Пенитенциарная криминология
.pdfприсуща повышенная криминогенность, обусловленная такими факторами, как употребление наркотиков, изменение психики вследствие заболевания, осознание безысходности своего поло- жения и невозможности излечения. Рассматриваемая категория
осужденных имеет склонность к нарушениям как нормативных требований, так и правил и обычаев тюремного сообщества, «воровских» традиций для максимального приспособления к ок- ружающей обстановке, достижения своих корыстных целей, со- крытия результатов противоправной деятельности. В работе с ВИЧ-инфицированными осужденными приходится учитывать трудности, возникающие при выявлении и распознавании их ис- тинных взглядов, намерений, поэтому еще более возрастает значение деятельности оперативных сотрудников ИУ, обладаю- щих необходимым потенциалом средств для выявления истин- ных намерений осужденных.
Предупредительно-профилактическое воздействие на поведе- ние ВИЧ-инфицированных целесообразнее всего оказывать на начальном этапе, то есть до совершения ими преступления, а также до того, как попробовали наркотики. Профилактическая работа с лицами, предрасположенными к употреблению наркоти- ков, будет оправдана по следующим причинам: во-первых, она
позволит проводить упреждающее воздействие на личность до первого приема наркотиков; во-вторых, она позволит сконцентри- ровать силы и средства профилактического воздействия для по- вышения их эффективности, снижения затрат и предотвращения их распыления. Проблема нуждается в глубоком осмыслении, прежде всего со стороны органов исполнительной власти, уполно- моченных обеспечить реализацию уголовногонаказания и органи- зацию третичной профилактики наркомании. Задача профилактики должна рассматриваться администрацией учреждений, исполняю- щих наказания, как наиболее актуальная, подлежащая разреше- нию в ближайшем будущем.
Заболевание ВИЧ-инфекцией – это болезнь человеческого поведения, то есть между заболеванием и поведением существу- ет тесная связь. Следовательно, при изучении личности ВИЧ-
541
инфицированного осужденного особую значимость приобретает изучение его образа жизни. Очень важно узнать о его повседнев- ном поведении, деятельности в сфере труда и быта, отношении к материальным и духовным ценностям, интересах и мотивах пове- дения. Важно уделять внимание ценностным ориентациям, содер- жанию досуга, материальному обеспечению.
Осуществляя индивидуальную профилактику, требуется выя- вить внешние настораживающие признаки, по которым можно судить о причинах преступлений и поведения осужденного. Важ- ное направление этой работы – выявление лиц, относящихся к группам повышенного риска заражения, особенно наркопотреби- телей, а также гомосексуалистов и бисексуалов, ведущих беспо- рядочную половую жизнь, больных венерическими болезнями, инфицированных вирусными гепатитами В, С, D.
Наличие столь специфической категории осужденных ставит перед Федеральной службой исполнения наказаний, ее территори-
альными органами и исправительными учреждениями ряд задач по их размещению, режимному, материально-бытовому, медицин- скому, трудовомуобеспечению, организации исправительного воз- действия на них. Весьма важно оказывать профилактическое воздействие на данную категорию осужденных с целью не допу- стить совершения преступлений во время отбывания наказания, а также после освобождения.
В соответствии с действующим законодательством ВИЧ-инфи-
цированные осужденные размещаются вместе со здоровыми в основном из-за финансовых проблем: содержание локальных учас- тков обходится недешево, а с распространением ВИЧ-эпидемии встает вопрос о расширении или даже создании специализирован- ных колоний, на что средств у государства нет. Обеспечение для ВИЧ-инфицированных специальных условий содержаниябудетиметь предупредительное значение, так как они будут не только исклю- чать возможность распространения болезни, но и предотвращать совершение преступлений, угрожающих здоровью больных в связи
с негативным отношением к ним здоровых подследственных и осужденных, а также исключать конфликты между ними.
542
Таким образом, исследование личности ВИЧ-инфицированных осужденных, изучение их социальных проблем, выработка профи- лактических мер воздействия на эту категорию осужденных ста- новятся все актуальнее. У сотрудниковследственных изоляторов, колоний, тюрем возникает ряд проблем организационного, этичес- кого, психологического плана в работе с этим специфическим контингентом. Криминологическое, правовое, социологическое и психологическое исследование проблемы позволит повысить ка- чество профилактическогои исправительного воздействия на ВИЧ- инфицированных осужденных, а также предупреждатькриминаль- ные проявления с их стороны.
