- •1. Причины и стимулы великих географических открытий.
- •2. Путешествия Колумба.
- •3. Испанское завоевание Америки.
- •4. Португальское завоевание Америки.
- •5. Административная система и этнические процессы в испанских колониях.
- •6. Социально-экономическое развитие Испанских колоний.
- •7. Роль католической церкви в становлении латиноамериканской цивилизации.
- •8. Роль Бразилии как португальской колонии.
- •9. Причины, предпосылки и движущие силы войн за независимость.
- •10. Борьба за независимость в Новой Испании и Центральной Америке.
- •11. Политическое и социально-экономическое положение в странах Латинской Америки в первые десятилетия после получения независимости.
- •12. Политическая борьба и социальные отношения в Латинской Америки в 19 веке. Отношения церкви и государства после получения независимости.
7. Роль католической церкви в становлении латиноамериканской цивилизации.
Католическая церковь сказала свое слово не только при решении вопроса о разделе мира, ей принадлежала и важнейшая роль в испано-португальской колониальной экспансии. Папа и духовенство стремились усилить свое влияние, а также увеличить доходы за счет христианизации завоеванных земель. Во время второго плавания Колумба на американскую землю были доставлены первые миссионеры, а с середины 20-х гг. XVI в., согласно закону, в каждой экспедиции в Новый Свет должен был участвовать хотя бы один священнослужитель. Между тем при знакомстве с отечественной научной литературой создается впечатление, что чуть ли не единственным, кто отваживался заступаться за индейское население, был августинец Бартоломе де Лас Касас, проживший в Америке почти полвека (1502—51) и не понаслышке знавший об ужасающем варварстве конкисты. В мемориалах, регулярно представляемых испанскому правительству, Лас Касас ходатайствовал о смягчении участи коренных жителей Америки, о более гуманном обращении с ними. В 1516 г. он был назначен «протектором индейцев», то есть представителем мадридского двора, уполномоченным наблюдать за тем, чтобы конкистадоры не обращались с индейцами излишне жестоко. В трактатах Лас Касаса, получивших широкую известность в Европе, осуждались насилие над аборигенами, их порабощение, принуждение к тяжелому труду.
Церковь быстро превращалась в самого крупного земельного собственника. Конкистадоры хорошо понимали, что в закреплении их господства над коренным населением христианизация призвана сыграть большую роль. В первой четверти XVI в. в Америку начали прибывать представители различных монашеских орденов: францисканцы, доминиканцы, августинцы, позже — иезуиты, которые приобрели большое влияние на Ла-Плате и в Бразилии, Группы монахов следовали за отрядами конкистадоров, создавая свои поселки — миссии; центрами миссий были церкви и дома, служившие жилищами для монахов. Впоследствии в миссиях создавались школы для индейских детей, одновременно строилась небольшая укрепленная крепость, где размещался испанский гарнизон. Таким образом, миссии были и форпостами христианизации, и пограничными пунктами испанских владений. Обращенные в христианство местные жители облагались церковной десятиной, а также вносили плату за совершаемые духовенством обряды. Католическая церковь владела в колониях населенными землями, обширные территории принадлежали монастырям, особенно в Новой Испании. Монахи-миссионеры проникали в глубинные районы, где прямое завоевание было затруднено. Обратив индейцев на путь истинный, они создавали редукции — крупные хозяйства, к которым приписывались (редуцировались) индейцы, насильственно переселяемые с других территорий. К концу XVI в. огромные редукции появились на юге Парагвая, где обосновались представители ордена иезуитов. Так сложилось своеобразное теократическое государство, имевшее свою армию и фактически не подчинявшееся испанской короне. Королевские чиновники на территорию редукций не допускались, все дела здесь вершили сами миссионеры, а индейцы вели строго регламентированный образ жизни. Собранный урожай и произведенные в мастерских изделия отправлялись в специальные хранилища, откуда работникам выдавалось лишь то, что святые отцы считали для них необходимым. В середине XVI в. иезуиты обосновались и в Бразилии. Они основывали свои миссии там, где индейцы обладали хоть какими-то навыками земледельческого труда. Бразильские миссионеры также стали богатыми землевладельцами, и на них трудились тысячи индейцев.
В первые десятилетия конкисты католические священники, проводя христианизацию, стремились разрушить не только местные религиозные верования, но и искоренить культуру коренного населения. Примером может служить францисканский епископ Диего де Ланда, который приказал уничтожить все древние книги народа майя, памятники культуры, саму историческую память народа. Однако вскоре католические священники стали действовать иными способами. Проводя христианизацию, распространяя испанскую культуру и испанский язык, они стали использовать элементы местной древнейшей религии и культуры покоренных индейских народов. Несмотря на жестокости и разрушения конкисты, индейская культура не погибла, она выжила и менялась под воздействием испанской культуры. Постепенно складывалась новая культура на основе синтеза испанских и индейских элементов.
Католические миссионеры были вынуждены способствовать этому синтезу. Они нередко воздвигали христианские храмы на месте бывших индейских святынь, использовали некоторые образы и символы прежних верований коренного населения, включая их в католические обряды и религиозную символику. Так, неподалеку от города Мехико на месте разрушенного индейского храма была построена церковь девы Марии Гваделупской, которая стала местом паломничества индейцев. Церковь утверждала, что на этом месте произошло чудесное явление Богоматери. Этому событию было посвящено много икон, специальных ритуалов. На этих иконах Дева Мария изображалась с лицом индианки — "смуглая мадонна", а в самом ее культе чувствовались отголоски прежних индейских верований. В целом роль церкви в конкисте и освоении Америки неоднозначна — одни историки считают ее преступной, другие полагают, что только благодаря вмешательству священнослужителей индейцы были спасены сначала от массового уничтожения, а затем от полной потери общинных земель. Важно и то, что деятельность Святого престола, церковных корпораций и отдельных священнослужителей была многогранна — арбитраж, миссионерство, предпринимательство, в том числе торговые и финансовые операции, включая ростовщичество.