Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2. Образец семиот. анализа лит.произв..doc
Скачиваний:
134
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
156.16 Кб
Скачать

Часть 1 — с начала до слов «Почти все до единого забыли о короле, королеве и их прекрасной дочери» (с. 208); Часть 2 — со слов «Но в один прекрасный день, через сто лет» и до конца.

Мы начнем с исследования того, как распределены в каждой из двух частей текста шесть/семь ключевых нарративных ролей, выделяемых в актантиой нарратив­ной схеме:

Отправитель Объект Получатель

Помощник ► Субъект -< Оппонент и антисубъект

Следует ответить на следующие вопросы по содер­жанию текста:

  1. Кто (какое лицо или какие лица) выступает субъек­том поиска? Обычно субъект — это главный герой, но эту роль может играть также группа людей, как шахтеры в «Жерминале» Золя.

  2. Кто или что является объектом поиска? Верно ли, что объектов более одного? Объект может быть конкретным, например деньги, или абстрактным, например знание.

  3. Есть ли у субъекта помощники и/или оппоненты? Если есть, то кто они такие/что это такое?

  4. Кто является антисубъектом и какова цель поиска антисубъекта? Антисубъект, в отличие от оппонен­та, имеет собственную цель или поиск, противопо­ложные цели или поиску субъекта.

  5. Кто является отправителем? Иными словами, что мотивирует поиск субъекта?

В Части 1 «Спящей красавицы» распределение нарра­тивных ролей можно представить следующим образом:

Субъект: субъектом поиска является коллективный актор – король и королева.

Объект: поиск имеет два объекта, один конкретный или прагматический) и один абстракт­ный (или когнитивный). Конкретный объ­ект — сохранить жизнь их дочери и не дать сбыться заклятию злой феи. Абстрактный объект — защитить дочь от всякого зла и сохранить дары/ ценности Счастья, Красо­ты, Великодушия, Здоровья, Грации и Доб­роты, которые она воплощает. Увидеть торжество добра над злом.

Помощник: подразумеваемый помощник – это поддан­ные короля и королевы, которые пытаются сжечь все прялки в стране. Великолеп­ный праздник по случаю шестнадцатиле­тия принцессы также задуман как помощ­ник: «они думали, что из-за него дочь не найдет веретена в этот день».

Оппонент: желание принцессы поиграть в прятки и ее любопытство по отношению к прялке функционируют как оппоненты.

Отправитель: отправителем поиска родителей с целью сохранить жизнь дочери является прокля­тие злой феи, которое добрая фея может лишь смягчить.

Антисубъект: главным антисубъектом является сама злая фея, которая под видом старушки замани­вает принцессу в ситуацию, когда та каса­ется веретена. Объектом ее поиска явля­ется лишение принцессы жизни, то есть ее цель находится в конфликте с целью короля и королевы. Ее собственный от­правитель – желание мести.

Поиск короля и королевы терпит неудачу: им не уда­ется защитить дочь от зла. Поиск злой феи удается (от­части), так как принцесса накалывает палец веретеном и падает наземь, «как мертвая» (с. 208). Однако поиск доброй феи также увенчивается успехом, так как прин­цесса не умирает, а лишь засыпает. Говоря более аб­страктно, ценности Красоты, Великодушия, Здоровья, Грации и Доброты лишь латентно «дремлют», а не раз­рушаются вовсе.

Исследовав распределение нарративных ролей в Части 1 «Спящей красавицы», мы продолжаем и делим поиск на несколько логических этапов в соответствии с канонической нарративной схемой. Эти этапы следующие:

Договор

Договор устанавливается в двух эпизодах текста: (1) про­клятие злой феи и (2) желание доброй феи ослабить проклятие, заменив смерть сном. Произнеся прокля­тие, действие которого добрая фея может лишь смяг­чить, злая фея пробуждает у короля и королевы жела­ние и необходимость защитить дочь (как от смерти, так и от сна): «надеясь спасти дочь» (с. 207) и, имплицитно, сохранить дары, которые она воплощает. Король и ко­ролева, обладая теперь модальностью «желания дей­ствовать» и «умения действовать», становятся виртуаль­ными субъектами глобальной нарративной программы, или поиска.

Квалифицирующее испытание

Надеясь приобрести возможность осуществления своего поиска (возможность действовать), король приказывает сжечь все веретена в стране. Однако эти попытки имеют лишь частичный успех: впоследствии мы узнаем, что не все веретена уничтожены. Его компетенция подорва­на антисубъектом — злой волшебницей. Ее намерение — навредить принцессе, и, обладая сверхъестественными, колдовскими силами, она сильнее короля.

Решающее испытание

Наступление и празднование шестнадцатилетия прин­цессы является главным событием (трансформацией), к которому вел весь рассказ; это также момент противо­борства между двумя противостоящими сторонами или силами. В этом противоборстве злая фея при помощи соблазна одерживает верх над попытками отца защи­тить дочь.