§ 4. Профилактика преступного |
Проблема исполнения |
уголовных наказаний в от- |
|
поведения осужденных, |
ношении осужденных к ли- |
страдающих психическими |
шению свободы, страдаю- |
расстройствами |
щих различными сомати- |
|
ческими заболеваниями и |
психическими расстройствами, актуальна для большинства госу- дарств, и наша страна не исключение. В российских ИУ содер- жится 405 тыс. осужденных, имеющих различные заболевания, из них 236 тыс. составляют лица, страдающие психическими рас- стройствами, 102 тыс. – наркоманы, 90 тыс. – больные активной формой туберкулеза, 72 тыс. – алкоголики, 32 тыс. – ВИЧ-инфи- цированные. В структуре заболеваемости осужденных преобла- дают болезни органов дыхания – 21,7 %, психические расстрой- ства – 20 %, болезни кожи и подкожной клетчатки – 11 %, инфек- ционные и паразитарные заболевания – 17,6 %, болезни органов пищеварения – 4,8 %, травмы и отравления – 3 %.
О правовой и социальной значимости указанных соматических заболеваний и психических расстройств можно судить, например, из следующих положений уголовно-исполнительного закона. Со- гласно ч. 2 ст. 76 УИК РФ «Перемещение осужденных к лише- нию свободы» осужденные, больные открытой формой туберку-
543
леза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, страдающие психическими расстройствами, не ис- ключающими вменяемости, перемещаются раздельно и отдельно от здоровых осужденных, а при необходимости по заключению врача – в сопровождении медицинских работников.
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 78 УИК РФ «Изменение вида исправительного учреждения» осужденные, не прошедшие обяза- тельного лечения (далее – ОЛ), а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа, не подле- жат переводу в колонию-поселение.
Согласно ч. 1 ст. 116 УИК РФ «Злостное нарушение установ-
ленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы» злостными нарушениями осужденными к лишению сво- боды установленного порядка отбывания наказания являются:
употреблениеспиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера (далее – ПММХ) или от ОЛ, назна- ченного судом или решением медицинской комиссии.
ПММХ (так же, как и ОЛ) в рамках УИС преследуют одну очень важную цель – достижение максимального лечебного (те- рапевтического) эффекта (избавление больного осужденного от недуга), которое имеет и определенное криминологическое зна- чение. По утверждению С.В. Познышева (1923), «...если пени- тенциарное учреждение будет выпускать людей больных и хи- лых, оно будет плохо предупреждать преступления и даже слу- жить фактором преступности». Действительно, любому по-на- стоящему больному человеку очень трудно самостоятельно, без чьей-либо помощи выжить, особенно если он имеет тюремное прошлое. В отношении осужденных, страдающих психическими расстройствами, а равно алкоголизмом или наркоманией, дости- жение двух из трех целей наказания – исправления осужденного («формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежи- тия, стимулирование правопослушного поведения» – ст. 9 УИК РФ) и предупреждения совершения новых преступлений – во
544
многом зависит от их излечения или от улучшения их психичес- кого состояния.
ВУК РФ вопросы регулирования применения ПММХ пред- ставлены в разд. VI «Принудительные меры медицинского харак- тера» и в гл. 15 с таким же названием. В главе 15 восемь статей (ст. 97–104), включающих в себя двадцать одну норму, то есть проведение ПЛ достаточно регламентировано.
ВУК РФ 1996 г. были внесены новые нормы: о целях примене- ния ПММХ (ст. 98), об амбулаторномпринудительномнаблюдении
илечении у психиатра (ст. 100), о ПММХ, соединенных с исполне- нием наказания (ст. 104). Кроме того, в значительной степени из- менена законодательнаяконцепция ПММХ: расширен переченьлиц, которым они могут быть назначены судом (ч. 1 ст. 97); по-новому представлены основания применения принудительноголечения (да- лее – ПЛ) (ч. 2 ст. 97); приведены уголовно-исполнительное зако- нодательство РФ и иные федеральные законы, в соответствии с которыми осуществляется ПЛ (ч. 3 ст. 97); предусмотрена воз- можность неприменения ПММХ к лицам, не представляющим опасности по своему психическому состоянию, и передачи необхо-
димых материалов органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, установленном законодательством РФ о здравоохранении (ч. 4 ст. 97).
