Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Настольная книга священнослужителя. Том 4

.pdf
Скачиваний:
167
Добавлен:
11.03.2016
Размер:
28.77 Mб
Скачать

НАСТОЛЬНАЯ КНИГА

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ

том 4

1

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ, БОГОСЛУЖЕБНАЯ УТВАРЬ

И ОДЕЯНИЯ ДУХОВЕНСТВА

и

ИКОНОПОЧИТАНИЕ И ИКОНОПИСЬ В БОГОСЛУЖЕБНОЙ

ЖИЗНИ ЦЕРКВИ

ill

ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

IV

ТРИОДИ ПОСТНАЯ И ЦВЕТНАЯ

v ПАСХАЛИЯ

VI

КРАТКИЙ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ СЛОВАРЬ

VII

БОГОСЛОВСКО-ЛИТУРГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Издание Московской Патриархии

НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ

Москва-1983

По благословению . Святейшего Патриарха Московского

и всея Руси ПИМЕНА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Четвертый том «Настольной книги священнослужителя» по содержанию основных своих разделов примыкает к первому (литургическому) тому, являясь его продолжением, содержащим руководство по совершению частного богослужения и служб Триодей постной и цветной.

Все чинопоследования таинств и других богослужений Требника, а также основные молитвословия Триодей постной и цветной сопровождаются богословским толкованием на основе святоотеческих писаний и трудов русских богословов. Как и при подготовке к печати I тома, Издательство Московского Патриархата ставило перед собой в первую очередь цель — дать практическое руководство приходским священнослужителям по совершению частного богослужения и служб Триодей. Поэтому настоящее издание не претендует на полноту и всестороннее освещение с позиций литургического богословия всех чинопоследований и молитвословий Требника и Триодей постной и цветной, ограничиваясь лишь сжатым толкованием.

Четвертый том «Настольной книги священнослужителя» открывается подробным описанием православного храма, куда верующие собираются славословить Бога, молиться Ему и, участвуя в таинствах, получать через священнослужителей благодатные дары Духа Святого. Хотя одни храмы освящаются во имя Спасителя и Его Пречистой Матери, другие — в честь церковных

праздников и угодников

Христовых,

все они

суть храмы Божии и селения

славы Всесвятой Троицы,

все равно

освящены

Божественной благодатию Отца

и Сына и Святого Духа в обрядах, сопровождающих закладку и завершение строительства церковного здания, его алтаря, престола и колоколов. Все вещи, употребляемые при богослужении, вся утварь церковная и облачения священнослужителей святы и требуют благоговейного к себе отношения, ибо все они освящены молитвой, крестным знамением, окроплением воды или помазанием святым Миром. Выдающийся русский богослов свящ. Павел Флоренский так разъясняет смысл храмовых святынь и таинств церковных: «Когда мы говорим о святой Купели, о святом Мире, о Святых Дарах, о святом Покаянии, о святом Браке, о святом Елее... и, наконец, о Священстве, каковое слово уже

включает в себя корень «свят», то мы

прежде

всего разумеем

неотмирность

всех этих таинств. Они — в мире, но не

от мира.

Действуют на

мир и миром

могут усвояться, но их бытие не в мире, не мирское, не растворяющееся, не растекающееся в мире, с миром не отождествляющееся... Когда говорится о святых одеждах, о святой утвари, о святой воде, святом елее, о святом храме... то явно, что здесь идет речь о совершенстве отнюдь не этическом, а — онтологическом (бытийственном). ...Это онтологическое превосходство над миром, онтологическое пребывание вне здешнего». Но это не означает простого отрицания земного, временного бытия, ибо святость приносит в мир конкретное положительное содержание. Будучи онтологически утвержденной в Боге, святость не самозамкнута, но выступает активной силой, незыблемо утверждая мировую реальность путем ее освящения и преображения. Благодатное просвещение, духовное и нравственное исцеление и освящение, сообщаемые в церковных таинствах, обретают все православно верующие люди, принявшие благодать Крещения и Миропомазания как дар Духа Святого. Вот почему так важно строгое и молитвенно-благоговейное совершение чинопоследований таинств и других частных богослужений, содержащихся в Требнике. Эти молитвословия и священнодействия, называемые в церковном обиходе «требами»,

6

ПРЕДИСЛОВИЕ

сопровождают всю жизнь христианина от принятия младенца через святую Купель по вере родителей и восприемников в мистическое тело Церкви до последований над усопшим, в которых Церковь провожает свое детище в место вечного упокоения.

