Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Российская политика в АТР, "Тихоокеанская Россия" В.Л. Ларин

.pdf
Скачиваний:
32
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
9.66 Mб
Скачать

Раздел I

4.Экономические интересы. Они пока достаточно смутные и выражаются только некоторыми отраслями российской экономики, но они присутствуют. Хотя Россию на Восток в основном тянет сегодня не экономика, а политика.

5.В качестве одного из стимулов, на которые ссылается правительство, объявляется развитие дальневосточных территорий за счёт финансовых, технологических и людских ресурсов Восточной Азии и АТР. Теоретически, безусловно, правильная идея, но на практике для этого пока не создано никаких политических и правовых основ. Но не учитывать этот импульс также нельзя.

Оценка степени действенности и влияния этих импульсов на российскую властную и политическую элиты (как проводника российского движения в АТР) требует ответа на несколько вопросов.

1.Будут ли импульсы с Востока достаточно мощными и постоянными, чтобы сделать восточную ориентацию российской политики необратимой и преодолеть собственные (прежде всего, психологические) барьеры на этом пути?

2.Насколько Россия сможет быть самостоятельной и свободной в выборе принимаемых политических решений? Или же она будет следовать советам со стороны, в том числе навязываемым «стратегическими партнёрами»? Некоторые действия российского руководства, предпринятые в последнее время в Восточной Азии, навевают грустные мысли на предмет самостоятельности принимаемых решений.

3.Насколько продуманной, искусной и тонкой способна быть российская политика в Азии? Хватит ли у неё интеллектуальных ресурсов для такой политики и способно ли российское руководство эффективно использовать хотя бы те интеллектуальные ресурсы, которые для этого имеются?

Даже в своей совокупности все упомянутые выше импульсы не кажутся мне достаточно стабильными и сильными, чтобы обеспечить необратимость российского продвижения в АТР. Тем более, что они могут быть перебиты более мощным и привычным воздействием со стороны Запада. Очевидно, что уже первые попытки России продвинуться в АТР наталкиваются на основательные барьеры как внутри, так и вне страны. Некоторые из этих барьеров кажутся трудно преодолимыми.

70

Россия в АТР: внешние импульсы и барьеры присутствия и участия

Оставляя за скобками сугубо экономические препятствия, о которых лучше расскажут профессиональные экономисты, остановлюсь на преградах иного рода.

Барьеры

1.Технологический: прогнозирование и выстраивание будущего в рамках устаревающего технологического клише.

Во-первых, уже сегодня очевидной становится проблема технологического отставания России не только от Японии и Южной Кореи, но и от стран ЮВА, и от Китая. Мы начинаем импортировать технологическое оборудование из КНР, страны, которая, по мнению экономистов, сама ещё не вступила в стадию модернизации. К чему это приведёт?

Во-вторых, единственный «козырь», который Россия может предложить АТР сегодня – энергоресурсы. На этом строятся расчёты по интеграции России в экономическую структуру региона. Но при этом мир и АТР делают ставку на энергосбережение, на возобновляемые источники энергии. А научно-технический прогресс не стоит на месте, прилагая гигантские усилия в разработке альтернативных источников энергии.

2. Геополитический: проблема выбора союзников и партнёров.

Сегодня Китай делает очень многое, чтобы быть для России привлекательным и приоритетным партнёром. Односторонняя ставка Москвы на Китай и чрезмерная на него ориентация чреваты усилением политического влияния на Москву со стороны Пекина в ущерб отношениям с другими государствами. Нынешние проявления этого симптома – периодически обостряющийся в России антиамериканизм, сознательное и демонстративное обострение отношений с Японией на почве территориальной проблемы. Последнее – это явное повторение сценария, который использует Китай.

Это – тоже путь в АТР, но путь не к многополярности, а к двухполюсному миру, в котором Россия будет в лучшем случае выступать в роли «младшего партнёра» и спутника одного из полюсов.

3. Историко-культурный, цивилизационный. В странах АзиатскоТихоокеанского региона традиционно воспринимают Россию преимущественно в негативном свете.