УК РФ определяет следующие цели, на которые направлено применение ПММХ (ст. 98):
1) излечение лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК РФ, или улучше- ние их психического состояния;
2) предупреждение совершения ими новых преступлений. Все указанные в ст. 98 УК РФ цели применения ПММХ в
отечественномуголовномзаконодательствесформулированы впер- вые. К ним не относится карательное воздействие, наказание лица, к которому ПЛ имеет непосредственное отношение, а также вос- питательное воздействие.
Все представленные в законе цели применения ПММХ харак- теризуют две стороны, соответственно отражающие интересы
545
больного (личная) и интересы общества (общественная). Если первую цель, связанную с излечением или улучшением психичес- кого состояния лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК РФ, отличает преимущественно личная сторона, то вторую – предупредитель- ную – общественная. Обе они связаны между собой и часто требуют одних и тех же средств и методов решения. Достижение целей применения ПММХ исчерпывается перспективой обществен- но безопасного поведения лиц, подвергнутых ПЛ.
Проблему применения ПММХ можно назвать комплекснойили межпредметной (междисциплинарной), то есть к ее изучению с целью разрешения напрямую причастны различные науки: право- вые (уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс), медицинские (психиатрия, в том числе судебная, наркология, терапия) и др. В правовом регулировании ПММХ существуют, как минимум, три аспекта: уголовно-право- вой, уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный. Спе- цифическую правовую регламентацию ПЛ имеет в судебно-пси- хиатрической практике.
Вопрос о правовой природе ПММХ – это вопрос об их сущно- сти, содержательной стороне и в конечном итоге о правовой зна- чимости. Прежде всего это меры принуждения, кроме того, они носят государственный характер, так как назначаются государ- ственными органами, от имени государства и обеспечены прину- дительной силой государства. Меры медицинскогохарактера при- знаются принудительными потому, что они, во-первых, применя- ются независимо от желания больного и его близких родственни- ков; во-вторых, сопряжены с некоторыми ограничениями личной свободы; в-третьих, назначаются, изменяются и прекращаются только по определению суда.
Государство, предусматривая меру принуждения при проведе- нии объективно необходимого(показанного) лечения всем перечис- ленным выше категориям лиц, исходит из области и характера тех общественных отношений, которым угрожает опасность, а также из особенностей, характеризующих данный источник социальной опасности. Но из этого не следует, что государственное принужде-
546
ние должно предусматриваться для всех без исключения больных, попавших в поле зрения правоохранительных органов.
ПММХ по своей правовой природе – это уголовно-правовые меры безопасности, сущность которых заключается в принуди- тельном лечении лиц, совершивших уголовно-противоправные
деяния и представляющих по своему психическому состоянию опасность для себя и (или) других лиц.
Применение мер медицинского характера и обязательного лечения к нездоровым (больным) осужденным предусмотрено ст. 18 УИК РФ: к осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждения, исполняющие эти виды наказаний, по решению суда применяют принудительные меры медицинского характера (ч. 1).
Вч. 3 ст. 18 УИК РФ указывается, что к лицам, осужденным
кнаказаниям, указанным в ч. 1 той же статьи, больным алко- голизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также больным открытой формой туберкулеза, по решению медицинской комиссии применяется принудитель- ное лечение.
Вст. 18 УИК РФ речь идет только о двух вариантах медицин- ских мер (лечения), применяемых в отношении осужденных к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, – «принудитель- ные меры медицинского характера» и «обязательное лечение».
До недавнего времени в ИУ ПММХ применялись по решению суда только в отношении следующих трех категорий нездоровых осужденных – «больные алкоголизмом», «больные наркоманией», «страдающие психическими расстройствами», «ОЛ» – по реше- нию медицинской комиссии ИУ к больным токсикоманией, ВИЧ- инфицированным, больным открытой формой туберкулеза, не про- шедшим полного курса лечения венерическогозаболевания. Осуж- денному к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, стра- дающему алкоголизмом или наркоманией, или психическим рас- стройством, не желающему лечиться и корригировать свое пове- дение, при назначении необходимого (объективно показанного)
547
лечения нельзя было обойтись без решения суда, так как уголов- но-исполнительный закон этого не допускал (ч. 3 ст. 18 УИК РФ).
Последнее положение не позволяло медикам более активно вести
вИУ диагностическую, лечебную, профилактическую и социаль- но-реабилитационную работу с перечисленными категориями не- здоровых осужденных.
