Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Пенитенциарная криминология

.pdf
Скачиваний:
968
Добавлен:
17.03.2016
Размер:
2.28 Mб
Скачать

Целенаправленность профилактической работы, осуществление

ее с помощью профессиональных психологов должны стать на пути криминальной активности возможных пенитенциарных пре- ступников.

Суммируя социально-психологические факторы, влияющие на поведение осужденных, можно выделить те из них, которые вы- текают:

из участия осужденных в общественно полезном труде в колонии;

соблюдения осужденными режимных требований;

проведения с осужденными индивидуальной воспитательной работы;

общеобразовательного и профессионально-технического обучения осужденных;

материально-бытового обеспечения и медицинского обслу- живания осужденных;

общения с другими осужденными;

общения с родными и близкими, находящимися вне пределов колонии.

§ 3. Криминогенность психических

Среди специалистов

распространено мнение,

расстройств осужденных

согласно которомулица с

к лишению свободы

психическими расстрой-

 

 

ствами чаще, чем психи-

чески здоровые, совершают преступления и другие общественно опасные действия, то есть являются более криминогенными. Однако это мнение нередко не подтверждается какой-либо убеди- тельной статистической информацией.

Если обратиться к имеющимся официальным статистичес- ким данным, то окажется, что, например, в Российской Федера- ции в начале 90-х годов преступная активность лиц с психичес- кими расстройствами составляла 1093,9 на 100 000 психически неполноценных лиц, превысив, таким образом, почти в 2 раза

91

(1,7) аналогичную активность населения. Такая же тенденция сохранялась и во второй половине 90-х годов: преступная актив-

ность лиц с психическими расстройствами возросла в два раза и составила 2263,4 на 100 000 психически неполноценных лиц, превысив в 2,6 раза аналогичную активность психически здоро- вого населения.

Тем не менее представленные данные не позволяют отно- сить психическое расстройство к факторам, напрямую и одно- значно определяющим преступное поведение. Но их воздействие на интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферы психи-

ческой деятельности все же способно сыграть существенную роль в этиопатогенезе преступного поведения. Отсюда вполне справедлив вывод: психическое расстройство является своеоб- разным криминогенным фактором. При этом под криминоген- ным фактором в данном контексте следует понимать не причи- ну преступления (общественно опасного деяния), а определен- ное внутреннее условие, облегчающее совершение преступле- ния. Если бы психическое расстройство было криминогенно на 100 %, то тогда всех без исключения психически неполноценных лиц следовало бы изолировать навсегда. Но между наличием

психического расстройства и социально опасным поведением нет прямой зависимости. Психические расстройства, несмотря на происхождение и болезненную (патологическую) суть, не спо- собны однозначно определять преступное поведение, котороеяв- ляется результатом взаимодействия в первую очередь социаль- но приобретенных личностных качеств, а также биологических особенностей с внешними обстоятельствами. Таким образом, криминогенная значимость психического расстройства предпо- лагает только более высокую вероятность (часто неопределен- ной степени) совершения психически неполноценными лицами преступления.

Необходимо отметить, что сведения о распространенности преступлений, совершаемых осужденными с психическими рас- стройствами в местах лишения свободы, имеют неполный харак- тер в силу различных причин. Прежде всего неопределенностью

92

отличается информация о распространенности психических рас- стройств среди осужденных к лишению свободы.

Психические расстройства обнаруживаются у осужденных в учреждениях всех видов, и распространены они достаточно не- равномерно. Так, больший удельный вес психически неполноцен- ных осужденных (5,8 %) был представлен в воспитательных ко- лониях (ВК) строгого режима, тогда как меньший в колониях- поселениях, в среде осужденных, характеризующихсяположитель- но (0,2 %). В целом удельный вес осужденных с психическими аномалиями (всеми) составляет от 10 до 20 %.

Самыми неблагоприятными в психиатрическом отношении исправительными учреждениями являются ВК. В 1990 г. по- чти треть несовершеннолетних осужденных (31,8 %), отбы- вавших наказание в этих учреждениях, имели отклонения в психике. По состоянию на 1 января 1997 г. в ВК отбывали наказание 14,4 % несовершеннолетних осужденных с отклоне- ниями в психике. В среде таких ребят уровень психических аномалий превышает общероссийский в 5–6 раз, число боль- ных алкоголизмоми злоупотребляющихалкоголем в 2,5 раза, больных наркоманией и употребляющих наркотические веще- ства в 12 раз.

