
- •Г.П. Меньчиков
- •Казань – 2012 Казанский государственный университет культуры и искусств г.П.Меньчиков
- •Содержание.
- •Глава 1. Исходные посылки: начала неоклассической философии.
- •Глава 2. Место фрейдизма в смене понимания сущности человека и его духовной культуры.
- •Глава 3. Развитие понимания духовной реальности
- •Глава 4. Развитие понимания духовной реальности человека
- •Глава 5. Неосознаваемое как элемент структуры духовной
- •Сущность неосознаваемого и формы его проявления.
- •Защитные действия человека в экстремальной ситуации.
- •Примечание к главе 5:
- •Глава 6. Соотношение сознания и неосознаваемого в духе человека.
- •Проблема доминирования.
- •Глава 7. Душа человека: ее основные свойства.
- •Эволюция понимания души человека.
- •Сущность души: неоклассическое понимание.
- •Убеждение, вера, фанатизм, одержимость.
- •Возможно ли управление душой?
- •Примечание и литература к главе 7:
- •Глава 8. Духовность человека: неоклассическое понимание.
- •Разработанность проблемы.
- •Функции духовности человека.
- •Структура духовности человека и ее формирование.
- •Соотношение духовности и религиозности.
- •Примечание и литература к главе 8:
Защитные действия человека в экстремальной ситуации.
Под экстремальной ситуацией понимается такая ситуация, которая ставит перед человеком требования, превышающие его возможности: возможности сохранить «я человека» или «самость человека». Всего этого хватает в экстремальной ситуации «типа концлагерь». В ней есть все формы проявления экстремальности словно в обобщенном виде. Защитные духовно-психологические стратегии и некоторые механизмы в такой ситуации прожиты и исследованы В.Франклом[82]. Важные рекомендации обнаруживаются также у представителей «психосинтеза»[83], представителей «трансперсональной психологии»[84]. социологии «катастрофического сознания»[85], «экстремальной виртуалистики»[86], психологии «сенсорного голода»[87].
Со временем, наверное, сформируется отдельное научноенаправление по экстремальности. А пока, обобщая все это, мы делаем выводы, что защитные действия в экстремальной ситуации подразделяются на две стратегии:пассивнуюстратегию иактивную стратегию. (Путь предательства, подличанья и тому подобного в ситуации типа концлагерь выходит за пределычеловеческоговида: такие действия ачеловечны, внечеловечны, ибо они покушаются нажизньдругого человека. Поэтому они не входят в средства защитылюдей.Это нечто другое).
Экстремальность есть экстремальность, в прямом и переносном смысле. Поэтому большая часть людей не живет, а выживает, уходя в глухую пассивную защиту. Наиболее массовыми средствами защиты здесь являются: прибегание к отвращению; апатия; эмоциональная смерть; иллюзия помилования; мрачный юмор; регрессия; отсутствие сексуального влечения; непреодолимое желание изолироваться; избегание проявлять инициативу; принятие решения, проистекающего из чувства фатальности; общая раздражительность; комплекс неполноценности; суицид. К сожалению, эти ненормальные реакции на ненормальную ситуацию являются нормальным поведением.
Другие пытаются прибегать к более активной стратегии защиты: они защищаются борьбой за хлеб и за саму жизнь, за собственное спасение, близких и своего друга. Наиболее характерными средствами духовно-психологической защиты здесь являются:
Сопротивление внутреннему обесцениванию мира: удержание себя на понимании того, что зло не может обесценить мир, потому что мир не инструмент, не средство для тебя; и он велик, гораздо величественнее, чем данная ужасная ситуация.
Восприятие своей жизни в мире всерьез.
Удержание в сознании адекватного взгляда на детерминацию человека: понимание того, как уже говорилось, что животное создают среда и наследственность, а человек создает себя сам при данных условиях и наследственности; а в конструировании и в ответственности - сама сущность человеческого существа, того, что человек есть, чем он должен быть и чем он станет.
Сохранение в такой ситуации понимания того, что человек есть существо, главной целью которого является осуществление смысла и актуализации ценностей скорее, чем простое удовлетворение влечений и инстинктов, нежели простое примирение конфликтующих «оно», «я» и «сверх-я» или адаптация и приспособление к обществу и среде.
Ориентация на смысл жизни и преодоление экзистенциального вакуума, который в таких условиях может образоваться. Реализация смысла жизни через: а)деятельность, главное здесь - вывести себя из оцепенения, б)помощь другому, особенно, кому еще хуже, чем тебе, в)переживание, г)страдание.
Четкое видение во всей типологии людей существование только двух типов рас, как говорит В.Франкл: «расы» порядочных людей и «расы» людей непорядочных.
Вера в будущее.
Углубление внутренней духовной жизни.
Пример высокого морального стандарта.
Юмор.
Превращение своих страданий в достижения высоты духа.
Малейшее использование переживания красоты в искусстве или природе.
Обязательно конкретные действия по тому, чтобы придать жизни смысл.
Выводы по главе.
1. Исследование неосознаваемого показывает, что сознание центральная, но не единственная форма духовной реальности человека, а вместе с сознанием действует и неосознаваемое. Это доказывает, что для сведения всего духа человека к его сознанию нет оснований. А в теории духа человека и в практике с ним нужны существенные коррективы.
2. Неосознаваемое – это совокупность психически-духовных образований (структур, процессов и механизмов), в протекании и влиянии которых человек не просто не отдает себе отчета, а имеет другую специфику. Оно выполняет как компенсаторную, так и другую, самостоятельную незаменимую работу, которую мы рассмотрели в виде функций неосознаваемого.
3. Неосознаваемое человеческое не тождественно бессознательному человеческому и бессознательному животного. Неосознаваемое – объект необычный, предельно сложный, но достойный и для философского исследования. Тем не менее мы не поддерживаем имеющиеся тенденции увязывания идей о неосознаваемом с религией и мистикой. Такой путь представляется по меньшей мере упрощающим проблему. Думается, что, как бы ни было трудно, важно продолжить фрейдовскую традицию изучения неосознаваемого на основах «рутинной» научной рациональности. Естественно, в современном неоклассическом расширенном представлении о рациональности.
Чтобы объективнее понять нерасторжимость сознания и неосознанного в структуре духа человека и в то же время не стереть их специфики, необходимо проанализировать проблему их соотношения. И не в контексте, как мы это делали до сих пор, а более пристально.