Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Доклады / Натурфилософия - 2004 / натурфилософы.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
08.01.2014
Размер:
126.46 Кб
Скачать

Философия и наука

Взаимоотношения философии и науки имеют дли­тельную историю. В античности и средневековье их

211

почти не различали. Наука была развита по сравнению с теперешним ее состоянием весьма слабо. Еще толь­ко вырабатывались, в том числе и в философии, прин­ципы всестороннего как теоретического, так и экспе­риментального обоснования знания.

В Новое время, главным образом благодаря рабо­там Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию; остальные науки выступали как части философии. Это спокойное согласие философии и науки продолжалось недолго. С одной стороны, в самой философской среде возникло движение против признания философии на­укой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгау­эр, Ницше), она жизненней всякой науки, она есть искусство. С другой стороны, чувствовалось давление наук на философию. В рамках неопозитивизма (XX век) философия уже не считалась наукой, ибо у нее нет са­мостоятельной экспериментальной базы и она не зани­мается истиной.

В наши дни каждое из двух утверждений — «фи­лософия — это наука» и «философия не является на­укой» — имеет своих сторонников. Однако, как нам пред­ставляется, противостояние сторонников и противников признания философии наукой в настоящее время отнюдь не обязательно. И вот почему.

Во-первых, выяснено, что в науке содержатся фи­лософские положения. Правомерность этих положений определяется среди прочего и экспериментами. Вмес­те, например, с математикой философские положения также подвергаются проверке. Так, физическими экс­периментами подтверждается не только физика, но и математика, и философия, которая в ней содер­жится.

212

Во-вторых, философия только навредила бы себе, если бы она признала неприемлемыми требования обоснования достоверности философского знания. В фи­лософию нельзя допускать необоснованное знание — так считает большинство философов. Но это означает, что ценности науки являются вместе с тем и ценностями философии.

В-третьих, надо признать, что научный характер фи­лософии ни в коей мере не противоречит ее богатому эстетическому и этическому потенциалу. В науке, на­пример математике или физике, тоже присутствуют эс­тетические и этические ценности, но не в таком ярком виде, как в философии.

Философия имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но наряду с научным философия об­ладает также эстетическим и этическим содержа­нием.

Из четырех главных современных философских движений — аналитизма, феноменологии, герменевти­ки и постмодернизма — наиболее продуктивно фило­софией науки занимается аналитизм. Феноменологи раз­рабатывают общую теорию познания, ее влияние на современную науку пока еще не очень значительно. Что касается герменевтики и постмодернизма, то их вли­яние сказывается сколько-нибудь существенно только в области гуманитарных наук. Будущее этого влияния остается пока неясным.

Эмпирический уровень научного познания

Наука начинается с непосредственных наблюде­ний отдельных событий, фактов, которые фиксиру­ются высказываниями. Эмпирическими высказыва­ниями являются, например, следующие суждения: «Этот камень падает к земле», «Вода в этой кастрюле при нагревании закипела», «Наша кошка родила пятерых котят». А вот выражение «Все тела, выпущен­ные из рук, падают на землю» уже не является эмпи­рическим, поскольку невозможно проверить в экспе­рименте поведение всех тел.

Для ученого очень важно обнаружить некоторую ре­гулярность, ибо обнаруженная регулярность позволя­ет объяснять и предсказывать явления. Например, врач-онколог обнаружил, что курящие чаще заболева­ют раком легких, чем некурящие. Отсюда он делает вы­вод: тот, кто курит, рискует заболеть раком легкого. Заядлому курильщику он посоветует меньше курить или вообще перестать курить. При анализе эмпирических фактов надо учитывать все обстоятельства. Древние гре­ки, веря своим глазам, считали, что тяжелые тела па­дают на землю с большей скоростью, чем легкие.

203

В XVII веке Галилей установил, что ускорение свобод­ного падения тел на землю (g=9,8м/с2) не зависит от их массы. Греки не знали, что воздушная среда иска­жает картину падения тел существеннейшим образом. Знания о явлениях уточняются благодаря измере­ниям, различного рода подсчетам. Одно дело знать яв­ление только качественно, другое — иметь количест­венные сведения. Без количественных данных невозможно построить, например, сколько-нибудь сложное техническое устройство.

Основа эмпирического исследования — экспери­мент (от лат. экспериментум — проба, опыт). Экспе­римент и есть испытание изучаемых явлений в контро­лируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, побочные обстоятельства должны быть устранены. Не­допустимо, например, и ясно почему, проводить хими­ческие эксперименты в грязных халатах. Упомянутое выше падение тел сначала изучают в безвоздушной сре­де, положим в трубе, из которой выкачан воздух, а за­тем уже в воздушной среде, регулируя давление воз­духа. При этом должно учитываться значение каждой составляющей эксперимента. В этой связи особое зна­чение имеют приборы.

Длительное время считалось, что особенности при­боров не влияют на изучаемые явления. Например, ка­ким бы термометром не измеряли температуру атмосфе­ры, водным или ртутным, получаем один и тот же результат. Однако эксперименты с элементарными ча­стицами показали, что поведение последних зависит от типа прибора. В итоге это сказывается на результатах эксперимента. Тем более неодинаково реагируют на условия эксперимента участвующие в нем животные и лю-

204

ди. Все это означает, что приходится широко варьиро­вать условия эксперимента, использовать различные при­борные возможности.

Среди методов эмпирического познания часто назы­вают наблюдение. Имеется в виду наблюдение не как этап любого эксперимента, а самостоятельный способ изуче­ния явлений. Так, астроном наблюдает за звездами, у него отсутствует возможность затащить их в лабора­торию. Соответственно наблюдение широко распростра­нено в биологических и социальных науках. Интерпретация наблюдаемых состояний в принципе не отличается от понимания результатов экспериментов. Наблюдение можно считать своеобразным экспериментом.

Интересной возможностью развития метода экспе­риментирования является так называемое модельное экс­периментирование. В этом случае экспериментируют не с оригиналом, а с его моделью, образцом, похожим на оригинал. Оригинал ведет себя не так чисто, образ­цово, как модель. Модель может иметь физическую, ма­тематическую, биологическую или иную природу. Важ­но, чтобы манипуляции с нею давали возможность переносить получаемые сведения на оригинал. В наши дни широко используется компьютерное моделирова­ние.

Модельное экспериментирование особенно уместно там, где изучаемый объект недоступен прямому экспе­рименту. Так, гидростроители не станут возводить плотину через бурную реку для того, чтобы с нею по­экспериментировать. Прежде чем возвести плотину, они произведут модельный эксперимент в родном институ­те (с «маленькой» плотиной и «маленькой» рекой).

Важнейшим экспериментальным методом являет­ся измерение, позволяющее получить количественные

205

данные. Измерение А и В предполагает: 1) установле­ние качественной одинаковости А и В; 2) введение единицы измерения (секунда, метр, килограмм, рубль, балл); 3) сопоставление А и В с показанием прибора, который обладает той же качественной характеристи­кой, что А и В; 4) считывание показаний прибора. В слу­чае измерения физических, химических, технических характеристик приборы являются вполне конкретным устройством. В случае же измерения социальных процессов дело обстоит сложнее. Мы это видели на приме­ре измерения ценностей. Показателен в этом отноше­нии товарно-денежный механизм. Товарам приписыва­ют цены в денежных единицах (рубль, доллар, франк), но нет прибора, который бы позволял измерить цену товара. Цена товара определяется на рынке, в процес­се экономической интерпретации. Без теории эксперимент слеп.