Основываясь на официальных статистических материалах и опубликованных выборочных данных, можно отметить, что среди отбывающих пожизненное лишение свободы в ИК для пожизнен-

но осужденных число психически неполноценных осужденных (включая страдающих алкоголизмом, наркоманиями) составляет

66 000 на 100 000.

Согласно статистической отчетности в 2007 г. в учреждениях УИС содержалось 81 815 лиц, обнаруживающих психические расстройства (всего по ИУ – 72 263, ИК – 60 069). Из общего числа преступлений (1134), совершенных в ИК за 2007 г., 16 пре- ступлений совершено осужденными, страдающими психическими расстройствами, при этом из 793 человек, привлеченных к уголов- ной ответственности за совершенные преступления, 42 находи- лись в состоянии алкогольного опьянения.

93

Вместе с тем согласно данным некоторых исследований4 по- чти 3/4 осужденных, совершивших преступления против личности в условиях ИУ (74,4 %), имели психические отклонения (слабо выраженная психопатология психическая неуравновешенность, повышенная нервозность, склонность к истерии – 26,9 %, выра- женная психопатология вялотекущая шизофрения, дебильность, олигофрения, эпилепсия – 6,5, алкоголизм– 35,2, наркомании – 2,7, иное, в том числе неустановленное, психическое состояние – 3,7 %). Несмотря на большую численность осужденных с психи- ческими отклонениями, только 24,1 % из них состояли на учете у невропатолога или психиатра.

Почти пятая часть тяжких насильственных преступлений убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, совершаемых в местах лишения свободы, приходится на осуж- денных с психическими расстройствами5 . Если основываться на этой информации, а также данных официальной статистики по УИС, то получается, что убийства и умышленные причинения тяжкого вреда здоровью совершаются в местах лишения свобо- ды более чем в 2 раза чаще психически полноценными осуж- денными, чем осужденными с психическими расстройствами (уровень тяжкой насильственной преступности психически нор- мальных осужденных – 10,4 на 100 000, аналогичный уровень психически ненормальных осужденных (в рамках вменяемос-

ти) – 4,9 на 100 000).

Только 10 % осужденных, совершавших побеги из мест лише- ния свободы, состояли на учете у психиатра6 . Если согласиться с данной информацией, распространив ее на деятельность испра- вительных колоний в стране в 2000–2007 гг., то выяснится, что к побегам были напрямую причастны чуть более 50 (50,4) психи- чески полноценных осужденных на 100 000 тюремного населения, а психически неполноценные в 4,8 раза реже – 10,6 на 100 000 осужденных с психическим расстройством.

Присущий общеуголовным преступлениям высокий уровень латентности характерен и для преступлений, связанных с психи- чески неблагоприятной почвой.

94

Общественно опасные деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. 105, 111 УК РФ, совершаемые без предвари- тельной подготовки, в связи с оскорблениями, избиениями, за кражу личных вещей и продуктов питания, на почве мужеложства, за неуплату проигрыша в азартные игры и т. п., в результате ссор и драк, вполне могут быть связаны с наличием у осужденных пси- хического расстройства. Однако подобная важная информация остается неустановленной.

Данные криминологических исследований показывают, что лица, страдающие психическими расстройствами, в большинстве сво- ем не способны предварительно готовиться к совершению пре- ступления. Для них характерен внезапно возникший преступный умысел. Вместе с тем короткий промежуток времени между появлением умысла и началом преступного поведения свидетель- ствует о том, что для таких лиц поводом может быть самое ничтожное обстоятельство, преступных действий с их стороны

можно ожидать в любое время и прогнозировать их нужно только с учетом этих особенностей.

Учитывая, что официальная статистика не раскрывает ре- ального состояния преступности осужденных в местах лише- ния свободы вообще и преступности осужденных с психичес- кими расстройствами в частности, можно утверждать, что уровень латентности изучаемого явления превышает офици- альные данные.

Большей эффективности профилактической работы в отноше- нии преступности осужденных с психическим расстройством, в том числе применительно к местам лишения свободы, следует ожидать от деятельности, основанной на типологии и классифика- ции личности психически неполноценногопреступника.

В литературе предлагается криминолого-психиатрическая типология личности психически аномального преступника с выде- лением трех основных типов: алкоголизированный, психопатизиро- ванный и интеллектуальноограниченный (умственно отсталый)7 . В основу типизации положены личностные характеристики, опре- деляющие особенности поведения.

