
Путеводитель по ИП (авторское, реклама, СМИ)
.pdf14. Ответственность за нарушение авторского права на программу для ЭВМ или базу данных в виде взыскания компенсации не применяется, если судом будет установлено, что виновным лицом не преследовалось цели извлечения прибыли.
Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к общественной экологической организации о запрещении несанкционированного использования созданной истцом базы данных о составе допущенных на территории области правонарушений и взыскании компенсации в сумме 10 000 минимальных размеров оплаты труда.
В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что является обладателем авторских прав на названную базу данных, а ответчик незаконно использует ее для получения сведений об экологических правонарушениях, на основе которых планирует свою деятельность по охране окружающей среды.
Общественная экологическая организация не отрицала факта использования базы данных, авторские права на которую принадлежат истцу, однако возражала против взыскания такой значительной компенсации.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции изменил решение суда в части взыскания компенсации по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" обладатель исключительных прав на базу данных вправе требовать прекращения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, а также выплаты нарушителем в случаях нарушения с целью извлечения прибыли компенсации в определяемой по усмотрению арбитражного суда сумме от 5000 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда вместо возмещения убытков.
Таким образом, условием для выплаты компенсации является установление случая нарушения с целью извлечения прибыли.
При этом не может быть принята во внимание ссылка на статью 49 Закона "Об авторском праве...", в которой выплата компенсации не ставится в зависимость от извлечения прибыли при использовании объекта охраны. В соответствии со статьей 2
161
названного Закона его нормы являются общими по отношению к специальным нормам, изложенным в Законе Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
Апелляционная инстанция установила, что ответчик как некоммерческая организация не преследовал в своей деятельности цели извлечения прибыли и не занимался предпринимательской деятельностью, он использовал базу данных лишь для организации общественных проверок по соблюдению природоохранного законодательства и организации своей деятельности по охране окружающей среды.
При таких обстоятельствах суд неправомерно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию за нарушение его авторских прав на базу данных, поскольку условий, установленных законом, для этого не имелось.
В части запрещения несанкционированного использования базы данных иск удовлетворен правомерно.
15. Суд принимает решение о конфискации контрафактных экземпляров произведений независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца.
Издательство обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о запрещении распространять повесть, выпущенную в свет ответчиком, поскольку исключительные права на эту повесть принадлежат издательству.
Суд первой инстанции, признав истца обладателем исключительных прав на издание и распространение повести, иск удовлетворил.
Обжалуя это решение, истец сослался на то, что суд в нарушение пункта 4 статьи 49 Закона "Об авторском праве..." не принял решения о конфискации и уничтожении контрафактных экземпляров произведения.
Суд апелляционной инстанции решение оставил без изменения, указав на непредъявление такого требования истцом.
Суд кассационной инстанции изменил решение и постановление со ссылкой на следующие обстоятельства.
162
В соответствии с пунктом 4 статьи 49 Закона "Об авторском праве..." (в редакции Федерального закона от 19.07.95 N 110-ФЗ) контрафактные экземпляры произведений подлежат обязательной конфискации по решению арбитражного суда. Конфискованные экземпляры подлежат уничтожению за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав.
Поскольку требование о передаче контрафактных экземпляров издательству действительно не предъявлялось, суд кассационной инстанции принял решение об их конфискации и уничтожении независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца.
16. При подаче искового заявления о выплате компенсации вместо убытков, причиненных нарушением авторских прав, должна быть определена цена иска и уплачена государственная пошлина, установленная для исков имущественного характера.
Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к агрофирме о взыскании с ответчика за нарушение авторских прав компенсации, размер которой не был определен. Государственная пошлина уплачена в сумме, установленной для исков неимущественного характера.
Арбитражный суд возвратил исковое заявление на основании пунктов 1, 5 части 1 статьи 108 АПК РФ в связи с неуказанием цены иска и неуплатой государственной пошлины в размере, установленном федеральным законом.
Обжалуя определение, истец сослался на то, что размер компенсации в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 49 Закона "Об авторском праве..." определяется судом в пределах от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, поэтому он не должен был указывать размер меры ответственности в денежном выражении.
Отклонение жалобы суд обоснованно мотивировал тем, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 102 и со статьей 92 АПК РФ первоначальная цена иска о взыскании денежных средств определяется истцом. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 49 Закона "Об авторском праве..." компенсация (цена иска) во всяком случае не может составлять менее 10 минимальных размеров оплаты труда. При определении меры ответственности судом цена
163
иска может быть увеличена, если будет установлен, например, злостный характер правонарушения, а истец может воспользоваться правом увеличить размер искового требования в соответствии со статьей 37 АПК РФ.
Государственная пошлина подлежит взысканию с новой суммы.
164
Раздел 3.
Экстремизм и СМИ
165

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Декларация о защите журналистов в ситуациях конфликта и напряженности
(принята Комитетом министров 3 мая 1996 года
на 98-ом заседании)
1.Комитет министров Совета Европы осуждает возрастающее число убийств, исчезновений и других актов агрессии в отношении журналистов и считает, что такие акты также угрожают свободному
ибеспрепятственному осуществлению журналистской профессии.
2.Комитет министров обращается с призывом ко всем государствам, в частности, ко всем государствам-членам Совета Европы, признать, что право граждан и общественности быть проинформированными о всех вопросах, представляющих общественный интерес, и быть способными оценить действия публичных властей и других вовлеченных сторон является особенно важным в ситуациях конфликта и напряженности.
