Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Понимающая терапия, 24 сент. Эмпатия от Марины

.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
47.62 Кб
Скачать

Занятие по понимающей терапии.

24 сентября

Эмпатия

Юлия Вячеславовна Кортнева и Елена Ивановна Ширягина

Домашние задания лучше приносить на бумаге на занятие, вносить поправки и отсылать. Последний срок — чтобы успеть ДО контрольной. Дальше — режим пересдач и прочие неприятности. Нужны зачеты за все домашние задания. Контрольную будем писать на последнем занятии, бланк, там будем составлять реплики., 10-12 штук.

В прошлом году по-разному студенты работали на занятиях и на консультациях. Надо на семинарах задавать ВСЕ вопросы, какие- у нас возникнуть..

Мы будем изучать, как базовые, навыки клиент -центрированную терапию, эти знания нужны всегда и везде. Это техническая часть

Эмп реплика состоит из двух частей: оператора понимания и самой реплики.

Оператор понимания полезен тем, что мешает строить неправильные реплики, типа:»Да нет, вы неправильно поняли, ваш сын имел в виду совсем другое, вы зря переживаете!» Оператор понимания отсекает такую возможность

Оператор понимания помогает потянуть время, сообразить, как тут лучше действовать.

Это и некоторое послание клиенту, что мы хотим услышать его, что его слова важны. Иногда это поддержка, иногда провокативные высказывания.

«Правильно ли я понимаю...?, «Верно ли я понял, что....?» «Правильно ли, что....? Иногда То есть...» «Если я вас правильно услышал....», «можно ли сказать, что... ? просто «Мммммм...»(это свернутый оператор) Но, пока учимся, сокращений — минимум. Возможно и «Похоже, что....». Слово «Кажется» - не надо. И обращать внимание, какие используете на самом деле, когда проводим конс-цию.

Идея следования за клиентом. У клиента всегда есть право сказать «Нет, не правильно» Была такая конс-ция, никак не шла, клиентка была с острыми характ особенностями. Она все время отвечала «Нет». И в конце она сказала «Вы меня неправильно поняли и в корне извратили мою мысль». Клиент имеет на это право, а нам так легче это перенести. Полностью понять клиента невозможно, это же ДРУГОЙ человек, но можно приблизиться к этому максимально.

Персона -эмпатический знак — это основное. «Правильно ли я понимаю, что вам очень больно?» Эмпатическая реплика, но консультант становится такой огромной фигурой, кот смогла охватить всю жизнь клиента. Иногда такие реплики необходимы, но это очень оттаивающая реплика, как «Ммм...» или «То есть». Важно время, когда это происходит. «Там и тогда» и «здесь и теперь», на это и делятся эмп реплики. Реплики «Здесь и теперь» должны отразить, КАКОЙ МОМЕНТ фиксируется «Правильно ли я понимаю, что СЕЙЧАС, когда вы рассказываете о ссоре с сыном, вы чувствуете возмущение и растерянность?». Или «Вам сейчас так трудно об этом говорить спокойно, что горло перехватывает?» Должна быть точная локализация момента, сейчас — это время консультации.

Зачем реплика здесь и сейчас?

Уровню переживания соотв эмпатия, а уровню осознавания — кларификация.

«Правильно ли я понимаю, что у вас срывается голос из-за того, что у вас такое тяжелое чувство, вы не можете справиться...Часто ли такое бывало? С чем это можно сравнить?» - это все к памяти, сознаванию, и попадаем на уровень сознавания.. Например, клиент говорит «Меня охватил страх», клиент пассивен, страх активен, или «Мне пришла в голову мысль», тоже она сама пришла, пришла и захватила, и не давала уснуть, и ч-к бывает, не может прекратить этот поток мыслей. И это не нравящиеся ему мысли. А вот когда говорит:» Я подумал вот так...», это активный уровень.

Поэтому нужно не вызывать активность, а ПРИСОЕДИНЯТЬСЯ к нему. Клиенту будет с нами комфортно, он будет приходить все в лучший раппорт с нами. На одной волне.

