Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Integrirovanny_modul_Istoria_2003.doc
Скачиваний:
491
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
375.3 Кб
Скачать

18.Формирование советской общественно-политической системы в 20-30 гг.

Октябрь 1917 г. привел к слому старой системы общественных отношений и политического устройства общества и попыткам пришедших к власти большевиков реализовать свой коммунистический идеал.

Сложившаяся в классическом виде в 30-е гг. СССР общественно-политическая система получила различные названия (тоталитаризм, государственный социализм, командно-административная система и т.п.) и в классическом виде ей присущи некоторые черты, сложившиеся в результате практики строительства социализма в СССР.

Во-первых, советская общественно-политическая система характеризуется постепенным установлением однопартийности и монополии на власть одной партии – коммунистической. Еще после февральской революции 1917 г. прекратили существование помещичье-монархические партии и организации. В первые месяцы Советской власти была запрещена декретом Советского правительства (29 ноября 1917 г.) деятельность крупнейшей российской буржуазно-демократической партии – партии кадетов. В начале 20-х гг. прекратили свою деятельность социалистические партии эсеров и меньшевиком.

В БССР в результате репрессий и административного давления к началу 1921 г. прекратила свою деятельность БСДП (Белорусская социал-демократическая партия) и БПС-Ф (Белорусская партия социалистов-федералистов).

Во-вторых, сама Коммунистическая партия превратилась из партийной в государственную структуру, занимая доминирующее положение в советской общественно-политической системе. Это положение было закреплено в Конституции СССР 1936 г. и Конституции БССР 1937 г. Все государственные органы и общественные организации были подчинены партийным учреждениям и должны были подчиняться партийным директивам и решениям партийных съездов, конференций и их исполнительным органам. Все важнейшие должности в государственном аппарате занимали только коммунисты, которые утверждались партийными комитетами. Произошло слияние партийного и государственного аппаратов. Партийные органы в законодательном порядке наделялись правом контроля за государственными структурами, а сама партия финансировалась из средств госбюджета. В результате произошла концентрация функций законодательной, исполнительной и судебной власти в руках партийно-государственного аппарата.

В-третьих, создание системы Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. которые официально провозглашались политической основой советской политической системы. В 1920-е гг. происходит определенная оживление деятельности Советов, расширении их компетенции с целью привлечения более широких слоев общества к процессам построения нового общества. Постепенно повышается число людей, принимавших участие в выборных кампаниях. Однако с конца 20-х гг. роль Советов неуклонно снижается. Советы оказываются под жестким контролем партийных органов, которые определяют и конкретный состав Советов разных уровней, и конкретные их мероприятия.

В-четвертых, широкое использование репрессивных средств и методов в строительстве социализма. Репрессии рассматривались как необходимый элемент строительства социализма, позволяющий в короткие сроки уничтожить всякого, кто покушается на интересы советской системы, дисциплинировать страхом репрессий остальных и обеспечить новостройки социализма дешевой рабочей силой.

В 1934 г. создается ГУЛАГ (Главное управление лагерей), который в 1940 г. включал 53 лагеря (с тысячами отделений и пунктов), 425 колоний, 50 колоний для несовершеннолетних и 90 «домов младенцев» с число заключенных около 2,3 млн. человек. Активно действуют внесудебные органы, которые подменяли собой официальные судебные органы, действовали без присутствия адвокатов: в 1930 г. – «тройки» (местный партийный руководитель, прокурор и представитель НКВД), в 1937 г. – «двойки» (прокурор и представитель НКВД).

В БССР первые крупные политические процессы были связаны с процессами свертывания политики белорусизации и были направлены против национально-ориентированной части белорусского партийно-советского аппарата и белорусской интеллигенции. (процесс «Союза освобождения Беларуси» в 1930 г.). «Врагов народа» органы НКВД находили среди разных слоев населения – от высокопоставленных партийно-советских руководителей до простых рабочих и крестьян. Машина политических репрессий достигла своего апогея в 1937 – 1938 гг. Общая численность жертв репрессивного механизма сталинского режима в БССР исследователи определяют приблизительно в 600-700 тыс. человек.

Для укрепления советской системы широко использовался, кроме репрессий, и пропагандистско-идеологический механизм. Он был направлен на формирование стойких стереотипов в пользу такой системы и основывался на следующих основных принципах: монополизация аппарата пропаганды, недопущение альтернативных официальной точек зрения, запрет всех иных, кроме коммунистической, идеологий, регламентация всех сфер культуры, приписывание всех достигнутых успехов существующей власти, а всех неудач – действиям внутренних и внешних врагов.

Т.о., в СССР в 30-е гг. была создана система, в рамках которой субъектом власти выступал партийно-советский аппарат, монополизировавший функции власти, собственности и управления, а население выступало в роли объекта, отчужденного от реальной власти и собственности.