Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ККР Российская многопартийность исторический опыт / ККР по политологии на тему ''Российская многопартийность''.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
22.01.2014
Размер:
203.26 Кб
Скачать

Эсеры-максималисты

Осенью 1906 г. петербургские газеты писали о «таинст­венной группе» террористов, чья «нечеловеческая жесто­кость» приводила в ужас и правительство, и «не причастного ни к чему обывателя». Речь шла о социалистах-революци­онерах-максималистах. В середине октября этого года их боевая организация совершила полумиллионную экспроп­риацию казенных средств, а двумя месяцами раньше — покушение на премьер-министра IL А. Столыпина, потряс­шее всю страну.

Союз эсеров-максималистов (ССРМ) находился на левом фланге российских неонароднических партий. Наиболее ха­рактерной чертой теории максималистов была их вера в возможность немедленного перехода России к социализму. Поэтому они отказывались от выдвижения ближайших, или так называемых «минимальных», задач и признавали необходимость осуществления уже в период первой революции максимальной социалистической программы. Отсюда и на­звание их организации. Прямым продолжением теории максималистов явилась их тактика, отмеченная авантюристическим стремлением вызвать подъем массового революционного движения с помощью активной террористической деятельности. . '

В историографии давно утвердилось мнение, подтверждаемое высказываниями и самих максималистов, о том, что истоки эсеровского максимализма относятся к 1904 г., когда в недрах партии эсеров зародилось течение так называемых аграрных террористов», в дальнейшем ставшее ядром образованного в 1906 г. «Союза эсеров-максималистов. Следу­ющим этапом, возникновения эсеровского максимализма явилась деятельность так называемой «московской оппозиции» ПСР. Как и в первом случае, причины раскола в московской организации эсеров (в 1905 г. крупнейшей среди местных эсеровских организаций) заключались в непоследовательности политического курса партии в течение первой русской революции.

Оппозиционные руководству эсеров левые течения в партии заявляли о своем существовании в те моменты, когда политику эсеров определяла ее правая, умеренная часть. Таким периодом, в частности, явилась вторая половина 1904 г., когда эсеры приняли участие в небезызвестном Совещании революционных партий и либеральных организаций (Париж, сентябрь-октябрь 1904 г.); тогда же в эсеровской среде сформировалось «аграрно-террористическое» течение.

Разработка максималистской теории началась фактически еще в период идейного становления самой эсеровской партии (1905 г.). И, несмотря на значительные различия в толковании тех или иных вопросов в трудах идеологов этого течения, им удалось разработать целостную и в своем роде последовательную теорию максимализма.

Тактический план максималистов обнаруживал явный перекос в сторону нелегальных, и в первую очередь террористических, средств борьбы. На практике этот перекос становился еще более очевидным, поскольку намерение мак­сималистов вести широкую агитационно-пропагандистскую работу так и не было осуществлено, и террор явился главным и почти исключительным делом их организаций на всем протяжении первой революции. По неполным данным, за 1906—1907 гг. ими было осуществлено свыше 50 террори­стических актов главным образом против представителей репрессивных органов самодержавия и членов черносотен­ных организаций, причем большинство этих покушений (около 40) пришлось на 1907 г.

В 1906 г. центром деятельности максималистов был Петербург, где в это время функционировали их военная и рабочая боевая группа.

Петербургская боевая организация (БО) максималистов была сформирована весной 1906 г. Первоначально очень немногочисленная, но вскоре пополненная «бестолочанами», «москвичами» и рабочими дружинниками из Екатеринослава, к июлю 1906 г. она включала уже около 60 человек. В конце мая 1906 г. на общем собрании организации был сформирован ее Исполнительный комитет (ИК). Тогда же был утвержден план действий. Было решено произвести покушения на виднейших царских сановников и самого царя.

К 1908 г. вследствие многочисленных арестов количество максималистских организаций сократилось до 42-х, в 1909 г. их осталось уже только 20, а в 1910 г. – не более 10. В 1912 г. их деятельность окончательно замирает.

В начале 1920-х гг. мак­сималисты становятся жертвой насаждения в стране одно­партийной системы и как политическая партия исчезают уже окончательно.