Все обряды, содержащиеся в Требнике, отмечены печатью глубокой древ-

ности. Основное ядро их молитвословий

восходит к IV веку, другие появи-

лись по мере развития внешней стороны

богослужения в последующее время,

до XI в. включительно.

 

Православному пониманию священного образа (иконы) и его роли в богослужебной жизни Церкви и отдельных ее членов посвящен отдел, где, на основании догмата об иконопочитании, раскрывается духовный смысл образа как места встречи горнего мира с миром дольним, земным.

Особо возвышены молитвословия и песнопения пасхального (подвижного) круга. Глубокой скорбью о грехах своих, покаянием и надеждой на прощение во всерастворяющей любви Божией проникнуты последования Триоди постной, по которой совершается православное богослужение в период подготовления к Великому посту и в течение самой святой Четыредесятницы. Духовной радостью и возвышенной торжественностью исполнены песнопения Святой Пасхи, праздников Вознесения Господня, Святой Пятидесятницы и последующей седмицы, собранные в Триоди цветной.

Известнейшие из песнопений обеих Триодей были написаны такими боговдохновенными церковными поэтами и гимнографами, как: святые Андрей Критский, Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Иосиф и Феодор Студиты. Руководству по совершению служб по Триодям постной и цветной посвящен особый раздел настоящего тома.

Православный священнослужитель должен знать основы пасхальных вычислений, чтобы в случае отсутствия календаря уметь правильно вычислить день празднования Пасхи Христовой и всех остальных дат подвижного круга

богослужений. Для

этого

он может воспользоваться правилами, формулами

и таблицами специального отдела этого, IV тома.

Для лучшего

уяснения

священнослужителями содержания молитвословий

и для более глубокого понимания смысла отдельных частей храмового богослужения и используемых в нем предметов и утвари в Приложении к настоящему тому помещены: объяснение правил чтения богослужебных текстов, крат-

кий

словарь церковнославянского языка и богословско-литургический

словарь.

На

священнослужителей возлагается большая ответственность перед

людьми

и перед Богом. Они должны помогать своим пасомым в духовно-нравственном совершенствовании. Как врач необходим для оказания помощи больному телу, так и пастырь необходим для лечения души. Душа одного человека дороже всех земных ценностей, ибо, по слову святого Григория Богослова, «она произошла от Бога и Божественна», она «причастна горнего благородства и к нему поспешает, хотя и сопряжена с худшим». Поэтому пастырь должен в первую очередь заботиться о врачевании недугов души. Этот труд служителя

Христова

святой Григорий сравнивает с работой художника, когда тот

тру-

дится над

отделкой картины. Иерархическое служение выше служения

анге-

лов, так как священник призван восстановлять в человеке потемневший образ Божий. Священник является светом миру; во мгле житейского бурного моря он служит маяком, указывающим людям путь в Небесное Отечество.

Выпуская IV том «Настольной книги священнослужителя», Издательский отдел Московского Патриархата надеется оказать посильную помощь рядовым священнослужителям и всем практическим работникам на ниве церковной.

Православный храм, богослужебная утварь и одеяния духовенства

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

Глава 1

НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ В СИМВОЛИКЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

«В начале сотворил Бог небо и землю», — сказано в книге Бытия (1, 1). В этом догмате — источник православного восприятия мира.

Православный человек верует как в этот догмат, так и в то, что небесный мир, невидимый, духовный, и мир видимый, вещественный, земной, едины в Боге как их общем Создателе. В православном сознании гармонично единство невидимого и видимого, небесного и земного: и то, и другое суть разные образы тварного бытия, предназначенные и предрасположенные к благодатному единению с Богом и друг с другом, и Бог присутствует в каждом из них и во всем, не смешиваясь ни с чем.

