
- •Глава1. Понятие, сущность и содержание гражданского правоотношения.
- •§ 1.1. Основные положения теории гражданского правоотношения.
- •§1. 2. Юридическое и материальное содержание гражданского правоотношения.
- •Глава 2. Участие в гражданских правоотношениях и гражданская правоспособность воинских частей вв мвд рф.
- •3Шершеневич к.И Теория государства и права: Общая теория права // Хрестоматия. В 2 т. Т. 2. / Авт. — сост.: Юрист. 2001. С. 260. 264. 266, 274-275, 282:
§1. 2. Юридическое и материальное содержание гражданского правоотношения.
Фактический и юридический компоненты гражданского правоотношения.
Кроме реального поведения его участников гражданско-правовое отношение, выступая средством правового регулирования взаимодействия субъектов в качестве сторон правоотношения, знает также их предполагаемое, ожидаемое поведение, условия которого сформулированы в виде содержания правоотношения. Право регулирует поведение в человеческом обществе, а регулировать значит определять, устанавливать, известные пределы.9Совокупность прав и обязанностей субъектов гражданского правоотношения как элемент гражданского правоотношения являет собой его содержание. Это происходит оттого, что всякое правовое отношение представляет собой правовую связь его участников.
«Правовое отношение как общественно отношение особого рода обнаруживает себя прежде всего в том, что его участники выступают в качестве носителей прав и обязанностей. Но если в этом состоит специфика правового отношения то, по-видимому, и его содержание находится в
непосредственной связи с характером и содержанием правомочий и обязанностей его участников».
Указав, что содержание гражданского правоотношения лишь находится в непосредственной связи с характером и содержанием правомочий, а не наполняется ими по совокупности, O.С. Иоффе выделял в правоотношении три содержания материальное, понимая под этим само общественное отношение идеологическое, как волю государства, выраженную в нормах права и юридическое, относя к последнему субъективные гражданские права и обязанности.10Эти утверждения11были подвергнуты критике – современников заявивших, что вряд ли одно и то же правовое явление может иметь три различных содержания. И на первый взгляд критике справедливой, особенно если учесть, что общественное отношение, будучи урегулированное нормами гражданского права, возникает и существует, как правовое и в качестве такового не может быть, своим собственным материальным содержанием. Между тем, и профессор O.A.Красавчиков говорит о юридическом содержании гражданского правоотношения, под которым понимает субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности.12И теоретики права утверждают: «В любом правовом отношении выделяются фактическое, юридическое и волевое содержание».
Судебная практика подтверждает правильность такого понимания содержания правоотношения, когда оно определяется через совокупность, прав и обязанностей сторон.
Ю.К. Толстой, рассматривая правоотношение как посредствующее звено между нормой права и тем общественным отношением, на регулирование которого направлено ее действие, фактическое отношение расценивает как предмет правового регулирования (объект правового воздействия), а не его содержание P.O. Халфина, критикуя концепцию Ю.К. Толстого справедливо указывает, что в этом случае возникают вопросы о том имеется ли взаимосвязь между «посредствующим звеном» правоотношением и реальным общественным отношением, и, если она существует, то в чем выражается. Ведь, по сути Ю.К. Толстой за правоотношением признает роль только идеального явления, отделенного от реального поведения его участников.
