Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Лекция №7.doc философия

.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
103.94 Кб
Скачать

Учение Декарта о двух субстанциях. Но главное то, что Декарт видел мир, как состоящий из двух видов субстанций: души и материи. Душа суть вещь непротяжённая и неделимая. Она есть мыслящая субстанция, которая может воспринимать внешний мир. В отличие от сознания, материя протяжённая, делимая и подчиняется законам физики. Любая вещь, имеющая отношение к телу, предполагает протяжённость, а всё, обнаруживаемое в уме, лишь различные способы мышления. Декарт делает вывод, что наша бестелесная душа помещена в механическое тело. Но каким образом душа, не имея протяжённости, взаимодействует с телом, которое подчиняется одним законам механики? Декарт пытался найти ответ. Разум и тело взаимодействуют между собой в шишковидной железе (незаметный орган близ основания мозга, чья функция остаётся до конца неразгаданной до сих пор). В своих длительных поисках силы, способной взаимодействовать с душой и телом, Декарт искал нечто подобное радиоволнам или электричеству. Как человеческое тело, так и тела животных должны получить наравне с физическим миром объяснение в терминах механики. Количество движения постоянно, все события обусловлены столкновением частиц. Тепло, свет, магнетизм, рост растений, любая физиологическая функция (за исключением тех, что контролируются человеком) есть частные случаи этой динамики частиц. В отличие от человека у животных нет души, если бы они её имели, то обнаружили бы её с помощью слов, единственного знака и доказательства мысли, спрятанной и запёртой в теле.

Идеи Р. Декарта в контексте современной философии науки. Принцип мыслю, следовательно, существую, утверждает абсолютность сознания. Феномен сознания не имеет референта вне себя, не сводится к другим явлениям и не выводится из них. Сознание, духовная субстанция, то, что не нуждается в своём существовании ни в чём, кроме себя. Сознание не зависит от объективных и протяжённых внешних материальных тел. Душа отлична от тела, если бы тела даже вовсе не было, душа не перестала бы быть всем тем, что она есть. Такая позиция приводит к дуализму духа и материи. Декарт не сумел дать объяснение взаимодействию души тела между собой душа и тело суть две различные субстанции, два параллельных мира. Этой проблеме Декарт посвящает Трактат о человеке, в котором пытается дать объяснение физиологическим процессам, предвосхищая современную физиологию. Он правильно описывает функции крови. По Декарту в центре мозга есть “мозговая железа” (шишковидная), где и находится душа. Душа, не имея протяжённости, всё-таки локализована в точке пространства. Но как может непротяжённая душа толкать протяжённое тело? Почему, например, дух чувствует грусть, когда тело испытывает жажду? Что, например, происходит, когда мозг командует, например, ноге сделать движение? Ответ: тело и дух подобны двум часам, когда одни указывают одно, грусть, другие – другое, жажда. По Декарту, человек является местом встречи двух миров. Душа это мысль, отделение её от тела не означает смерть, которая обусловлена причинами физиологического порядка. В современной науке проблемы соотношения мозга и психики, механизмов мышления не решены. Что в нашем мозге связано с мышлением, какова в “думании” роль мозга? Вопрос о коде мышления, стоящий перед исследователями мозга – задача будущего (Н.П. Бехтерева). Философская позиция, согласно которой мозг – материален, а мышление – идеально, является дуалистичной.

Во-вторых, убеждение Декарта в первичности души и важности изучения человеческого мышления, решение рассматривать скорее мысли, чем внешние объекты, как начальные эмпирические достоверности оказало огромное влияние на развитие философской мысли. Знаменитый метод сомнения во всём предполагает верным лишь наличие разума. Сомневаясь в достоверности наших ощущений, Декарт отрицал опыт как источник истинного знания. Но, и рационалисты, и их противники, эмпирики соглашались с тем, что главным в философии является человеческое сознание. И такое понимание продолжало в той или иной форме занимать в философии главное положение очень долго. С другой стороны, наметилась тенденция к субъективизму. Я мыслю, следовательно, я и существую. Моё сознание более достоверно, чем сознание других. А если я сплю, то мыслю, существую? А тот, кто не мыслит, не существует?

В-третьих, начинается эпоха развития механицизма, последователь Декарта французский философ-материалист и атеист Жюльен Ламетри (1709-1751) отказался от духовной субстанции и даже от Бога, оставил лишь чисто механический материализм. В работе Человек – машина он приходит к выводу: поскольку все способности души зависят исключительно от особенностей устройства мозга и всего тела, они должны отождествляться с этим устройством. Вот и получилось высокоинтеллектуальная машина. В результате разделения Декартом сознания и материи учёные смогли рассматривать материю как нечто неживое и отделённое от них самих, а материальный мир как огромный, сложный агрегат, состоящий из множества различных частей. Такое механическое воззрение было воспринято И. Ньютоном, создавшим образ Вселенной как гигантского часового механизма. По легенде, однажды на скотобойне Декарт увидел полного молодого человека, который рисовал труп быка. Декарт спросил его, почему он выбрал для живописи такой объект? Ваша философия отнимает у нас душу, ответил художник. В своих картинах я возвращаю её на место, даже мёртвым животным. Это был голландский художник Рембрандт (1606-1669), автор картины Возвращения блудного сына, которая находится в Эрмитаже. Программа Галилея, Декарта, Ньютона предлагала “мёртвый” мир. В нём не было места зрению и вкусу, звуку и прикосновению, запаху и желаниям, стремлениям и целям. Английский философ и математик Альфред Уайтхед (1861-1947) писал: природа непрозрачна, молчалива, без запаха, без цвета; это только бурный натиск материи, без цели, без причины. Стали считать: всё, что не поддаётся количественному измерению, нереально.

В-четвёртых, гносеологическим следствием правил познания Декарта стало устранение субъекта из концептуального аппарата науки. Те длинные цепи выводов, которыми геометры обычно пользуются, чтобы дойти до своих наиболее трудных доказательств, дали мне возможность представить себе, что и все вещи, которые могут стать для людей предметом знания, находятся между собой в такой же последовательности. Пороком лжи и недостоверности нетронуты математика и геометрия, вещи, которые могут стать предметом знания, находятся в такой же последовательности, что и длинные цепи выводов у геометров. Сознание способно как зеркало адекватно, рационально, объективно, точно отражать материальный мир. Это предполагало, что картина мира не зависит от исследователя, его познавательных средств и гипотез. К человеку стали относиться как к вне-мировому наблюдателю, неспособному влиять на извечный, определённый Богом ход событий, но способному познавать и предугадывать. Субъективный опыт исключался из области науки.

13