По православной вере и учению, есть, во-первых, область бытия Божия, в которой пребывает непосредственно Господь Бог в Своем Троическом Единстве. Эта область отлична от всего: она непостижима, как непостижим и отличен от Своего творения Бог— Всемогущий Дух, не имеющий ни тварного вида, ни формы, ни вещественности; во-вторых, есть творение Божие, состоящее из двух областей: небесного и земного. В области небесного пребывают ангельские существа и праведные люди, отошедшие в потустороннего мира от земной жизни. Эта область вечна: в ней нет времени и пространства. Область земного — это окружающий человека мир, подчиненный законам пространства и времени.

Небесное и земное, то есть и то, что вне времени, и то, что имеет время, сосуществуют, проникая одно в другое, восполняя друг друга, но не сливаясь, не переставая быть отличными друг от друга областями бытия. При этом области небесного принадлежит первенствующее положение, хотя обе эти области влияют друг на друга в силу теснейшей связи между ними. Бог предоставляет каждому созданию самостоятельность в рамках положенных Им законов бытия.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

Особое место во всем небесном и земном принадлежит человеку — венцу творения. Сотворенный по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26), человек призван осуществлять в себе и собою гармоническое единство всех трех областей сущего: Божественного, небесного и земного, ибо в его природе заключено присутствие всех этих областей бытия. Поэтому и в сознании человека возможно целостное восприятие всего сущего. Человеческая природа, в свою очередь, состоит из духа, души и тела, где, по смотрению Божию, дух должен управлять душой, душа — телом, а всем человеческим естеством, при условии согласования человеком своей воли с волей Божией, — Сам Бог.

Грехопадение человека нарушило гармонию мироздания. Грехопадение человека произошло вследствие того, что свободная воля, которой Богу благоугодно было наделить созданных Им ангелов и людей, не была утверждена в добре, была использована против воли Божией. Грехопадение человека, несоблюдение им заповеди Божией — это нарушение им под влиянием искушения сатаны — главы ангелов, отпавших от Бога через непослушание и неповиновение, заповеди Божией, данной Им первому человеку в раю: «...От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16—17). Эти отпавшие от Бога духи образуют собою область тьмы кромешной (Мф. 8, 12; 22, 13), то есть область, как о том свидетельствует этимология, находящуюся кроме — вне Божественного света, в удалении от благодатного единения твари с Творцом. Но ей попускается вредить творению Божию в целях его испытания и вразумления, пока не совершится окончательно Божий Промысл о спасении человеческого рода. Вследствие грехопадения человека область тьмы кромешной получила возможность вторгнуться в область земного бытия, вносить в нее ложь, грех, зло, всяческую нечистоту, тень смертную. В связи с этим повредилась человеческая природа: покрывшись тьмой греха, человеческое естество утратило правильный порядок жизни: плотское в человеке стало преобладать над душевным, а душевное — над духовным. Повредилось и сознание человека: Божественное и небесное в нем как бы отдалились, оторвались от земного, и земное стало преобладать.

Нарушенная гармония природы и сознания была восстановлена в Господе Иисусе Христе и Самим Иисусом Христом, Сыном Божиим, Вторым Лицом Святой Троицы, пришедшим во плоти, то есть родившимся по человеческому естеству от Богородицы и Приснодевы Марии, дабы спасти Собой и в Себе род человеческий. В Самом Лице Господа Иисуса Христа, таким образом, прежде всего воссоздана была изначальная гармония всего сущего. Господь Иисус Христос Своим искупительным подвигом на Кресте, Воскресением и Вознесением на небо обожил принятое Им на Себя человеческое естество и, уничтожив власть смерти над человеческим естеством, дал возможность всем верующим в Него,

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

духовно соединяющимся с Ним и причащающимся Его Тела и Крови в таинстве Причащения, наследовать вечную, небесную жизнь вместе с Ним в Царстве Божией. В людях, которые по доброй воле и любви соединяются со Христом, в той или иной мере восстанавливаются с помощью Духа Святого, посылаемого им Господом Иисусом Христом от Бога Отца, и правильный порядок внутренней жизни, и целостное восприятие всего творения как единства всего сущего в Боге.