Метод называется «Понимание». Понять можно только через сознавание. Но и на уровне переживания, отразив и поняв ЧУВСТВО. мы ОТКЛИКАЕМСЯ на его переживания. Это точное понимание, хотя там еще нет формулировок точных. Результатом будет доверие.

Если трудности контакта с клиентом, - это первый уровень, кот поможет.

Эмпатичсекая реплика помогает поддержать клиента и удержаться в том состоянии, которое важно. Бывает, что так больно, что-»глаза б мои не глядели», или бывает, что ч-к считает, что чувство «плохое». что оно запрещено. Нам нужно, чтобы процесс переживания разворачивался, тек. Если чувство очень сильное - разделить его с клиентом. Если оно запретное, клиент не позволяет себе его испытывать — то усилить его

Дункеровски задачи, они трудные, человек не может справиться, злится, отказывается. А в диссертации — реплики, которые помогают справиться. Консультант присутствует или имеет право только применять эмпатию, кларификацию и майевтику, и исследовалось, как ч-к себя при этом ведет. Наиболее эффективной оказалась кларификация. В эмпатии некоторые сидели 2 часа. Пока их поддерживали, они не бросали. Чувствовать себя дураком неприятно, обычно самые сильно «бойцы» выдерживают по 40 минут. Им говорили «Вам тяжело...» «Вы устали...»,

Диагностику детей вели 5-6 психологов, и у некоторых экс-ров решали быстрее, у других — медленнее. Сделали видеозапись: у кого решали быстрее, сидели ближе, улыбались и кивали. Эмпатия усиливает переживание, позволяет быть в переживании....

Клиент был там и тогда, рассказывал, как ему БЫЛО больно, и, когда ему говорит, что «Прав-но ли я понимаю, что у вас до сих пор такой сильный отголосок боли, и сейчас еще саднит?» - клиент чувствует, что это уже прошло. Сейчас он уже сильнее. Появляется ощущение «здесь и теперь». Он понимает, что это след. Здесь и теперь он сильнее и свободнее, он уже смог хотя бы дойти до психолога.

Клиентка, который жалуется на то, что толстая, из прошлого занятия. Реплики из домашнего задания.

Реплика «там и тогда», - «То есть, вас охватывает вдохновение, кот вы предс свою жизнь, в кот вы удовлетворены своей фигурой». Тут рисуется картинка, где ч-к видит себя таким, каким он хочет быть. Тут есть и описание переживания, и картинка. Он описание поставил в конец. И важно слово «вдохновение» Это смешанная реплика, где есть и эмпатия, и кларификация. Большой масштаб — об изменении жизни. И связанных с этим вдохновением. Это мотивирующая фраза. Помогает увидеть другой образ, другую жизнь. Но у нас задача — разделить переживание, которое ЕСТЬ. Надо сначала услышать то, что плохо. Клиент же не говорил о вдохновении. У клиента конфликт, что внутри счастлив, вес мешает... Мы должны помогать там, где ему плохо, а не там, где хорошо. Вдохновение еще не возникло в конс-ции. Так можно, это не запрещено, вы раздуваете позитивное переживание, но это сдувается быстро. Это можно делать, но здесь другая история.

«Правильно ли я понимаю, что уже некоторое время вы чувствуете усталость от недовольства своим весом» Перегруженная фраза. Лучше «Правильно ли я понимаю, что вы недовольны собой, и ужасно от этого устали?» Клиенту не надо напрягать мозг. Если ч-к пришел в тяжелом состоянии, старайтесь, чтоб фразы были короткие и не запутанные. Но на контрольной- подробнее.

«Так ли я понимаю, что вас пронизывает уныние и удрученность из-за несоответствие вашего тела вашему идеалу?.. Аффект отражен, можно, но клиент застрянет на этой удрученности. Отражать надо то, что сказал.

Один из критериев построения эмп реплики — это принцип реконструкции, то есть по реплике т-та можем сообразить, что сказал клиент, не слыша его. Тут не совсем. Когда фраза большая и конфликтная (внутри счастлив, но внешностью не доволен), отразить надо и то, и другое. Отразить состояние счастья и унылость из-за лишнего веса, и то, как переживается этот разрыв.