O.A. Красавчиков, рассматривая содержание гражданско-правового договора высказал ряд соображений, которые, несомненно, будет полезно привести для анализа. Ученый считает, что «условия договора — это элементы соглашения, образующие в своей системе содержание договора. Система прав и обязанностей «сторон - это содержание конкретного гражданского правоотношения. Иначе говоря, в самом договоре нет никаких прав и обязанностей. В нем лишь заключена конкретная волевая модель того правоотношения, которое возникает в соответствие с законом на основе договора»,13а «содержание договора - это система тех условий на которых он заключен».14При дальнейшем развитии правоотношения, а именно, «когда договор обретает юридическую силу, происходит объективизация волевых моделей (условий) в адекватные права и обязанности которые распределяются на основе закона между сторонами договора согласно достигнутому соглашению».15
Ha наш взгляд, система правоотношения- это мера взаимодействия участников правового отношения, разумея под мерой те условия, на которых только и возможно данное правоотношение как совокупность прав и обязанностей сторон возникающих и подлежащих реализации в пределах данного конкретного (фактического) отношения. При этом поведение индивидуумов как сторон правового отношения не просто возможно на этих условиях, на единственно этих условиях оно дозволено при отклонении от этих условий поведение будет оцениваться как ненадлежащее, то есть осуществляемое не должным, образом. Итак, остается сделать, вывод, что данное единственно возможное поведение предлагается как должное и отклонение от его модели служит основание для предъявления к лицу обязанному требования — предложения исправиться и строить свое поведение на согласованных условиях либо требования об ответственности предусмотренной договором или законом.
Субъективные права и обязанности закрепляются и в нормах гражданского права, а не только (и не столько) соглашением сторон, однако норма права не отличается персонифицированностыо своих предписаний. Вместе с тем в процессе жизнедеятельности членов человеческого общества наступают такие моменты, когда общеобязательное правило поведение, закрепленное в норме права становится целенаправленной информацией ее конкретному адресату и таким образом общеобязательное правило поведения становится необходимым (обязательным) для соблюдения определенному лицу. Такая определенность наступает лишь тогда если данный индивидуум по своей воле либо помимо нее поставлен в те условия, которые указаны в норме. Стало быть, в то время, когда условия, определенные в норме и конкретные жизненные обстоятельства совпадают, эти конкретные жизненные обстоятельства получают значение юридических фактов, влекущих определенные юридические последствия появление, изменение, прекращение правоотношений (причем на тех или иных условиях).
И утверждение C.С. Алексеева о том, что ключевая фраза, дающая разгадку правоотношению, - это «относятся друг к другу» (кстати сказать, еще К. Маркс говорил об этом «уже самый факт того, что есть отношение, означает, что в нем есть две стороны, которые относятся друг к другу») получает еще одно подтверждение. Действительно, правовое состояние принадлежности прав и обязанностей предопределяет то, как стороны относятся друг к другу, но в то же время предопределяет и юридическое содержание правоотношения, если под ним понимается совокупность субъективных прав и правовых обязанностей.
И тогда, возвращаясь к О.С. Иоффе, обосновавшему идею о наличии материального и юридического содержания правоотношения, материальным его содержанием признаём те условия, которые согласовали стороны (в относительных правоотношениях), или те, неприсоединение к которым чревато последствиями в виде правонарушений (в абсолютных).
Исходя из выше сказанного, можно ответить и на вопрос о том, как взаимодействует реальное поведение, наполняющее фактическое (общественное отношение) и правоотношение, воплощающее реальное поведение в субъективные права и юридические обязанности участников правового отношения. Содержание гражданского правоотношения, складывающееся по совокупности из субъективных гражданские прав и юридических обязанностей, зависит от того, какое социальное благо является; предметом приложения; усилий (что делать) от правового статуса индивидуума, который он приобретает как участник правоотношения и который зависит от принадлежности права или обязанности, что, в свою очередь, устанавливает порядок осуществления прав и исполнения юридических обязанностей (как делать). А это обусловлено уже не только правовыми, но и фактическими возможностями субъектов, которые подлежат оценке при их допустимости (принятии) в процессе выработки условий или присоединения к ним. Так, стороны, согласовывая условия поставки, выясняют способ доставки и определяют его в зависимости от фактического местоположения поставщика и получателя товара, от видов транспорта, которым товар может быть доставлен, от стоимости транспортных услуг, от наличия (отсутствия) собственного автопарка или подвижного состава и других обстоятельств действительности. Собственник, как лицо правомочное, в процесс использования своего имущества выбирает способы осуществления своих правомочий, руководствуясь не только собственным усмотрением, но теми условиями, к которым он вынужден присоединиться: месторасположение имущества, его физические и иные свойства, время использования, результаты и т.д. Именно с учетом всего перечисленного и оставленного за скобками собственнику устанавливаются пределы осуществления субъективного права собственности. Лица, обязанные перед собственником к воздержанию от действий, также строят свое поведение в зависимости от условий его протекания днем не каждый укажет собственнику на то, что тот пользуется своим имуществом (телевизор, магнитофон) с превышением допустимых параметров в ночные часы условия меняются. В случае угрозы имуществу в присутствии самого
собственника все иные лица не наделяются правом по своему усмотрению (без просьбы собственника или одобрения поведения с его стороны) противодействовать угрозе положение дел меняется при условии отсутствия собственника в месте нахождения имущества, которому может быть причинен ущерб. Эти и другие примеры свидетельство тому, что жизненные фактические обстоятельства данные в виде условий в гипотезе нормы или соглашение сторон оказывают непосредственное влияние не только на совокупность субъективных гражданских прав и юридических обязанностей, но и на процесс динамики и прекращения правоотношения. Ведь правоотношения суть прежде всего ж и з н е н ы е отношения, которые не знают сами по себе никаких делений никакой системы. Эти ж и з н е и н ы е отношения чрезвычайно сложны и многообразны».