Прославляющее испытание

Именно на этом этапе текста читатель узнает о ре­зультате решающего испытания, например, оказался ли он успешным или потерпел неудачу. Иными словами, на этом этапе оценивается решающее действие. Прин­цесса заснула, таким образом, можно сказать, что ро­дители потерпели неудачу в своем поиске с целью за­щитить дочь от действия зла. Рассказчик-нарратор ин­терпретирует засыпание принцессы следующим обра­зом: «Тут же она упала наземь, как мертвая. Проклятие злой феи сбылось». А в следующем абзаце добавляет: «Но сбылись и чары доброй феи, потому что принцесса не умерла, а только заснула».

Этой глобальной нарративной программе поиска в первой части рассказа предшествует пара примеча­тельных эпизодов (меньших по размеру нарративных программ). Напоминаем, что термин «нарративная про­грамма» означает единицу нарратива, выражающую не­которую трансформацию в отношении между субъек­том и объектом В самом начале рассказа,король и королева пред­ставлены как разъединенные со своими наделенными ценностью объектами: ребенком и счастьем. В конце аб­заца они представлены соединенными с этими объекта­ми: новорожденной и радостью. За этим следует другой эпизод, передающий схожую нарративную программу. Коллективный субъект – семь фей – дает принцессе ряд подарков, которые она, таким образом, приобретает посредством процесса атрибуции. Именно эти объекты (Красота, Здоровье и т.д.), как мы видели, и оказыва­ются на кону, когда злая фея инициирует поиск.

Обратимся теперь к Части 2, которая начинается с появления принца и продолжается до конца текста.

В распределении нарративных ролей в этом разде­ле выявляется следующая схема:

Субъект: принц.

Объект(ы) поиска: он желает выяснить, правдив ли рас­сказ старика о принцессе. Таким об­разом, цель принца — увидеть прин­цессу и имплицитно (через отсылку к другим знакомым версиям этой сказки) стать тем, кто разбудит ее поцелуем. Объектом его поиска — опять же им­плицитно — может быть также стрем­ление к ценностям Красоты, Доброты и т.д., то есть к ценностям, представ­ляемым дарами фей, а также к любви.

Помощник(и): нетерпение и пылкость самого прин­ца, который весь «сгорая от нетерпе­ния проверить, правда ли это» (с. 208), а также его меч выступают помощни­ками.

Оппонент(ы): терновник и шиповник первоначально выступают его оппонентами: он «стал рубить колючий кустарник», но тут же трансформируются в по­мощников: «терновник, казалось, рас­ступился перед ним».

Отправитель: рассказав о принцессе, старик про­будил в душе принца желание отпра­виться на поиск.

Антисубъект: принц не встречает сопротивления.

Потенциальный антисубъект – злая фея – на сцене не появляется.

Разделим теперь поиск принца на логические этапы

канонической нарративной схемы:

Договор

Старик пробуждает в принце стремление отправиться на поиск. Принц принимает договор и решает действо­вать согласно своему желанию.

Квалифицирующее испытание

Принц вырубает терновник и колючие заросли. Пре­одолев это препятствие, он приобретает возможность (способность действовать) достичь своей цели. Иными словами, он владеет компетенцией, необходимой для того, чтобы достичь замка и принцессы.

Решающее испытание

Принц поднимается на высокую башню замка, входит в комнатку и целует принцессу – эти события составля­ют его решающее испытание, или главное свершение В самом начале рассказа, король и королева пред­ставлены как разъединенные со своими наделенными ценностью объектами: ребенком и счастьем. В конце аб­заца они представлены соединенными с этими объекта­ми: новорожденной и радостью. За этим следует другой эпизод, передающий схожую нарративную программу. Коллективный субъект – семь фей – дает принцессе ряд подарков, которые она, таким образом, приобретает посредством процесса атрибуции. Именно эти объекты (Красота, Здоровье и т.д.), как мы видели, и оказыва­ются на кону, когда злая фея инициирует поиск.

Прославляющее испытание

Мы узнаем, что решающее испытание было успешным: принцесса просыпается, заклятие разрушено, принц и принцесса влюбляются друг в друга. Свадьба, последу­ющий эпизод прославляющего испытания, может рас­сматриваться как награда для принца и подтверждение торжества добра — любви и счастья — над злом. Про­клятие злой феи уже не имеет силы: «никто не знал,что с ней стало, но о ней уже больше никто никогда не слы­шал» (с. 209).

Наконец, в глобальной перспективе, рассказ в це­лом — Часть 1 и Часть 2 — по-прежнему определяет короля и королеву как субъекта поиска с целью защи­тить дочь от зла и смерти. Однако в этой перспективе принц и его действия выступают в функции помощни­ка, а поиск в целом может считаться успешным.