2. Социология личности в социальной работе

Социология личности играет важную роль в социальной ра­боте, особенно при рассмотрении соотношения категорий самоут­верждения и самосовершенствования личности. Важно осознавать неразделяемость этих понятий и в то же время их несовпадение. Их главное отличие в том, что самосовершенствование подразу­мевает все более яркое проявление в личности гуманных начал; самоутверждение же может осуществляться посредством сущест­венных отклонений от норм морали, а иногда и прямого насилия. Социальный работник должен стремиться выработать у клиента желание и самоутвердиться (преодолеть низкую самооценку, комп­лекс неполноценности, чувство вины, неуверенности), и самосо­вершенствоваться. Социология и социальная психология помогут социальному работнику избежать губительных ошибок и опасно­стей.

Самосовершенствование не требует аплодисментов, это само­стоятельный, добровольный творческий труд, представляющий для любого человека задачу высшей сложности; стимул этого твор­ческого труда — разница потенциалов на «входе» и «выходе», самоанализ (недаром в российской культуре был распространен тезис, что добродетель заключает награду в себе самой),

Самоутверждение является продуктивным способом адаптации к новой группе или изменившейся ситуации, чрезвычайно завися­щим от качества и интересов личности. Именно ими определяют­ся цели и средства самоутверждения (нередко посредством самовос­хваления, унижения других, выбора ложного кумира и др.). Само­утверждение во многом рассчитано на зрителя, внешнюю оценку, реакцию, быстрый результат. В этом его специфика как социального поведения, основанного на социальном обмене, социальном срав­нении. Ожидание поощрения может исказить процесс самоутвер­ждения, преобразовать его в конформность, зависимость от других.

Ощущение зависимости как феномен массового сознания и поведенческий стереотип распространено в российском современ­ном обществе. Часто это является субъективным восприятием, со­размерным социальному опыту своей жизни. В этом случае психо­логически зависимый человек превращается в человека страдаю­щего (т.е. потенциального клиента социального работника), нахо­дящегося под негативным влиянием современных перемен — из­менения экономического положения, занятости, смена социаль­ной роли, расхождение социальной роли и социального статуса, утрата прежних ориентиров, общественной значимости труда, пар­тийной, идеологической приверженности.

Социология позволяет проанализировать состояние незащи­щенности, пронизывающее общество и возникшее в силу переплетения следующих объективных и субъективных при­чин:

• резкое снижение экономического благополучия людей;

• всплеск национального самосознания и обострившиеся меж­этнические конфликты как реакция на распад СССР;

• экологический кризис, вызывающий обострение и рост хро­нических заболеваний, инвалидности, что ослабляет способ­ность к социальной адаптации;

• распространяющаяся «нисходящая мобильность» (снижение со­циального положения, ухудшение стандартов образа жизни и потребления) для существенной части населения;

• повышение конфликтности, агрессивности в социальных и межличностных отношениях;

• неоправдавшиеся надежды на скорые перемены;

• появление активной группы «социальных пассионариев» — энергичных и предприимчивых людей, добивающихся успеха различными (в т.ч. не вполне одобряемыми или незаконными) способами, которые будоражат «соци­альное болото», вселяют чувство тревоги («они могут, а мы нет»), раздражения и зависти, принимающей формы праведного гнева;

• политизация жизни, использование людей, испытывающих зависимость, в качестве объекта политической борьбы;

• патерналистские привычки, расслабляющие и озлобляющие общество и снижающие ценность коллективности, соборнос­ти;

• информационная открытость, которая показала обществу, как много в нем бедных и неустроенных людей, и вызвала в свя­зи с этим пессимистические настроения и обострение чувства безысходности.

Внутренняя напряженность, морально-нормативная неустро­енность людей трансформируются в аномию, которая, в свою очередь, способствует созданию негативного общего социального фона.