а.Для всех стран АТР (что для конфуцианского мира Восточной Азии, что для исламского мира части ЮВА, что для англо-саксонской цивилизации в лице США, Австралии и Новой Зеландии) российская право-

71

Раздел I

славная цивилизация – это чужеродная культура. Уровень культурного проникновения России в регион крайне низок, и даже те элементы российской культуры, которые в нём присутствуют и воспринимаются с энтузиазмом, имеют отношение либо к русской классической литературе (Толстой, Пушкин, Достоевский), либо к результатам активной пропаганды советского времени (Китай, Вьетнам). Современной России в АТР практически не знают и не понимают. Проблема восприятия, понимания и доверия – одна из ключевых.

b.Для большинства стран несоциалистической ориентации АТР Россия – наследница СССР, воспринимавшегося как идеологический противник и военная угроза. Атавизмы периода «холодной войны» прочно сидят в сознании целых поколений жителей региона.

c.Для соседей по региону (Китай, Япония, Корея) Россия – наследница царской России, которая с XYII в. осуществляла экспансию в Азии, пыталась прибрать к рукам их владения и сегодня удерживает часть захваченных территорий.

4.Пространственная ориентация АТР (экономическая, политическая, идеологическая в области науки, культуры, образования) – не в сторону России. Это касается и общерегиональной, и внутристрановой ориентации даже тех государств, которые были раньше связаны с СССР.

5.Национальные интересы и политика стран АТР. Они далеко не всегда соответствуют интересам России.

Некоторые выводы

Готовых ответов: как на длительное время сохранить воздействие импульсов, увлекающих Россию на Восток, и даже добавить к ним новые, и как преодолеть существующие барьеры, у меня нет. Учтём также, что громоздкий российский корабль, спущенный на воду на европейских верфях, ещё окончательно не развернулся в сторону Тихого океана. Так что восточные импульсы должны быть достаточно мощными, чтобы преодолеть вековую инерцию, увлекающую этот корабль в западном направлении.

Есть несколько лежащих на поверхности простых рекомендаций, выполнить которые, однако, совсем не просто.

72

Россия в АТР: внешние импульсы и барьеры присутствия и участия

1.Преодолеть патологический антиамериканизм и смотреть на США не только через Атлантику, но и через Тихий океан. Вектор внешней политики США откровенно смещается сюда, и переносить застарелые проблемы Европы в Азию совсем ни к чему.

2.Преодолеть унизительный пиетет перед Западом и прозападный крен в российской внешней политике.

3.Не заблуждаться в отношении интересов, стратегии и политики Китая. Китай может быть надёжным партнёром, если при этом будут жёстко соблюдаться его интересы, которыми он не поступится ни при каких обстоятельствах, тем более на нынешнем этапе своего стремительного развития. Сохранять самостоятельность тихоокеанской политики России.

4.Предпринять специальные и серьёзные меры (в том числе финансового характера) для создания благоприятного имиджа России в странах АТР. Использовать для этого достаточно мощный потенциал российской диаспоры в этих странах.

5.Рецепты в области экономики и технологий – задача для специалистов. Но есть одна общая рекомендация: не прятать голову в песок и не жить вчерашним и даже сегодняшним днём: темп жизни на планете ускоряется год от года.

73

Раздел I

74

Раздел II

Дальний Восток в двусторонних отношениях России со странами АТР

Россия и Китай: уроки прошлого, откровения настоящего, горизонты будущего*

Впоследние месяцы этого года, по мере ухудшения отношений России с Европой и некоторого охлаждения российско-американских отношений, в политических и иных кругах вновь стал активно муссироваться вопрос о месте, позиции, роли Китая в стратегическом треугольнике Китай – США – Россия. Вновь проводится идея сближения России с Китаем в противовес давлению Запада. Идеологи «холодной войны» толкают мир к новому противостоянию. В этих условиях определение идеологии нынешних и будущих российско-китайских отношений (как

иотношений между США и Россией) является задачей исключительно важной и актуальной.

Прежде всего я хотел бы сформулировать стратегический вызов России в контексте её отношений с Китаем. От выбранного на этот вызов ответа зависят не только российско-китайские отношения. От этого ответа зависят место и значимость России в Северо-Восточной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Суть этого вызова – поиск эффективного варианта использования высоких темпов развития и потенциала Китая в интересах России. Кажется, задача простая. Но, как показывает опыт последних двух десятилетий, – исключительно сложная.

За последние 15 лет Россия так и не смогла определиться с ответом на, казалось бы, простой вопрос: каковы роль и значение Китая для России? Как выстраивать свою стратегию отношений с этим государством? В результате ей всё время приходилось подстраиваться под Китай.

