне) может послужить залогом успешного опознания состояний по их выражению в реальном общении. Доказательством этому служат данные, которые были получены нами в другой серии исследований. В ней вначале определялась успешность опознания выражений лица, а затем эти данные сопоставлялись с типом «вербального эталона» и показателями графической фиксации эталонов экспрессии. Здесь приводятся данные, полученные на основе факторного анализа всей системы показателей.

Во-первых, успешность опознания интенсивно выраженных эмоциональных состояний коррелирует с теми типами вербальных эталонов, которые включают конкретные и обобщающие признаки экспрессии лица. Во-вторых, наиболее эффективными оказались те эталоны, в которых наряду с динамическими характеристиками мимики (подняты брови, опущены уголки губ) даны интегральные характеристики взгляда и всего лица (печальный взгляд, сияющие глаза, искаженное лицо, застывшее лицо). В- третьих, эталоны, ядром которых являются мимические и некоторые пантомимические признаки, также имеют позитивные связи с успешностью опознания эмоциональных состояний по выражению лица. Например, такие эталоны экспрессии презрения («губы плотно сжаты», «уголки рта опущены, походка высокомерная, голова поднята вверх, взгляд холодный» или «взгляд холодный, улыбка кривая,

губы плотно сжаты, походка высокомерная»); страдания 1«губы опущены, на лбу морщины, глаза печальные, руки сжаты» или «молчание, движения медленные, глаза печальные, плачет»); гнева («рот открыт, жестикулирует, кулаки сжаты, глаза расширены, ноздри вздрагивают, кричит, теряет самообладание»); радости (глаза широко открыты, глаза прищурены, улыбка, брови приподняты, глаза сияющие, глаза искрящиеся, взгляд подвижный); удивления (глаза широко открыты, рот приоткрыт, брови подняты, на лбу морщинки); страха (дрожь, бледный, взгляд бегающий, пот).

В-четвертых, связи между результатами опознания неинтенсивно выраженных состояний и зафиксированными в исследовании типами эталонов экспрессии менее интенсивные и постоянные, чем связи между результатами опознания интенсивно выраженных эмоциональных состояний и теми же эталонами. Как правило, в один фактор с показателями успешности опознания неинтенсивно выраженных состояний объединяются только те эталоны экспрессии, которые включают конкретные признаки. Эталоны экспрессии, в которых зафиксированы только обобщающие признаки экспрессии состояний, не имеют как значимых положительных, так и отрицательных связей с показателями опознания состояний.

Данный вывод подтверждает результаты факторного анализа индексов успешности опознания интенсивно и неинтенсивно выраженных состояний и показателей экстериоризации эталонов экспрессии в рисунках-пик- тограммах.

Полученные результаты свидетельствуют, чт^ опознание мимики осуществляется на основе выделенных в рисунке комплексов-признаков. Умение расчленить и представить схематически вариации признаков мимических выражений оказывает положительное влияние на процесс его

опознания. Вместе с этим представлен-ность в эталонах отдельных признаков не всегда достаточна для опознания выражения, особенно в том случае, если оно имеет сложную структуру.

Таким образом, в общении будут более успешно распознавать на основе интенсивно выраженной экспрессии состояния людей те партнеры, которые успешно экстериоризуют эталоны графическим способом, а их вербальные эталоны включают в основном мимику. Актуальность эталона определяется тем, какое по сложности выражение приходится опознавать субъекту. Анализ результатов, полученных при определении связей между вышеназванными показателями, позволяет также сделать вывод о том, что более успешными в общении будут те индивиды, у которых сложились графические эталоны экспрессии, которые в течение небольшого промежутка времени могут спонтанно их экстериоризировать. Данный навык оказывается более важным, чем умение вербализировать признаки экспрессии.

Итак, анализ содержания и структуры эталонов экспрессивного поведения, выявленных с помощью метода вербальной и графической фиксации, показал, что в них входят наиболее типичные, субъективно-релевантные элементы, относящиеся, главным образом, к кинесичес-кой подструктуре. Эталоны отражают индивидуальные и общегрупповые особенности проявления экспрессивного поведения. Обычно в эталоны экспрессивного поведения входит ограниченное число элементов, которые выделяются избирательно. Наблюдаются различные виды ориентировки в экспрессивном поведении:

первый вид — это избирательность по отношению к элементам (мимика, жест, поза, интонация и т. д.); второй вид — это избирательность в фиксации признаков, относящихся к определенному элементу экспрессии;

третий вид — это ориентировка на конкретные признаки экспрессивного поведения или обобщающие, характеризующие его в целом; четвертый вид — это выбор тех признаков, которые предполагают присутствие партнера.

Ориентация на мимику являетсч ведущей в процессах опознания экспрессивного поведения. Ориентация на различные элементы экспрессивного поведения совпадает с фиксацией обобщенных, целостных признаков, а ориентация на определенный элемент — с выделением отдельных его составляющих. Такого рода закономерность отражает одну из особенностей опознания психических явлений на основе экспрессивного поведения. Избирательность в фиксации определенных элементов, признаков характеризует содержание эталона и одновременно уровень развития социально-перцептивных умений субъекта познания, его успешность в общении.