Если во время отбывания указанных в ч. 1 ст. 18 УИК РФ видов наказаний было установлено, что осужденный страдает психическим расстройством (ранее это относилось лишь к боль- ным алкоголизмом и наркоманией), не исключающим вменяемо- сти, которое связано с возможностью причинения этим осужден-
ным иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц, то администрация учреждения, исполняющегоэти виды наказаний, должна направить в суд представление о применении к такому осужденному ПММХ. Назначение ПЛ от алкоголизма имело свои правовые последствия, суть которых заключалась в том, что значительно суживалось применение мер стимулирова-
ния стремления осужденных к исправлению и перевоспитанию (так как эти лица, например, не могли быть переведены в коло- нию-поселение). ПЛ от алкоголизма могло быть как прекращено
впериод отбывания наказания, так и наоборот, назначено (ст. 58 ИТК РСФСР).
Врезультатепринятия Федеральногозакона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» проблема применения мер меди- цинского характера в отношении осужденных к лишению свобо- ды получила новое развитие, связанное с тем, что Закон признал утратившим силу п. «г» ч. 1 ст. 97 УК РФ, а в ч. 2 ст. 99 исключены слова «в лечении от алкоголизма, наркомании либо». Получается, что теперь суды не будут (не должны) назначать применение ПММХ (ПЛ) осужденным к ограничению свободы, аресту и лишению свободы, больным алкоголизмом или нарко- манией.
Расширение группы лиц, подлежащих ПЛ (ч. 1 ст. 97 УК РФ),
приведение действующего уголовного законодательства страны в
548
соответствие с международными правовыми нормами и принци-
пами защиты психически неполноценных лиц на фоне позитивных процессов в отечественной системе здравоохранения в области психиатрии способствовало модификации и дифференциации ПММХ. Так, ПЛ может применяться только к страдающим пси- хическими расстройствами, совершившими преступление (обще- ственно опасное деяние) и представляющими опасность для себя и (или) окружающих (ч. 1, 2 ст. 97 УК РФ). В отношении алкого- ликов, наркоманов и лиц с психическим расстройством, не исклю- чающим вменяемости, совершивших преступления, в УК РФ до
недавнего времени была предусмотрена возможность назначения не только наказания, но и амбулаторногопринудительногонаблю- дения и лечения у психиатра (ч. 2 ст. 99 УК РФ).
Все категории лиц, которым судом могут быть назначены ПММХ, представлены в ч. 1 ст. 97 УК РФ. В результате алкого- лики, совершившие преступления и подпавшие под действие дан- ной статьи вместе с вменяемыми наркоманами, до известного времени были названы в числе последних (четвертыми), то есть можно предположитьих меньшую медико-социальную значимость,
атакже небольшую численность.
Внастоящее время уголовно-правовая норма, затрагивающая ПММХ, связанные с исполнением наказания (ст. 104 УК РФ), имеет отношение только к одной категории лиц – совершившим преступ- ление и страдающим психическими расстройствами, не исключаю- щими вменяемости. В нее входят алкоголики и наркоманы.
Отечественная уголовно-исполнительная и медицинская прак- тика однозначно свидетельствует: принудительное лечение в рам- ках УИС недостаточно эффективно в отношении осужденных, страдающих алкоголизмом или наркоманией, а существующая практика приводит только к тому, что создает препятствия к представлению данной категории лиц к условно-досрочномуосво- бождению. Но, как хорошо известно всем специалистам, трудно встретить алкоголика или наркомана, который осознанно желает избавиться от своего недуга и предпринимает для этого необхо- димые шаги.
549
Оставление осужденных, страдающих алкоголизмом, без про- ведения показанного им лечения (добровольного, обязательного, принудительного) следует признать совершенно недопустимым.
1См. подробнее: Старков О.В. Криминопенология: Учеб. пособие.
М., 2004. С. 244–245.
2См.: Бакин А.А. Особенности формирования девиантного сексуаль- ного поведения осужденных// Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 2. С. 10.
3См.: Актуальные проблемы профилактики ВИЧ-инфекции в учреж- дениях уголовно-исполнительнойсистемы Минюста России: Материалы науч.-практ. семин., 15–16 дек. 2004 г. Томск, 2004. С. 6.
4См.: Бакин А.А. Указ. соч. С. 13–14.
550