Всовременном российско-китайском взаимодействии КНР однозначно играет роль ведущего. Россия в основном только откликается (часто – с запо-

* Доклад представлен на международной конференции «Развитие и сотрудничество в СевероВосточной Азии». Чанчунь. 6–7 августа 2007 г. Опубликован в журнале . 2007. № 4. С. 36–38.

75

Раздел II

зданием, иногда – невпопад) на запросы партнёра и практически не реагирует на создаваемые им вызовы. Кого-то это обстоятельство раздражает. Другие его не признают и замалчивают. Большинство просто не замечает. Но это соотношение сил объективно и будет существовать в будущем. Его причины разнородны.

Наличие в Китае принятой руководством страны научно-обоснованной стратегии развития на дальнюю и среднюю перспективу (чего в России нет);

Более высокий динамизм и социальная ответственность политической и социальной элит китайского общества.

Исторически и ментально обусловленная ориентация российской политической, деловой и интеллектуальной элит на Запад, недооценка Китая

и– хуже всего – пренебрежительное к нему отношение.

Отсутствие в российском руководстве понимания реалий современной Восточной Азии и Китая, господство необоснованных иллюзий о возможностях России в Восточной Азии и переоценка уровня заинтересованности Китая в России. Сказывается катастрофическая нехватка в России интеллектуального ресурса для того, чтобы сформировать адекватное восприятие этого очень специфического для европейского сознания региона, построить алгоритм отношений с ним с учётом всех его особенностей. В стране много шарлатанов, кликуш, псевдоаналитиков, которые, тем не менее, напористо и агрессивно пропагандируют свои взгляды и рецепты, влияя тем самым и на рядовое население, и на политические круги,

ина властные структуры.

В результате партнёрство получается с креном в одну сторону. Китай играет на опережение, а Россия действует в режиме МЧС, в пожарном порядке решая проблемы, которые она не предвидела либо приближение которых проигнорировала. Хорошо ли это для России? Однозначно нет. А для Китая? Надеюсь, китайские коллеги ответят на этот вопрос.

А теперь вернёмся к терминам, которые прозвучали в названии моего доклада: «уроки», «откровения» и «горизонты». В целях экономии времени я буду обозначать их тезисами. В формате, открытом для обсуждения, возражений, согласия или критики.

«Уроки прошлого»

1.Отношения между Россией и Китаем должны строиться на равноправной основе. Высокомерие цинских правителей заморозило отношения на

76

Россия и Китай: уроки прошлого, откровения настоящего, горизонты будущего

полтора столетия. Вера советских руководителей в превосходство СССР

стала одним из главных источников острого конфликта.

2.Движущей силой двусторонних отношений являются прагматизм и расчет, основанный на приоритете национальных интересов и признании права соседней страны иметь свои интересы и приоритеты. При отходе от этих принципов ориентации на иные ценности (в частности, идеологические) отношения заходят в тупик. Как и простые люди, живущие по соседству, государства-соседи должны строить свои отношения не на принципах любви (или нелюбви) друг к другу, а на основе уважения к чужой собственности, чужому покою, чужим привычкам.

3.Фактически, межгосударственные и межрегиональные отношения между Россией и Китаем никогда не были успешно сбалансированы. Активное вмешательство правительств, движимых «высокими идеями» или «национальными интересами», в приграничные связи, как правило, привносило в них мало позитивного. Центральная власть слабо представляла реалии происходящего вдоль линии границы, нередко игнорировала интересы приграничных территорий, которые и для Москвы, и для Пекина всегда были далёкой и малопривлекательной периферией.

4.Россияне и китайцы, особенно проживающие вдоль линии самой протяженной в мире межгосударственной границы, прекрасно обходятся без «руководящей и направляющей» роли правительств. Гуманитарный фактор и личные интересы и потребности играли в этих отношениях ключевую роль. При этом вторжение в чужое цивилизационное поле было минимальным, а взаимовлияние – очень ограниченным. Смешения культур фактически не происходило.

5.Обращение к истории не даёт ключа к решению нынешних проблем. Оно, скорее, отягощает их грузом прошлых ошибок. Почему-то в почти четырехвековой истории российско-китайских отношений и россиян, и китайцев, да и сторонних наблюдателей больше привлекают факты и события, выбивающиеся из ряда обычных явлений: «захват Россией китайских территорий», «дружба 50-х», пограничные конфликты 1960-х.