С целью определения других особенностей опознания необходимо раздвинуть круг связей между экспрессивным поведением и психическими явлениями, не ограничиваться эмоциональными состояниями в качестве объекта опознания и рассматривать не только индивидуальное, но и диадное невербальное поведение.

4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения

На протяжении всего XX столетия в рамках социальной психологии обсуждается вопрос о факторах, Детерминантах точного понимания, «прочтения», интерпретации невербального поведения. Все исследования, так или иначе касающиеся вопросов развития интерпретационных навыков личности, вопросов обучения распознанию невербального поведения, можно разделить на два больших класса, исходя из фундаментальной проблемы биологической и социальной детерминации психических

функций Для работ, выполненных в Русле поиска биологических детерминант распознания, понимания, интерпретации невербального поведения, является характерным утверждение о соответствии в происхождении некоторых видов невербального поведения и способностей к его распознанию. Врожденные различия между людьми по их чувствительности к эмоциональной экспрессии отражают общие закономерности функционирования психики человека. Биологические предпосылки реагирования на невербальное поведение представляют единый блок с биологическими предпосылками эмоционального контакта, эмоционального «резонирования», подражания, имитации. Второе направление исследований нацелено на поиск социальных детерминант понимания, интерпретации невербального поведения. Среди изучаемых социальных факторов предпочтение отдается культурно-специфическим условиям успешности распознания экспрессии. Как развитие потребности в контакте, так и формирование культурно-специфических норм интерпретации невербального поведения опосредовано на уровне личности общением и в соответствии с законами развития личности как субъекта общения определяют успешность спонтанного научения распознанию, интерпретации экспрессии окружающих людей.

Между этими двумя позициями, указывающими на источники развития и обучения интерпретационной деятельности субъектов общения, располагаются исследования, в которых утверждается относительное влияние как биологических, так и социальных факторов на успешность распознания, интерпретации, понимания экспрессии, работы, в которых наряду с эволюционногенетическими детерминантами подчеркивается влияние культурных аттитюдов, возраста, пола, личностных качеств респондентов на результаты процесса понимания,

интерпретации невербального поведения. Иными словами, те исследования, в которых подчеркивается роль социальнопсихологических и психологических факторов, объектных и субъектных детерминант интерпретационной деятельности субъектов общения В них акцент сделан на том, что развитие самого невербального поведения осуществляется благодаря его основной функции — функции общения, совместной деятельности. Личность как субъект познания других, себя, окружающего мира также развивается в результате ее включенности в разнообразные виды отношений, формы общения, совместной деятельности. Таким образом, одной из главных детерминант, аккумулирующих в себе влияние биологическогосоциального, индивидуального-личностного, выступает общение. Оно и должно рассматриваться как центральный фактор формально-содержательных характеристик интерпретации и адекватности понимания экспрессии человека. Различные составляющие, формы, стороны процесса общения выступают в качестве условий, опосредующих успешность интерпретации невербального поведения. В контексте социально-перцептивного подхода к интерпретационной деятельности в общении на первый план выходят такие переменные, как объект, субъект, процесс, результат.

В качестве объектных факторов в контексте социальноперцептивной деятельности мы рассматриваем виды невербального поведения: индивидуальное и невербальная интеракция. Основные характеристики названных видов невербального экспрессивного поведения определены в первой главе. В качестве субъектных детерминант анализируется структура личности, система ее отношений, такое свойство, как социальные способности, а также результаты социально-перцептивной деятельности (интерпретационные схемы, эталоны), которые являются

проекцией всего опыта общения человека.

Обычно исследования, направленные на определение условий, факторов интерпретации понимания, строятся на основе предъявления стимула (выражения лица, позы, невербальной интеракции) и отнесения его Участниками эксперимента к определенной психологической категории. Вид стимульного материала во многом определяет результаты, полученные в исследовании. Поэтому возникает необходимость при описании факторов понимания и интерпретации невербального поведения в классификации стимульного материала и способов его предъявления в исследованиях.

