ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ СВОЙСТВА И ИХ ДИНАМИКА
Рассматривая каждое из профессионально значимых свойств, мы должны, прежде всего, ответить на вопрос, насколько стабильно это свойство, насколько оно поддается развитию и компенсации в процессе обучения и профессиональной деятельности. Для нас интересно, с какими профессиональными задачами связано значение того или иного свойства, каков диапазон индивидуальных его различий и, наконец, как включается данное свойство в структуру личности работающего человека. Не все эти вопросы пока решены психологией труда, но ответы на многие из них мы находим в работах советских психологов.
Индивидуально-типологические свойства
Основные характеристики нервных процессов (сила возбудительного и тормозного процесса, их уравновешенность, подвижность, динамичность и лабильность) накладывают свой отпечаток на профессиональную деятельность в любой области, хотя разные профессии предъявляют требование к различным свойствам и категоричность этих требований различна.
Индивидуально-типологические особенности мало изменяются на протяжении профессионального пути и относятся к наиболее стабильным свойствам. При этом следует помнить, что одно и то же типологическое свойство может иметь как положительные, так и отрицательные (с точки зрения профессиональной успешности) проявления: слабость нервных процессов определяет низкий предел работоспособности и в то же время высокую чувствительность; инертность нервных процессов проявляется в малых показателях скорости нервной деятельности и в прочности временных связей и т. д. Таким образом, природная недостаточность в области одной функции компенсируется преимуществом в области другой, не менее важной. А разные типы высшей нервной деятельности необходимо рассматривать не как разные степени совершенства нервной деятельности, а как «разные способы уравновешивания организма со средой» [102, с. 445]. Это важнейшее положение, сформулированное Б.М. Тепловым, породило большой цикл исследований, направленных на выявление именно тех свойств, благодаря которым работники с противоположными типологическими свойствами достигают равной профессиональной успешности. Обусловленная типологическими особенностями система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, получила название индивидуального стиля деятельности.
С помощью этих способов, приемов человек сознательно или стихийно компенсирует слабые стороны своих типологических особенностей и наилучшим образом использует свои природные преимущества. Например, ткачихи с высокой подвижностью нервных процессов выполняют срочные работы по мере их возникновения, а инертные предпочитают ограждать себя от рывков в работе повышенным вниманием к предупредительным работам. Продуктивность тех и других одинакова, но достигается она разными путями [46].
Понятие «индивидуальный стиль» включает в себя не только внешние практические способы действия. К индивидуальному стилю относятся также способы и приемы организации психической деятельности, например способы умственных действий, организации внимания и т. п.
Основным в этих способах и приемах является своеобразное соотношение ориентировочной и исполнительной деятельности. В одних случаях мысленный план действий очень детализирован и в большей степени создается до процесса их осуществления, а в процессе выполнения он изменяется незначительно. В других случаях мысленный план действий, создаваемый до их осуществления, имеет схематический характер, а в процессе выполнения значительно детализируется и видоизменяется. В первом варианте познавательная, ориентировочная деятельность главным образом осуществляется до выполнения, и лишь затем сочетается с исполнительной. Во втором — познавательная, ориентировочная деятельность в основном протекает одновременно и в связи с исполнительной.
В зависимости от этого основного признака индивидуального стиля находится и различное соотношение контрольной и исполнительной деятельности. Если познавательная, ориентировочная деятельность в большей степени осуществляется до выполнения, то контролирующие действия занимают большее место в процессе выполнения. В обратном случае их удельный вес меньше.
Оба эти типа индивидуального стиля наблюдаются при выполнении как физического, так и умственного труда, в практической и теоретической деятельности, при решении задач различной степени сложности и у людей различных возрастов. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что любая деятельность человека с необходимостью требует органической связи и единства ориентировочной, контролирующей и исполнительной деятельности. Во-вторых, тем, что характер и форма этой связи в любой деятельности определяются наиболее общими и типическими свойствами нервной системы — силой и подвижностью нервных процессов.
Следующий признак индивидуального стиля заключается в том, что характерные для него способы и приемы действия имеют обобщенный характер. Они применяются одним и тем же человеком не в какой-либо специфической ситуации деятельности или при разрешении каких-либо специфических задач, а в самых различных ситуациях и даже в различных видах деятельности.
Наконец, успешные индивидуальные приемы и способы выполнения формируются лишь при условии активного положительного отношения к деятельности [67, с. 17-20].
Е.А. Климов обращает внимание на тот факт, что не все рабочие оказываются в состоянии самостоятельно найти свой индивидуальный стиль, и следствием этого является «стихийный естественный отбор» рабочих. Задача производственного обучения состоит в том, чтобы помочь человеку найти наиболее подходящий, наиболее выгодный для него образец, стиль работы, а не стараться сделать всех обучаемых на одно лицо посредством стандартизации решительно всех приемов и способов работы [47, с. 219].]
Возможности компенсации с помощью индивидуального стиля свойств, противодействующих успеху деятельности либо профессионально значимых, но выраженных недостаточно, ограничены.
Никакой индивидуальный стиль не может компенсировать отсутствия необходимых задатков (музыкальных, художественных и т. п.).
В некоторых случаях применение индивидуального стиля ограничивается или вообще невозможно в силу жестких требований деятельности, предъявляемых к способам и приемам выполнения.