Вариация персоны:»Правильно ли я поняла, что вас как женщину, переполняет желание стать стройнее?» Клиент может возразить, что «не то, чтобы переполняет, внутри-то я счастлива...»

Тут снижена острота переживания, клиент может быть немного обижен. Откликаться желательно на ВСЕ переживание, чтобы клиент мог все рассказать, все выслушать.

«Правильно ли я понимаю, что Вы как жен-на испытываете неудовлетворенность своим лишним весом из-за того, что ….?» Но у клиента все страшнее, чем просто «неудовлетворенность». Он будет нагнетать и добавлять. Если мы точно не отражаем силу переживания, он будет давить на газ». Слабый клиент будет говорит «да-да», но надо отразить так, как это У НЕГО. Важно, чтобы было разрешение его чувств. На сознавание надо переключать, если клиент в аффекте и собирается крушить мебель :» Вас разрывают чувства», чтобы ч-к проснулся и понял, где находится и с кем разговаривает.

На телефоне доверия бывает, звонят псих нездоровые, кто-то из консультантов очень утомлялся, что одна и та же клиентка кричала в телефон оно и то же, попытки отразить не помогали, На супервизии долго искали вариант фразы, которая бы была восприняла, как отражающая. Нашли: «В вас столько накопилось боли и гнева, что вам трудно остановиться, вам нужно сказать все, и для этого нужно много времени». Контакт все-таки возник. Когда человек считает, что его не слышат, он начинает кричать, усиливают то, что хочет сказать. Если клиент раздражается ,объясняя вам одно и то же, значит, что-то прослушали.

Зачем персона? Фраза со словами «как женщина». «счастливый человек» и т. д. Какая субличность что чувствует? Персона — сильный инструмент, реагируют чаще сильнее, чем на эмпатию. «Вы как хорошая мать», «Вы как ответственный человек», или про ум, сердце, это позволяет лучше понять. Хорошо бы войти в контакт с каждой, чтобы понять, как это устроено.

У этой толстой клиентки одной части личности мешает другая. Если не расслышим персоны, то расслышим клиента более упрощенно. А нам важно расслышать ВСЕ. Иногда бывает так, что одна часть стремится убить другую. «Я ленивый, помогите мне заставить себя сделать....» Условно-саботирующая часть, помогите мне что-то с этим сделать. Туда не надо встраиваться, никакую часть нельзя уничтожать, эти «плохие» части всегда несут что-то полезное. Надо выслушать всех, никого не убивать, а всех помирить.

Персона «Вы в своем нынешнем теле»

Когда клиент просит «уничтожить». «избавиться», надо быть осторожным, выслушать все части. В эмпатии нужно просто дать голос каждой части. «правильно ли я понимаю, что вы негодуете по поводу какой-то своей слабости... Вы так стараетесь, а эта слабая часть так подводит вас, что вы готовы растерзать ее». За этим стоит картина отношений в прошлом с кем-то значимым, обычно — с родителями. Или воспитателями. У ч-ка есть внутренне интериорензированное Я, которое его хочет «заставить». Внутренний родитель приносит внутреннего ребенка на конс-ю, и нам надо полюбить всех — и саботажника, и родителя, нужно помочь им друг друга услышать.

Если ч-к борется, надо понять, с чем он борется. Если он ненавидит эту часть, это не значит, что нужно ее уничтожать.

Бывает, что ч-к нормального веса, но он чувствует себя толстым. Мы должны ему доверять Разубеждать не надо, это же субъективно. Был случай, когда не толстый ч-к чувствовал себя тяжелым и неповоротливым, это, скорее психологическое ощущение тяжести. Вес он сбрасывает, но чувствует себя тяжелым. НЕ СПОРИМ с его чувствами!

«Правильно ли я понимаю, что вы, прислушиваясь к своему телу, ощущаете себя тяжелым?»