Все типы стимулов подразделяются нами по формальной организации — на статические и динамические; по способу получения стимульного материала на искусственные и естественные; по содержательным характеристикам — на стимулы, несущие информацию о психологических характеристиках личности (например, модальность состояния), и на стимулы, свидетельствующие о социальнопсихологических характеристиках личности и общения (преимущественно невербальная интеракция) . Разнообразие стимульного материала хорошо прослеживается при рассмотрении последовательности создания наиболее известных тестов, измеряющих способность к распознанию, интерпретации экспрессивного, невербального поведения. Чаще всего применяется методика ВАКТ, разработанная Экманом и Фризеном. Она состоит из 70 черно-белых слайдов, изображающих 7 видов эмоциональных экспрессии лица. Участник исследования должен в течение очень короткого промежутка времени опознать лицевое выражение. Успешность оценивается на основе ранее разработанных критериев (225). CARAT — методика, разработанная R. Вис (216). Она строится на предъявлении слайдов, н& которых запечатлена реакция человека,

рассматривающего различные по эмоциональному содержанию сцены из окружающей жизни. Участник исследования должен распознать, рассматривая слайд, какую сцену наблюдает изображенный человек. В другом тесте, состоящем из тридцати коротких фрагментов общения представителей различных профессий (учителей и учеников, психотерапевтов и клиентов, врачей и пациентов), нужно определить, какие чувства испытывают изображенные люди, выбрать их обозначение из пяти возможных.

В последнее время среди западных исследователей наибольшее распространение получил тест PONS, — «Профиль невербальной чувствительности» (Rosenthal), который включает 220 фрагментов поведения, представленного в различных элементах экспрессии (только поза, только выражение лица и т. д.) Участник исследования должен выбрать из двух предложенных определений только одно, относящееся к наблюдаемому фрагменту экспрессивного поведения человека. В отличие от предыдущих тестов в PONS необходимо оперировать широкими категориями интерпретации, например, определять меру привязанности между людьми, наличие попыток соблазнить другого человека, зафиксировать проявление ревности и т. д. Многие исследователи отмечают большую роль разработчиков теста PONS в уточнении данных о влиянии индивидно-личностных особенностей человека на успешность распознания экспрессивного поведения. Вместе с этим нельзя не отметить тот факт, что в данном тесте предъявляется отдельно от других действующий человек, а критерии оценки весьма неопределенные. Используя возможности данного теста, Archer создает SIT (ситуативно-ин- терактивные задачи), который отличается от предыдущих методик тем, что в качестве демонстрационного материала

применяются видеозаписи бытовых сцен и найдены четкие критерии адекватности их понимания. Например, наблюдатель должен просмотреть видеозапись взаимодействия 2—4 человек и ответить на вопрос о модальности их отношений. Позже разрабатывается тест

IPT (Interpersonal Perception Task — задачи по меж-

личностному восприятию) (209). Он сходен с тестом SIT, но усовершенствован в техническом и других планах. Главное заключается в том, что в тесте IPT предъявляется динамичное, спонтанное экспрессивное поведение, оно представлено целостно, участники сцен имеют различный возраст. Поэтому испытуемые должны проявить ряд умений и навыков, чтобы обобщить информацию и сделать вывод о взаимоотношениях людей.

Понятно, что при таком разнообразии стимульного материала трудно определить, что повлияло на интерпретацию и адекватность понимания невербального поведения. Но если саму организацию стимульного материала рассматривать как форму объективизации психологических характеристик личности в невербальном поведении, то его можно отнести к объектным факторам. В таком случае наигранное — естественное ' невербальное поведение, статичное — динамичное, индивидуальное — невербальная интеракция становятся условиями актуализации определенных интерпретационных схем и адекватности понимания.

Из ряда исследований известно, что представленное невербальное поведение точнее понимается, чем естественное, спонтанное. Невербальное поведение, экспрессия лица, наигранные актером, распознаются точнее и быстрее, чем, скажем, мимика, изображенная испытуемым непрофессионалом. Динамические изображения невербального поведения (кино-видеофильмы) успешнее интерпретируются, чем статические (фото, схема).

Адекватность понимания по целостному невербальному знаку, экспрессии лица значительно выше, чем по отдельным его частям, фракциям, элементам. В распознании эмоций являются более важными «конфигурации экспрессии», чем ее отдельные элементы. Об этом сообщают Н. G. Wallbott и P. Ricci-Bitti (264). Они же считают, что аналитический и синтетический подход к распознанию лицевой экспрессии будет адекватен в соответствии с выражаемым эмоциональным состоянием. Если выражение включает специфические элементы, то оно будет успешно распознаваться независимо от степени аналитичности — синтетичности самого субъекта общения. В целом репертуар организации стимульного материала в исследованиях исчерпывается фотографиями, кинофильмами, рисунками, схемами, вербальными описаниями невербального поведения. Все виды изображений, описаний отличаются степенью абстрактности-конкретности, шаблонности-разнообразия, сложности простоты. Первая из названных характеристик вытекает из природы изображения, которое является упрощенным и абстрагированным изображением объекта. Разные степени абстрактности модели невербального поведения по отношению к объекту можно представить в виде шкалы (см. табл. 11). В ней приводятся девять уровней увеличивающейся абстрактности моделиизображения невербального поведения, эмпирически выделенные И. В. Введенским (31).

Как видно из табл. 11, собственно изображения невербального поведения обладают средней степенью абстрактности.

Степень сложности-простоты изображения можно выразить с помощью количества и качества элементов изображения и связей между ними в общей структуре изображения.

Шаблонность-разнообразие изображения характеризуется