95

Калкоголизированному типу преступников могут быть отне- сены лица, особенности поведения которых обусловлены личност- ными изменениями, возникшими на почве злоупотребления алко- голем (наркотиками). В первую очередь это хронические алкого- лики (наркоманы) и лица, злоупотребляющиеалкоголем(наркоти- ками), а также преступники, алкоголизация (наркотизация) кото- рых, развившись на фоне уже имеющихся нервно-психических расстройств, определила изменения личности и поведение по ал- когольному типу. Для них характерны: сосредоточение в более старших возрастных группах; совершение убийств, причинения вреда здоровью в быту, кражи, хулиганство, дезадаптивные пре- ступления (они реже совершают изнасилования, носящие первер- сивный характер); достаточно высокий уровень рецидива; совер- шение преступлений в одиночку(в силу процесса деградации лич- ности их социальные контакты при общей отрицательной направ- ленности носят случайный характер).

Кпсихопатизированному типу относят преступников, стра-

дающих психопатиями и обнаруживающих достаточно убедитель- ные (резко выраженные) психопатические черты характера, а также преступников с другими нервно-психическими расстрой- ствами, на фоне которых развился стойкий психопатоподобный синдром (психопатизация личности).

Поведение этих лиц является психопатическим или сходным с ним внешне. Данный тип уверенно представлен во всех возраст- ных группах преступников. Его криминогенность отличает уни- версальный характер: представители этого типа преступников примерно в равной мере совершают хулиганство, тяжкие насиль- ственные, корыстные и иные преступления. Уровень рецидива преступлений среди них самый высокий. Преступники данного типа являются и организаторами (чаще), и основными исполните- лями преступлений, совершенных в группе, и инициаторами конф- ликтов.

Интеллектуально ограниченный (умственно отсталый) тип охватывает преступников, чьи личностные изменения определя- ются чертами умственного снижения, элементами слабоумия, но-

96

сящего наследственный, врожденный или рано приобретенный характер. В первую очередь это олигофрены и лица, у которых интеллектуальноеснижение наступило вследствие различных орга- нических поражений центральной нервной системы, а также пре- ступники психически незрелые, умственно отсталые, инфантиль- ные, у которыхпоследствия органических поражений центральной нервной системы выражены незначительно, для них большее зна- чение в поведенческих девиациях приобретает социально-педаго- гическая запущенность. Наличие среди них лиц с психопатичес- кими чертами характера и склонностью к злоупотреблению алко- голем (наркотиками) еще не определяет их поведение по алкого- лизированному или психопатизированному типу. Главными в их поведении становятся те черты, которые внешне сходны с черта- ми поведения гипердинамических олигофренов в степени умерен- но выраженной дебильности.

Лиц последнего типа отличают: совершение насильственных и сексуальных преступлений, наличие социальных связей отрица- тельного характера, вхождение в группы с антиобщественной ориентацией, высокая подверженностьвлиянию группы, откровен- ная внушаемость, ярко выраженная импульсивность в поведении, низкий показатель рецидива.

Возможны и другие типологии, связанные с направленностью,

содержанием преступных посягательств со стороны психически неполноценныхпреступников: например, насильственный (при совер- шении насильственных преступлений) и дезадаптивный (при совер- шении дезадаптивных преступлений) типы в качестве основных.

Ю.М. Антонян и С.В. Бородин8 считают, что выделение среди

преступников с психическими расстройствами нозологических групп и соответственно потерпевших, принадлежащих определен- ной группе, позволит получить сведения о механизмекриминоген- ного взаимовлияния жертвы и преступника.

Полагаем, что типология осужденных с психическими расстрой- ствами по медицинскому признаку наличию и характеристике патологии должна учитывать современную психиатрическую клас- сификацию психических расстройств МКБ-10.

97

Личность преступника с психическим расстройством представ- ляет собой особый криминологический тип. Его сущность опреде- ляется именно наличием расстройств психической деятельности, которые детерминируют психологические особенности и, следо- вательно, поведение личности.

Анализ характеристик личности осужденных к лишению сво- боды, страдающих психическим расстройством, показал, что при проведении профилактической работы криминологическогохарак-

тера с данными лицами необходимо считаться со следующими факторами.

1.Психическому неблагополучию(практически по всем видам психиатрической патологии) более подвержены лица мужского пола. Это подтверждается как в обществе, так и в тюремной популяции. Объяснения этому могут быть биологического либо социального характера.

Удельный вес лиц женского пола с психическими расстрой-

ствами среди всех психически аномальных преступников весьма незначителен 5–6 % (удельный вес женщин среди осужден-

ных – 6,76 %).

2.С увеличением возраста осужденных растет и число тех, кто имеет проблемы в области психического здоровья.