Когда больной в психозе, работать можно только вместе с психиатром, психолог может разгрузить чувства. Если больной говорит, что его «Облучают рептилоиды», не надо говорить ему, что нет рептилоидов или что они есть. «Правильно ли я понимаю, что вам очень страшно?» Но, если просто толстый, никаких рептилоидов нет, его ЧУВСТВА всегда ЕСТЬ.

Домашнее задание — к этой же фразе построить пять кларификационных фраз.

Пришел Ф.Е.

Вопросы.

Костя: показалось, что, если в эмп реплике уделяем внимание предмету, то внимание с переживания переходит на причины? Может, свести к минимуму, а то подтверждаем мнение ч-ка о себе. Не получится ли, что, вместо того, чтобы заронить сомнения, мы подтвердим субъективное ощущение?

На первый вопрос- да, мы говорим, что вы чувствуете тревогу и неуд-сть, это его приглашает обсуждать предмет, а не чувства. Но клиент чувствителен, он не пропустит неточное описание, скажет, напр, что чувствует не тревогу,, а ужас, но это не значит, что это не сработало. То есть, эмпатия не сработала, потому что сработала. Если цель — прикоснуться к чувствам, то и смысловое ударения — на них. Просто меняем порядок слов. «Прав-но ли я понимаю, то Вы такая пухлая, толстая, и в связи с этим вы чувствуете неудовлетворенность?». Но в реальном процессе если вместо хорошей эмпатии скажете хорошую кларификацию, не страшно, работа будет идти.

Второй вопрос. Да, есть опасность, либо подтверждаем неправильное мнение, нереалистическое убеждения, но есть и другая опасность — опасность исправления и коррекции. Мы грубо вторгнемся в жизн мир и начнем исправлять ее иллюзии. Важна феноменологическая установка. Исходим из презумпции доверия, но не обязаны солидаризоваться с бредовыми переживаниями, но можем солидаризироваться С ЧУВСТВАМИ клиента. Акцент на то где мы можем быть солидарными.

У племянника Ф.Е возник страх подходить к окну, потому что там могут быть взряывы, самолеты, пошли к психиатру, стали лечить (два с половиной года назад). Дело происходило в Донецке ДО всех событий. А теперь эти страхи стали реальными.

Кэтти: от нас требуется УСИЛИТЬ чувства клиента., как самим себя чувствовать, насколько сопереживать или «стену ставить»?

Это страх, что «утонем вместе», поэтому может, лучше как-то защититься? Усилил. Стали ли вы больше бояться? Усиливаем ли мы? Если мы честно и точно НАЗЫВАЕМ чувства, кот клиент не решался сам назвать, они НЕ усиливаются, а становятся прирученными. И он оказывается с этим чувством не один на один, а с вами, и он понимает, что уже не так страшно. Как боится подойти к «пропасти», вдруг закружится голова и упадет? Но, если мы его держим за руку, ему уже не так страшно, и он уже МОЖЕТ заглянуть туда. Описанное названное, попавшее в слово чувство, становится более осмысленным.

Сеанс. Катя

Наша задача — исследовать опыт, как эмпатия живет в пс. процессе, Нам занять позицию т-та, чтобы проявить эмпатию, понять, какая у нее ситуацию, мы по себе знаем, что такое бывает, мы это не раз чувствовали, и работа тут комплексная, мы хотим ей сопереживать и желаем. чтобы все свершилось. Соучаствуем душой во всем, но технически только в том слое. где переживание эмоций и чувств. Помимо терап задач, понимание того, что ей трудно выйти при всех что-то рассказывать, поэтому посылать флюиды любви.

Катя: Я все время опаздываю, когда работала. оправдывала себя тем. что работа не любимая, а теперь занимаюсь тем, что нравится, но все равно опаздываю всегда, испытываю неприятные переживания, мне стыдно.

Вы недовольны собой, осуждение проявляется, и есть какой-то страх необъяснимости. Раньше вы могли объяснить нелюбимой работой, а теперь недоумение, а не только стыд.