Важнейший аспект взаимодействия социологии и социальной работы — исследование соответствия или несоответствия соци­ального статуса и социальных ролей личности. Возрастание много­образия социальных ролей — это объективный процесс, отра­жающий экономические, политические, социальные, профессио­нальные изменения, расширяющий и усложняющий процесс вы­бора ролей (исключающий, замещающий, сочетающий роли). В прежние времена многие люди были (целиком или частично) лишены свободы выбора социальной роли. Теперь, когда степе­ней такой свободы стало гораздо больше, человек порой не может преодолеть трудности выбора. Для клиентов социальной службы весьма характерно ощущение: хочу, но не могу, потому что не умею, не научен, боюсь учиться. Однако требования жизни резко увеличили номенклатуру ролей, требующих мобильности при их смене. Индивид вынужден одновременно играть несколько неред­ко разноплановых ролей. Сокращается время на обучение и пере­обучение. Пожизненные роли утрачивают свою силу (проблемы гражданства, занятости, семейного статуса). Люди страдают от рас­хождения своего социального статуса и социальной роли, хотя зачастую это происходит по их вине. Такие варианты возможны в случае:

• непонимания своего статуса;

• неумения его реализовать посредством социальных ролей;

• сознательного или вынужденного отказа от статуса посредст­вом прекращения исполнения роли (мать отказывается от своего ребенка, человек с высшим образованием занимается неква­лифицированным трудом и т.д.);

• «задержки» в старом статусе (взрослые дети на иждивении родителей);

• принятия на себя ложных ролей в силу несамостоятельности мышления, слабой воли;

• исполнения чужих ролей (воспитание приемных детей при отсутствии соответствующего призвания, занятие высоких постов при отсутствии должной квалификации), не боясь ошибиться и не ощущая ответственности.

Старые статусы и роли уходят в прошлое. К новому привы­кать тяжело, но необходимо. От патернализма с его неизбежным иждивенчеством надо переходить к новым образцам отношений в системе «человек — общество» — свободным и самостоятель­ным.

Человек должен сохранять или повышать свой статус, ис­пользуя:

• адаптацию-мотивацию к социально-инновационной деятель­ности;

• адаптацию-приспособление;

• адаптацию-выживание;

• преимущественную установку на помощь извне (государства, общности, муниципальных властей, семьи, сотрудников, дру­зей и др.).

Социологически мыслящие социальный работник и клиент должны ориентироваться на социально активные технологии и методы.

Как уже отмечалось, и социология, и социальная работа опе­рируют категорией «социализация», отражающей сложный про­цесс адаптации человека к социуму, который формирует соци­ально компетентную личность. Есть ли предел, «потолок» этой компетентности? По нашему мнению, это зависит как минимум от двух факторов: какую «высоту» стандарта социального разви­тия устанавливает общество и как ведет себя человек.

Общественный «потолок» недостижим, как недостижима ли­ния горизонта. Это объективная трудность для всех. Люди по-разному справляются с нею. Поведение клиента социальной службы чрезвычайно вариативно: он созерцает этот процесс, боясь тро­нуться в путь; спотыкается; увязает на этом пути; сворачивает с дороги; возвращается к исходной точке. Социология стремится понять причину этих затруднений, отклонений (девиаций) во взаимодействии «человек — человек», «человек — общество», со­противления социального материала усилиям человека.

Высшим уровнем социализации личности является ее макси­мальное взаимодействие с обществом, приобщение к коллектив­ному социальному интеллекту. Достичь этого можно только по­средством деятельностной абсолютной причастности человека к обществу, его готовности овладеть сложнейшим мастерством со­циологического мышления. Как один из способов познания мира социологическое мышление — это категория вневременная, но в некоторые периоды развития общества оно становится одновре­менно и потребностью, и необходимостью (вопрос только в том, насколько это осознается).

На новом этапе информационной культуры информационная вооруженность расширяют рамки жизнедеятельности человека во времени и пространстве — он становится воистину человеком со­циальным.

Воспитание, формирование, культивирование социологиче­ского стиля мышления — процесс сложный, требующий обоюд­ной мотивированности и ответственности человека и общества. Нежелание (или неумение) человека использовать этот стиль мышления или воспрепятствование со стороны общества форми­руют одномерную личность с искаженными взглядами на всеоб­щую картину мира и свое место в нем. Социологичность мышле­ния — наиболее органичный способ правильной ориентации че­ловека в жизненном пространстве. Социологичность должна быть присуща и теоретическому, и практическому мышлению.