Уже приводились высказывания что правовое отношение — это результат правового воздействия на общественное отношение, однако, если «правоотношение - результат правового регулирования, то, видимо достигнута конечная цель правового регулирования и данное общественное отношения более правовому регулированию не подлежат. Но общепризнанно, что, будучи установленным, правоотношение развивается, и динамика правоотношения предопределена необходимостью осуществления в пределах его конструкции субъективных гражданских прав и исполнения правовых обязанностей поэтому, несомненно будет правильным считать правоотношение не результатом, а средством правового регулирования общественных отношений его участников.
Тогда возникает обоснованный вопрос каков результат воздействия на общественные отношения посредством системы гражданского правоотношения, в чем он заключается. Представляется что ответ на этот вопрос может быть получен путем сравнения процесса установления и развития гражданского правоотношения с общим процессом воздействия права на общественные отношения в целом.
«Современный уровень теории права позволяет определить право, как имеющую большую социальную ценность регулятивную систему, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, других формах и обеспеченных возможностью государственного принуждения воздействует на общественные отношения с целью их упорядочения, стабилизации либо социально необходимого развития».16С этой точки зрения гражданское правоотношение как средство правового воздействия на отдельно взятое общественное отношение как минимум двух субъектов, также можно представить системой. Отдельной регулятивной системой которая образована на базе формально закрепленных правил поведения в целях обеспечения баланса частных интересов участников общественного отношения, в процессе реализации их частных интересов, как цели взаимовыгодной и поэтому взаимообусловленной деятельности. И это еще одно подтверждение, что гражданское правоотношение есть не результат правового регулирования, но результат действия (иногда однократного, иногда поступательно-зависимого) норм гражданского права, в процессе которого условия, сформулированные в гипотезе правовой нормы, воплощаются в жизнь, объективизируются, наполняясь конкретным поведением конкретных субъектов. И возникает гражданское правоотношение — особая юридическая связь участников различных социально-значимых процессов, возникает состояние связанности участников гражданского общества в пределах автономной правовой конструкции. Общеобязательные варианты (правила) поведения, которые содержатся в нормах гражданского права, и в своей совокупности образуют объективное право (право собственности в объективном смысле слова, наследственное право в объективном смысле и т.д.), при наличии определенных (конкретных) условий трансформируются в субъективное гражданское право с противостоящей ему юридической обязанностью. Тем самым субъекту ограничиваются рамки его поведения, в пределах которых он имеет известную свободу. И также как в масштабах всего общество «вся совокупность правовых норм, действуя, гарантирует в обществе правопорядок, так и конкретная совокупность гражданско-правовых норм реализуясь в пределах отдельно взятого гражданского правоотношения, обеспечивает микро правопорядок среди его участников.