В среде осужденных старшего возраста более распростране- ны психические расстройства. Этому прежде всего способству- ют приобретенные поражения организма травмы, различные заболевания (соматические), отравления алкоголем и его сурро- гатами. К проявлению данного биологического фактора имеют отношение и другие социальные факторы: образ жизни (нередко антиобщественный), пребывание в местах лишения свободы. Это типично для человеческогосуществования в любой среде. Обще- известно, что он в процессе своей жизни как бы накапливает (приобретает, «коллекционирует») болезни, среди них вполне мо- гут оказаться и психические расстройства.

3.Образовательный уровень осужденных с психическим рас- стройством, как правило, ниже, чем преступников, не имеющих подобного расстройства, что объясняется влиянием такого рас-

98

стройства на возможность получения образования, которая мо-

жет быть исключена при наличии определенных психических расстройств (умственная отсталость, органическое поражение головного мозга, алкоголизм, наркомании).

Обычно такие осужденные не желают повышать свой образо- вательный уровень. Отдельные из них участвуют в учебном про- цессе в рамках ИУ, преследуя определенную выгоду (например, возможность условно-досрочного освобождения) или надеясь из- бежать конфликта с администрацией.

4. Сам по себе фактор нахождения в местах лишения свободы (в изоляции) способен привести к возникновению у лица признаков психического расстройства. Данное обстоятельство следует рас- ценивать как своеобразную реакцию со стороны психики на вли- яние специфической (тюремной) среды.

В 2002–2007 гг. количество лиц, отбывавших наказания в ИК и осужденных на срок более 5 лет, составило более 350 000 человек, или 53,5 % от общего числа лиц, отбывающих наказания в данных учреждениях УИС. Как известно, длительное (свыше 5–7 лет) непрерывное нахождение в местах лишения свободы способству- ет наступлению крайне нежелательных (можно сказать, необра- тимых) изменений в психике. На наш взгляд, длительные сроки наказания сами по себе способны привести к психическому рас- стройству.

За тот же период удельный вес лиц, отбывающих наказания в ИУ и осужденных к лишению свободы 3 раза и более, был равен в среднем 22,0 % от общего количества осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в ИУ. Однако не следует пре- увеличивать значение этого фактора в возникновении у осужден- ных психических расстройств, ибо он не действуеткак бы в чистом виде, его участие всегда совместное, частичное. Например, дли- тельное пребывание осужденногов ИУ, как правило, сопровожда- ется и причинением вреда здоровью, нередко в результате само- стоятельных действий (попытка суицида, самоповреждения, ис- кусственные заболевания), и возникновением соматических забо- леваний, затрагивающих психическую деятельность.

99

5.Большая длительность преступной деятельности также спо- собствуетувеличению тюремной психически неполноценной попу- ляции. Следовательно, увлечение преступной деятельностью нуж- но расценивать как обстоятельство, способствующее рецидиву.

6.Большинство осужденных с ущербной психикой отличает то, что они не подготавливают совершение нового «собственного» преступления. Для таких лиц поводом для преступного поведения может быть самое ничтожное обстоятельство, так как между появлением умысла на преступление и началом преступного пове- денческого акта может пройти очень мало времени. Последнее обстоятельство, по нашему мнению, представляется, препятствует как полноценному осознанию таким человеком совершаемого, так

иконтролю за собственной деятельностью. Отсюда преступная непредсказуемостьданных лиц и, как следствие, большие сложно- сти, связанные с предупреждением их преступного поведения.

7.Значительная часть осужденных с психическим расстрой- ством не поддерживает постоянных контактов с другими осуж- денными, длительное время не входит в более или менее устой- чивую неформальную группу, ведет замкнутый образ жизни. В оп- ределенном смысле психически ненормальные осужденные та- ким своеобразным способом сигнализируют окружающим о сво- ем нездоровье. Многими подобное поведение оценивается как странности, причуды и т. п.

8.Осужденных с психическим расстройством, проявляющих себя в местах лишения свободы в роли лидеров преступных групп, характеризуетповышенная общественная опасность. Данная оцен-

ка обусловлена возможностью психически нездоровых лидеров увлекать за собой других лиц, стимулировать их преступную де- ятельность.

9.Осужденных с психическим расстройством, не исключаю- щим вменяемости, которым суд назначил принудительные меры медицинского характера, отличает большая степень криминаль- ной активности.

Так, если среди всех осужденных неснятую или непогашенную судимость имеет каждый четвертый-пятый, то среди осужден-

100