Доступен ли этот стиль мышления человеку, не являющему­ся социологом? Как его выработать, приобрести? Социологический стиль мышления характеризуется следующими особенностями:

• преобладание когнитивных технологий, т.е. способов получе­ния знаний о чем-то;

• просоциальные принципы интерпретации полученных знаний. Поскольку социальный ракурс присутствует во всех видах и сферах жизнедеятельности личности, группы, общности, общест­ва, всем следует овладеть социологическим стилем мышления. Ес­тественно, он обязателен для социологов и, с нашей точки зре­ния, для профессионалов, деятельность которых связана с соци­альной работой.

Перечислим признаки (критерии) социологического мышления:

• стремление и готовность осмысливать процесс усложнения социальной системы. Системность мышления несовмес­тима с упрощением проблем жизни общества. Следует избегать кате­горичных оценочных суждений. Стре­миться осознавать многообразие и сложность, противоречивость и неоднозначность, переменчивость мира/общества. На смену примитивизирующим жизнь трактовкам (признание религиозности единственной основой нравствен­ности, превознесение коллективистских или индивидуалистических основ бытия и духа) должно прийти социологическое познание проблем человека и общества;

• основанное на социологической эрудиции и информаци­онной культуре осознание способа существования и сохранения общественной системы как совокупности целенаправленного регулирования и самоуправления, саморегуляции, саморазвития, ко­торые предоставляют широкие возможности для творческого и активного участия личности в управлении;

• отсутствие проявлений монизма в изучении социального мира, исходящее из понимания, что всякая отдельная теория упро­щает социальную реальность. Только так можно избежать опасности догматического, стереотипного, инерционно­го мышления;

• наличие самостоятельных взглядов и оценок в области по­нимания мира, индивидуальное мышление — в противном слу­чае человек не застрахован от манипулирования его волей и пове­дением. Интеллектуальная независимость — важнейший компо­нент социальной безопасности;

• ориентация на гуманистические основы общества: гарантированность свободы выбора; ответственная свобода; взаимная ответственность человека и общества, ответственность перед при­родой; созидательные отношения личности, общества и природы; социальная защищенность каждого члена общества; стабильность и управляемость; самоценность человека; преодоление его отчуж­дения во всех сферах социального поля;

• выработка самооценки, адекватной личностным требова­ниям и общепринятым социальным нормам;

• наличие трехмерного восприятия социального времени, гармонично сочетающего прошлое (ретроспективное), настоящее (актуальное) и будущее. Незнание (отрицание) прошлого и неумение (нежелание) заглянуть в будущее, предвидеть хотя бы ближайшие последствия дня сего­дняшнего чревато опасностями;

• способность осваивать социальное пространство на ситуа­тивном (локальном), среднем и метауровне;

• четкое самоопределение в своей социальной роли, готов­ность к смене ролей в силу возрастных, микро- и макросоциальных перемен. Нет ничего опаснее неосознанности своей роли, маргинальности, «жизни на обочине». Человек должен знать свою роль, уметь ее профессионально играть;

• инновационность при умении ответственно оценить ее со­циальную значимость и степень социального риска. Социально ориентированное самосовершенствование; понимание того, что неправильно избранное социальное средство не может привести к позитивным социальным последст­виям;

• неконфликтность, толерантность, сотрудничество, отсут­ствие насилия как императивы поведения. Не просто уважать мне­ние другого, а хотеть его услышать, знать, чтобы с ним считаться, им обогатиться;

• понимание свободы общества как реализованность воз­можности общения — его качественной наполненности, пространственности, полноценности, гармоничности. Свободный и всеоб­щий доступ к информационной среде;

• правильная оценка своего социально-психологического са­мочувствия как защитное средство от фрустрации, анемии. Воле­вые усилия в достижении жизненного успеха, расчет прежде все­го на свои силы, знания — неотъемлемое качество социологиче­ски мыслящего человека.

Вопросы

1. В чем сущность социологического подхода к технологиям социаль­ной работы?

2. Какова специфика социально-мониторинговых технологий?

3. Какова социологическая сущность понятия социальной защищен­ности?

4. Как воздействует социология личности на выбор технологий соци­альной работы?

5. В чем состоит значение социального статуса и социальных ролей?

Литература

1. Американская социология. — М., 1992.

2. Антология русской классической социологии. — М., 1995.

3. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

4. Социология: Курс лекций/ Под ред. Е.М. Черняк.— М., 1996.

8

Соседние файлы в папке ____________ Содержательная часть _____ Модуль 2