Механизм правового регулирования состоит из определенной совокупности способов воздействия на общественные правоотношения «Эти способы правового регулирования и формируют, в конечном счете, правовое состояние общества».17Выше уже указывалось, что нормы гражданского права не побуждают и не понуждают участников гражданского общества к деятельности, они лишь оказывают правовое воздействие на общественные отношения, если те отнесены к предмету гражданско-правового регулирования. Они лишь устанавливают общий масштаб требований к поведению его участников, который может быть видоизменен применительно к конкретным условиям жизнедеятельности субъектов гражданского права поскольку они строят свое взаимное поведения, основываясь на методе координации. И гражданско-правовые методы воздействия на общественные отношения, относясь к способам правового регулирования взаимодействия участников гражданского общества, формируют в конечном итого правовое состояние гражданского оборота в целом, а в отдельности формируют процесс взаимной деятельности участников каждого из гражданско-правовых отношений. Вот это правовое состояние участников гражданского оборота в совокупности и в отдельно взятом гражданско-правовом отношении и является результатом гражданско- правового регулирования общественных отношений посредством гражданско-правового отношения как юридической формы фактического (реального) общественного «отношения. Этот совокупный результат суммарно складывается правовыми состояниями отношений сфер
взаимодействия отдельно взятых участников гражданского оборота, причем не простым арифметическим действием, а путем взаимосвязей и взаимозависимости процессов динамики каждого отдельно взятого гражданско-правового отношения. «Совокупность жизненных отношений (потребностей интересов) как юридических отношений частноправового) порядка и составляет так называемый г р а ж д а н с к и й оборот, постоянно изменчивый и сложный, как изменчивы и сложны человеческие потребности».18
Если на правоотношение взглянуть под этим углом, то правоотношение - это мера взаимодействия его субъектов, то есть такого поведения, которое ведет к удовлетворению чаще всего взаимных потребностей указание на это содержится в названии самой распространенного двусторонне обязывающей сделки «купля-продажа».
Но у правоотношения два содержания материальное и юридическое. Материальное, представляющее собой совокупно установленные законом либо согласованные сторонами условия поведения участников общественного отношения, наполняется тем, что в процессе, взаимодействия каждый из участников социальной связи выполняет свои функции, играет свою роль в достижении результата. Этот процесс зависит от вида социального блага, от характера потребления его полезных свойств и т.п. Совместная деятельность может выражаться в виде активных действий, воздержания от совершения каких бы то ни было действий и т.д. Юридическое содержание - права и обязанности сторон, сформулированные на определенных присущих ему условиях. Условия - это обстоятельства, наступление которых влечет динамику правоотношения, предопределяет возникновение и характер состояния правовой принадлежности сторон правоотношения. Через свое юридическое содержание - через набор прав и обязанностей как «мер» потенциально возможного и должного поведения правоотношение оказывает регулятивное воздействие тем, что определяет, каковым будет фактическое взаимодействие участников. Их принадлежность и состояние предопределяют, начиная с какого момента, субъекты будут относиться друг к другу как лицо правомочное либо как лицо, обязанное. Правовое состояние субъектов в правоотношении- — это взаимодействие субъектов по принадлежности либо прав, либо обязанностей. Оно реализуется на тех условиях, на которых и должны возникать права и обязанности составляющие юридическое содержание правоотношения. Если правовое состояние предопределено именно этими условиями, то есть фактические условия, реализуются так, что порождают ожидаемые правом последствия, то происходит реализация установленного и делается вывод о правомерности поведения субъектов. Правовое состояние субъектов и объектов правоотношения - это результат действия права посредством системы гражданского правоотношения, но результат не конечный, а промежуточный итог каждого отдельно взятого момента существования правоотношения в процессе реализации, опосредованных им возможностей. Это состояние может характеризовать и положение субъектов, и объект их прав и обязанностей. И поскольку правоотношение - это процесс правового регулирования, более или менее длительный период воздействия права на общественное отношение, состояние его субъектов и объектов должно быть определено как элемент структуры правоотношения. И в этом смысле взаимодействие участников общественного отношения под воздействия права как регулятора их объектного поведения результат, но, в то же самое время и процесс, как суммарно совокупный итог правовых состояний.