«Откровения» настоящего

1.В 1990-е годы для России и Китая произошло как бы новое открытие друг друга. С одной стороны, перед россиянами предстал кардиналь-

77

Раздел II

но изменившийся Китай. Уже не бедный. Индустриальный. Открытый внешнему миру. Быстро европеизирующийся (по крайней мере, внешне). С другой – китайцы увидели новую Россию. Явно не такую, как в 50-е и 80-е годы ХХ в.

2.Россия и Китай нужны друг другу. Для собственного развития. Для обеспечения безопасности мира и региона. Китай – не только глобальный, но

ирегиональный партнёр России. Но россияне и китайцы – очень разные. Как совместить эти потребности и противоположности, заинтересованность и потенциальную конфликтность?

3.Одно из последних «откровений»: политика и экономика в наших отношениях очень важны. Но явно недостаточны для обеспечения стабильности отношений. Поиск ключа к этой загадке вывел на проблему взаимопонимания. На роль гуманитарного, человеческого фактора. На значение традиций и психологии. На роль знания как пути к восприятию чужой культуры, к взаимному уважению и на этой основе – к пониманию. На место отдельной личности в двусторонних отношениях.

4.Что позволяет руководителям наших государств, политикам и учёным называть нынешние российско-китайские отношения «самыми лучшими за всю их историю»? На этот вопрос может быть дано много ответов. Мне кажется, что главное – это бесконфликтность отношений. Основа этой бесконфликтности – равноправие. Для Китая Россия – не вассал

ине старший брат. Для России Китай – не объект экономической экспансии, не зона взращивания революции, не младший брат. Это – самая большая ценность, какая у нас сегодня есть.

«Горизонты будущего»

1.Я бы выделил две основы успешного взаимодействия России и Китая в будущем:

общий взгляд на большинство мировых и региональных проблем (что и является основой «стратегического взаимодействия» двух государств). Основа этого взаимодействия – несколько идеалистическая, но явно прогрессивная идея «нового мирового порядка», отстаиваемая руководством КНР и поддерживаемая нынешним российским руководством.

78

Россия и Китай: уроки прошлого, откровения настоящего, горизонты будущего

схожее отношение к методам управления государством, решения социальных проблем, механизмам внедрения (но не идеалам) западной демократии.

2.Зависимость от хода глобальных процессов: развития технологий, состояния экологии, борьбы за ресурсы. России и Китаю необходимы не столько взаимодействие в этой сфере, сколько обретение способности совместно влиять на направление и ход глобальных процессов.

3.Будет усиливаться давление как со стороны Запада, так и со стороны мусульманского мира на Китай и Россию. Уже заметны и будут дальше предприниматься попытки спровоцировать противоречия и конфликт между ними, что в конечном счёте обернётся дальнейшим сближением двух государств.

4.В ближайшие десятилетия Китай будет играть роль ведущего, Россия – ведомого, что объективно обусловлено разностью их экономических потенциалов и инерцией развития в последние два десятилетия. На ближайшую перспективу Россия будет вынуждена смириться со своим ведомым положением. Китай сегодня более сильный игрок и на глобальной, и тем более на региональной арене: собранный, динамичный, заряженный на победу, имеющий мощную поддержку «болельщиков» (все страны Восточной Азии заинтересованы в его стабильности и высоких темпах роста). Такими достоинствами Россия не обладает.

5.Проблема России в том, как использовать нынешний экономический спурт Китая, отталкиваясь от его интересов и степени готовности «поделиться» результатами успехов.

6.Критической позицией для двусторонних отношений станет их способность сохранить главную и краеугольную ценность нынешних отношений – равноправие в партнёрстве. У Китая будет соблазн нарушить равновесие. Подталкивать его к этому будут древние импульсы господствующей цивилизации. С российской стороны подтачивать отношения партнёрства будет высокомерие западного мира перед восточным.

7.Сферы возможных противоречий между Россией и Китаем на ближайшую перспективу ограничены. Это может быть Центральная Азия. Распределение доходов от российских ресурсов. Судьба китайских мигрантов в России. Все противоречия предвидимы и преодолимы. Необ-

79