Издревле, согласно библейскому свидетельству, человек ощущал космос как литургический организм: «Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 2). Взору верующего раскрывается это вселенское богослужение: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце

илуна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес

иводы, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он (сказал, и они сделались,) повелел, и сотворились» (Пс. 148, 1—5).

Для Православия характерно осознание бытия, достигающего высшей степени своего богоустановленного совершенства чрез благодатное просвещение. Богослужение, совершающееся на земле, есть выражение этого стремления сотворенного мира к Богу. В нем совершается освящение жизни.

Отсюда литургически-храмовый стиль благочестия, свойственный православной душе с древнейших времен до наших дней. Храм становится тем местом, где человек восстанавливает свой Божественный образ через приобщение Христу. Возвращение к своему подлинному существу неотделимо от тайны соборности, когда человек начинает сознавать себя членом тела Христова. Напоенность одним Духом творит высшее единство, в котором каждый, не утрачивая своего индивидуального своеобразия, органически входит в состав сложного церковного организма: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос» (1 Кор. 12, 12). Переживание соборности преодолевает границы времени и пространства, делая возможным человеку ощутить себя в сущностном единстве с вечными истоками христианства. Поэтому православное богослужение, имея непреходящий первообраз за пределами времени, реализует его в земной истории через органическое сочетание различных литургических пластов: ветхозаветных и новозаветных.

Непрерывность космического богослужения, как условие существования Вселенной, находит символическое выражение в суточном круге православного богослужения. В его ритмы вплетена жизнь двух других богослужебных кругов: седмичного и годового.

С событиями Домостроительства Божия о спасении рода человеческого в значительной степени связано значение и назначение богослужебной символики Православной Церкви: символики хра-

10 ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

ма, его архитектуры, убранства, живописи, богослужебных предметов, облачений, являющихся не чем иным, как проповедью в образах и красках, отражением прежде всего того, что совершается в таинстве Божественной литургии — ее молитвах, песнопениях, возгласах, ритуальных действиях.

Православная символика не просто иллюстрирует Божественную литургию, она призвана раскрывать духовные истины, содержащиеся в Евангелии и учении Церкви, сообщать догматическое ведение Церкви о мире небесном и земном, о Боге — Его отношении к миру и человеку. Иными словами, в земных, вещественных знаках и образах церковная символика являет догматическую картину мира, содержащуюся в православном вероучении.

Православная Церковь с древнейших времен хранила богооткровенное знание как, в каком виде и в каких формах следует изображать небесное и Божественное, чтобы богооткровенное знание, соответствуя всей глубине догматов Православной Церкви, давало верное представление об истине.

Откровение Божие явило эту истину Церкви Христовой в учении святых апостолов, семи Вселенских Соборов и святоотеческих наставлениях.

Иэто —• основополагающий догмат православной литургики

ижизни. Поэтому человеческое воображение не должно прибегать в Церкви к произвольному символотворчеству.

Вследствие греховной поврежденности, верующему человеку часто бывает затруднительно понять значение церковных символов. Одна из основных причин затруднений заключается в том, что земное, вещественное нередко так отягощает человеческое сознание, что человек не может воспринять внешнее в его неразрывном единстве с внутренним, духовным.

Церковный символ — это не «условный знак» того, что он изображает. Церковный символ таинственно содержит в себе то, что он изображает. Подобно тому, как Господь Иисус Христос является совершенным Образом Бога Отца, оставаясь таковым и после Своего воплощения; восприняв человеческую природу, Господь Иисус Христос совершает Свой Искупительный Подвиг.

Церковный символ соответствует своему небесному или Божественному первообразу, имеет в себе его благодатное присутствие и тем самым исполняет свое предназначение.

Православная Церковь с древнейших времен уделяла большое внимание символике, в особенности иконописи. Православное учение и вера всегда воспринимали образ-икону как святыню, в которой таинственно присутствует тот, кого она изображает.

Отношение Церкви к символике особенно ясно выражено в ее учении об иконе-образе Христа Спасителя. 82-е правило Трулльского Собора (691—692) гласит: «На некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым указуемый агнец, который принят в образ благодати, чрез закон показуя нам Истинного Агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, пре-