3.Комитет министров вновь торжественно подтверждает, что все работающие в условиях конфликта и напряженности журналисты без каких-либо ограничений имеют право на полную защиту, предоставляемую действующим международным гуманитарным правом, Европейской конвенцией о правах человека
идругими международными правовыми инструментами в области прав человека.
4.Комитет министров вновь подтверждает обязательства правительств государств-членов уважать данные гарантии защиты журналистов.
5.По случаю Всемирного дня свободы прессы Комитет министров обращает внимание на свою рекомендацию № R (96) 4 о защите журналистов в условиях конфликта и напряженности и на прилагаемые к ней «Основные принципы».
6.Комитет министров совместно с Генеральным секретарем рассмотрит
166
вопрос о способах расширения в общем плане возможностей Совета Европы получать информацию о нарушениях прав и свобод журналистов в ситуациях конфликта и напряженности и принимать необходимые меры.
7. В этой связи Комитет министров считает, что в крайних случаях Генеральный секретарь мог бы оперативно принимать все необходимые меры по получении докладов о нарушении прав и свобод журналистов в ситуациях конфликта и напряженности в государствах-членах и призывает государства-члены к сотрудничеству с Генеральным секретарем в этих вопросах.
167
СОВЕТ ЕВРОПЫ
КОМИТЕТ МИНИСТРОВ
РЕКОМЕНДАЦИЯ № R (97) 20
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ ПО ВОПРОСАМ "РАЗЖИГАНИЯ НЕНАВИСТИ"
(Принята Комитетом Министров 30 октября 1997 года
на 607-м заседании заместителей министров)
Комитет Министров, в соответствии с положениями Статьи 15.b Устава Совета Европы,
Полагая, что задача Совета Европы заключается в усилении единства его членов, особенно в целях упрочения и реализации идеалов и принципов, являющихся их общим наследием;
Обращаясь к Декларации глав государств и правительств государств-членов Совета Европы, принятой в Вене 9 октября 1993 года;
Напоминая, что Венская Декларация выразила глубокую озабоченность по поводу происходящего в настоящее время возрождения расизма, ксенофобии и антисемитизма, а также развития атмосферы нетерпимости, содержала обязательства вести борьбу со всеми идеологиями, политическими установками и практическими методами, являющими собой разжигание расовой ненависти, насилия и дискриминации, а также с любыми действиями и высказываниями, способными усилить взаимные опасения и напряженность между группами населения, имеющими различные расовые, этнические, национальные, религиозные или социальные корни;
Подтверждая свою глубокую приверженность принципам свободы самовыражения и информации в соответствии с Декларацией о свободе самовыражения и информации от 29 апреля 1982 года;
Осуждая в духе Венской Декларации и Декларации о средствах массовой информации в демократическом обществе, принятой на
168
4-й Европейской Конференции на уровне министров по вопросам политики в области средств массовой информации (Прага, 7-8 декабря 1994 года), все формы самовыражения, разжигающие расовую ненависть, ксенофобию, антисемитизм и все формы нетерпимости, поскольку они подрывают безопасность демократии, культурное единство и плюрализм;
Отмечая, что такие формы самовыражения могут иметь более мощный и разрушительный эффект в случае использования средств массовой информации;
Выражая уверенность, что необходимость борьбы против таких форм самовыражения даже более настоятельна в ситуациях, характеризующихся напряженностью, а также во время войны и других форм вооруженных конфликтов;
Выражая уверенность по поводу необходимости выработки основополагающих принципов для правительств государств-членов в отношении работы по противодействию таким формам самовыражения, признавая при этом, что большинству средств массовой информации такие формы самовыражения не могут быть поставлены в вину;
Имея в виду Статью 7, часть 1, Европейской Конвенции по трансграничному телевидению, а также прецедентное право органов, созданных Европейской Конвенцией по правам человека в соответствии со Статьями 10 и 17 последней из упомянутых конвенций;
Ссылаясь на Конвенцию ООН по ликвидации всех форм расовой дискриминации и Резолюцию (68) 30 Комитета Министров по мерам, подлежащим принятию в целях ликвидации разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти;
Отмечая, что не все государства-члены подписали и ратифицировали указанную Конвенцию и осуществили ее имплементацию посредством закрепления в национальном законодательстве;
Будучи уверенными в необходимости совмещения борьбы против расизма и нетерпимости с защитой свободы самовыражения во избежание угрозы подрыва демократии;
169
Будучи также уверенными в необходимости уважения в полном объеме редакторской независимости и автономии средств массовой информации,
Рекомендует правительствам государств-членов:
(1)принять соответствующие меры по борьбе против разжигания ненависти на основании принципов, заложенных данной рекомендацией;
(2)обеспечить такое положение, при котором такие меры являли бы собой компонент комплексного подхода к этому явлению, который был бы также направлен в сторону его экономических, политических, культурных и прочих корней и причин;
(3)если таковое еще не выполнено – подписать, ратифицировать и эффективно реализовать в рамках национального законодательства Конвенцию ООН по ликвидации всех форм расовой дискриминации в соответствии с Резолюцией
(68)30 Комитета Министров в отношении мер, подлежащих принятию для противодействия расовой, национальной и религиозной ненависти;
(4)пересмотреть национальное законодательство и практические подходы в целях обеспечения их соответствия принципам, изложенным в приложении к настоящей Рекомендации.
170