Получается, я вообще по жизни непонятно, чем занимаюсь, Почему я к друзбьям опаздываю... Сморю на часы, я УЖЕ должна там быть, а я дома....

Если бы вы ненавидели всех друзей, все было бы на своих местах... Такое ощущ, что вы в ужасе просыпаетесь, уже застаете себя в состоянии опоздавшей, с ужасом обнаруживаете, что УЖЕ опоздали, и потом стыд, сомнение в себе расщепление, я отдельно, а время отдельно

Стала поздно вставать. Будильник не слышу. Кается, что потеряла контроль над своей жизнью. Встать утром не могу тога, когда хочу.

Это вас ужасает: я не хозяйка себя, своего положения, Мое тело, будильник и время живут своей жизнью, Все распадается. Все более растерянность Это чувство утраты сил,энергии тоже связано со временем? Опоздания — это проявление? Вас пугает, что есть другая причина, в дефиците жизн сил?

Наверное, это связано с энергией...

Насколько я понимаю, в вашем опыте есть такеи эпизоды, такие периоды, когда что-то вас так волновало, вдохновляло. звало. что энергия бурлила ,Это как-то влило на отношения со временем и опозданиями?

Работала юристом, на суд не опаздывала, а в офис -да

Если бы была такая ценность, чтобы чувство собранности появилсось внутри...

Такое ощущение, что внутри нет, а хочется. Чтобы был кто-то, кто будет давлеть, только это может меня соргнизовать.

У Выготского есть размышления о внутреннем и внешнем скелете. И то, и другое хорошо. Надо отыскать... вы в кач-ве адвоката ходили в суд? Это внешний скелет, как орг-вывать ситуацию Для меня звучать будет по-другому. Суд вас не давил, а организовывал, вы там были нужны. Нужно так организовать. Когда бывают такие периоды, когда мы чувствуем, что не очень нужны, то опоздания, и то, что на нас злятся, выявляет, что мы все-таки нужны. Опоздания нужно поблагодарить, что выявили проблему. Это чтобы чувствовать свою нужность.

Слезы подступили

Тогда благословляем вас опаздывать на всю катушку, но друзья пусть все-таки приходят.

Теперь будем исследовать этот опыт

Три ваших суждения, наблюдения, вопроса по поводу этого сеанса. Исседуем опыт.

Кэтти: Вы ставили себе задачу исп метод?

Сначала да, но потом где-то в середине исчерпалось продвижение процесса через переживание, и потом уже было мало эмпатических фора, изнутри моего опыта, эмпатичсекое чувство было уже внутри тех образов, кот Катя описывала, Иногда описание предметов явл эмпатией, а не кларификацией.

Как вы пришли к заключительной гипотезе, что она чувствует себя ненужной? Я думала, что, может, она была так сильно напряжена, когда работала в суде, что хочет теперь наоборот?

Катя стала исследовать тот опыт ее жизни. Когда опозданий не было, она в суде чувствовала себя нужной не потому, что накажут, а потому что реальное дело сорвется без нее. Катя, можете ли вы описать, что внутри с вами происходило?

У меня была длит пауза, когда не было ни одной мысли в голове, вообще ничего. Прислушалась к вашим словам и прочувствовала

Кэтти: может ли быть так, что мы клиенту идею подсказываем. Он так не думал, но из-за эмоц состояния он за нее ухватился,

Такая опасность есть, но посмотрим не вообще, а конкретно. Катя сказала, что откликнулась чувствами, но еще не знала, это так или нет. Это свидет-вует, о свободе, она сказала «Я почувствовала» и сказал, что еще не уверена. что с этим соглашусь. Она переработает и либо согласится, или отвергнет. Слово дошло, прочувствовано, и теперь слово за самой Катей. Мы не может быть дистиллированными и ничего от себя не привнести. но. сам клиент выбирает. что из этого выращивать в своем саду.

Другая Катя спрашивает Катю: мне показалось,что олна из гипотез тебе отозвалась, и ты бы начала говорить дальше

Наша задача - помочь внутреннему процессу переживания, и это будет происходить