Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Логика 2013 / Демидов И.В. Логика.doc
Скачиваний:
212
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
4.32 Mб
Скачать

§ 4. Модальность суждений: сущность и виды

Модальность - это явно или неявновыраженная в суждении дополнительная информация о логическом или фактическом статусе суждения, о регулятивных, оценочных, временных и других его характеристиках.

Наиболее важными и распространенными выступают такие виды модаль­ности, как алетическая, деонтическая, эпистемическая и аксиологическая.

Алетическая модальность выражает характер связи между мыслимыми предметами, а следовательно, между субъектом и предикатом суждения. Модальными словами в русском языке, в этом случае, являются «возможно», «случайно» и их синонимы.

С точки зрения алетической модальности различают следующие разно­видности суждений:

- ассерторические суждения или суждения о реальном факте. Например: «В России действительно осуществляется реформирование Вооруженных Сил». В таких суждениях модальность не выражена, констатируется лишь сам факт чего-либо;

- проблематические суждения или суждения о возможности чего-либо. На­пример: «В России может быть осуществлено реформирование Вооруженных Сил»;

- аподиктические суждения или суждения о необходимости чего-либо. Например: «В России необходимо осуществить реформирование Вооружен­ных Сил».

Деонтическая модальность распространяется только на деятельность лю­дей, нравственные и правовые нормы их поведения в обществе. Она выра­жается с помощью таких слов, как «разрешается», «запрещается», «обяза­тельно» и т. п.

В зависимости от характера норм деонтическая модальность имеет сле­дующие разновидности:

- суждения о наличии (или отсутствии) какого-либо права. Они форми­руются с помощью слов «разрешено», «запрещено», «вправе» и других. На­пример: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (правопредоставляющая норма) и «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейные отношения по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад­лежности» (правозапрещающая норма);

- суждения о наличии (или отсутствии) какой либо обязанности. Они формулируются посредством слов «обязан», «должен», «необходимо» и др. Например: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Эпистемическая модальность характеризует степень достоверности зна­ния. Она выражается с помощью слов «доказано», «недоказуемо», «опро­вергнуто» и им подобных. Выделяют две разновидности эпистемической мо­дальности:

- суждения, основанные на вере. Например: «Верю в наступление луч­шей жизни»;

- суждения, основанные на знании. Например: «По показаниям свиде­телей Николаев не участвовал в похищении материальных ценностей».

Аксиологическая модальность выражает отношение человека к матери­альным и духовным ценностям. Она включает такие слова, как «хорошо», «плохо» и т. п. Например: «Безразличное отношение к государственному имуществу приводит к его утрате» или «Хорошо, что я не опоздал на заня­тия в институт».

§ 5. Сложные суждения и их виды

Сложные суждeния образуются из нескольких простых суждений. Таково, например, высказывание Цицерона: «Ведь если бы да­же ознакомление с правом представляло огромную трудность, то и тогда со­знание его великой пользы должно было бы побуждать людей к преодоле­нию этой трудности».

Так же, как и простые, сложные суждения могут быть истинными или ложными. Но в отличие от простых суждений, истинность или ложность ко­торых определяется их соответствием или несоответствием действительнос­ти, истинность или ложность сложного суждения зависит прежде всего от истинности или ложности составляющих его суждений.

Логическая структура сложных суждений также отличается от структуры простых суждений. Основными структурообразующими элементами здесь являются уже не понятия, а простые суждения, составляющие сложное суждение. При этом связь между ними осуществляется не с помощью связок «есть», «не есть» и т. п., а посредством логических союзов «и», «или», «либо», «если [...], то» и др. Юридическая практика особенно богата такого рода суждениями.

В соответствии с функциями логических связок сложные суждения де­лятся на следующие виды.

Соединительные суждения (конъюнктивные) - это такие суждения, ко­торые включают в качестве составных частей другие суждения - конъюнк­ты, объединяемые связкой «и». Например, «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Разделительные (дизъюнктивные) суждения - включают в качестве со­ставных частей суждения - дизъюнкты, объединяемые связкой «или». Напри­мер, «Истец вправе увеличить или уменьшить размер исковых требований».

Различают слабую дизъюнкцию, когда союз «или» имеет соединительно-разделительное значение, то есть входящие в сложное суждение составляю­щие не исключают друг друга. Например, «Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме». Сильная дизъюнкция возникает, как правило, тогда, когда логические союзы «или», «либо» употребляют­ся в исключающе-разделяющем смысле, то есть ее составляющие исключают друг друга. Например, «Клевета, соединенная с обвинением лица в соверше­нии тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести меся­цев, либо лишением свободы на срок до трех лет».

Условные (импликативные) суждения образованы из двух простых суж­дений посредствам логического союза «если [...], то». Например, «Если по истечении срока временной работы с работником не был расторгнут дого­вор, то он считается принятым на постоянную работу». Аргумент, начинаю­щийся в импликативных суждениях словом «если», называется основанием, а составляющая, начинающаяся со слова «то» - следствием.

В условных суждениях отражаются прежде всего объективные причинно-следственные, пространственно-временные, функциональные и другие связи между предметами и явлениями действительности. Однако в практике приме­нения законодательства в форме импликации могут также выражаться права и обязанности людей, связанные с теми или иными условиями. Например, «Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующих­ся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным догово­ром Российской Федерации» (п. 2 ст. 12 УК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что грамматическая форма «если [...], то» не является исключительным признаком условного суждения, она может выражать простую последовательность. Например, «Если исполнителем при­знается лицо, непосредственно совершившее преступление, то подстрека­тель - это лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом».

Сложные суждения, рассмотренные из методических соображений по отдельности, в реальном процессе мышления используются в различном со­четании друг с другом, образуя порой весьма сложные мыслительные конст­рукции. Например: «Суд не принимает отказа истца от иска, признание ис­ка ответчиком и не утверждает мирового соглашения сторон, если эти действия противоречат закону и нарушают чьи-либо права и охраняемые за­коном интересы». Здесь налицо соединение нескольких конъюнкций с дизъ­юнкцией и импликацией.

Сложные суждения по количеству терминов могут быть трех разновидно­стей, которые схематично могут быть представлены следующим образом:

S¹, S², Sⁿ есть (не есть) Р. Например, «Государственные пенсии и соци­альные пособия устанавливаются законом»;

S есть (не есть) P¹, Р², Рⁿ. Например, «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности»;

S¹, S², Sⁿ есть (не есть) Р¹, Р², Рⁿ. Например, «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».