Если какого-то уровня достижений можно добиться благодаря индивидуальному стилю при самых различных свойствах индивидуума, то нередко более высокий уровень достижений становится возможным лишь при определенном специфическом симптомокомплексе свойств индивидуума. Так, в одном из исследований было обнаружено, что среди перворазрядников и мастеров спорта по акробатике встречаются спортсмены с инертными нервными процессами, но их не было среди испытуемых — чемпионов Советского Союза.
Индивидуальный стиль не выручит и специалиста, работающего в такой области, где часто возникают экстремальные ситуации, предъявляющие повышенные требования к эмоциональной устойчивости, например в некоторых профессиях, связанных с ракетной техникой, космонавтикой, авиацией.
Наконец, формирование индивидуального стиля требует достаточного осмысления требований деятельности и степени целесообразности применяемых способов действия. Только при таком условии человек может сознательно отобрать способы и приемы работы, соответствующие его возможностям и вместе с тем достаточно целесообразные при данных требованиях деятельности [67, с. 22].
Таково влияние типологических особенностей на результативность и характер выполнения профессиональных задач отдельным работником. Что же касается профессиональных задач, стоящих перед трудовым коллективом (бригадой, производственным участком), то, по-видимому, наличие в нем представителей каждого из типов делает общую работу более эффективной: подвижные обеспечивают быстрое приспособление к ситуации неожиданных перемен, новых профессиональных задач; инертные придают работе надежность, устойчивость в однообразных условиях, отрицательно влияющих на активность подвижных; слабые благодаря высокой чувствительности к едва заметным раздражителям обеспечивают тонкую реактивность группы; сильные заражают коллектив своей энергией. Иными словами, производственный организм, который, как правило, состоит из людей с разными индивидуально-типологическими свойствами, благодаря этому имеет в своем распоряжении все способы уравновешивания с профессиональной средой.
Сенсорные и перцептивные свойства
В трудовой деятельности могут найти применение практически все виды чувствительности — от зрительной и слуховой до вкусовой и обонятельной. Но было бы неверно подходить к индивиду как к случайному набору различных видов чувствительности, игнорируя структурный характер его сенсорной организации.
Б.Г. Ананьев [2] предлагает рассматривать в качестве основной характеристики сенсорики человека общий для данного индивида способ чувствительности, являющийся свойством сенсорной организации человека в целом. Это общее свойство, называемое в психологии сенситивностью, входит в структуру темперамента. Несмотря на большое разнообразие видов и уровней чувствительности у одного и того же человека, сенситивность является общей, относительно устойчивой особенностью личности, которая проявляется в разных условиях, при действии самых разных по своей природе внешних раздражителей.
Тип нервной системы конкретного человека влияет на общий характер чувствительности всех его анализаторов. Скорость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равновесия (у подвижных скорость ощущения больше, у тормозимого типа дифференцировка более точная и т. д.). Устойчивость уровня чувствительности зависит от того, каковы сила нервных процессов, их подвижность и равновесие (более неустойчивая у возбудимого типа, инертная у тормозного). Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно зависит от силы нервных процессов (большая у слабого типа, наименьшая — у инертного).
Вследствие стабильности рассмотренной характеристики для профессий, предъявляющих повышенные требования к таким свойствам, как скорость различения, устойчивость уровня чувствительности и т. п., реальным средством повышения эффективности деятельности специалистов является профессиональный отбор.
Вторая характеристика сенсорных процессов, имеющая большое значение для успешности во многих видах профессиональной деятельности, — уровень чувствительности анализаторов. Для развития разных видов чувствительности в общей сенсорной организации человека характерна неравномерность: у одного и того же человека может быть повышенная чувствительность в области пространственного различия или речевого слуха и одновременно пониженная чувствительность цветового зрения или музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны с природным преобладанием одного из анализаторов или с его ведущей ролью, сформированной в результате длительного профессионального опыта. Они определяют не только индивидуальные особенности приема информации, но и преобладание того или иного вида представлений в воображении, памяти, образном мышлении.
Насколько стабильна эта характеристика? Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность решения сенсорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием профессионального опыта или специальной тренировки. Л.И. Селецкая исследовала зрительные дифференциальные пороги рабочих-шлифовальщиков. Различительная чувствительность опытных шлифовальщиков оказалась в 20 раз выше обычного уровня. В.И. Кауфман обнаружил высокую слуховую чувствительность у врачей-терапевтов, постоянно пользующихся для диагноза болезни ослушиванием больных, оценкой тонов и шумов сердца и легких, у авто- и авиамехаников, определяющих на слух состояние двигателя. Н.К. Гусев отмечал повышение абсолютной и разностной чувствительности вкусового анализатора у специалистов-дегустаторов [7, с. 91-93].
Опытные сталевары умеют быстро и точно определять температуру печи по накалу стенок и свода мартеновской печи. При повышении температуры окраска огнеупорного материала изменяется: красные оттенки переходят в розоватые, а затем в ослепительно белые. Точное описание всех тончайших оттенков цвета, характеризующих температуру накала, позволило составить специальные таблицы, в которых воспроизводились все цветовые оттенки печи. Впоследствии был смонтирован прибор, еще более точно воспроизводящий оттенки цветов стенок печи. С помощью этого прибора учащиеся в сравнительно короткий срок научились различать цвета так, как это делают опытные сталевары, опирающиеся на многолетний опыт [16].
Аналогичные результаты многочисленных исследований в области других анализаторов приводит в своей монографии Б.Г. Ананьев [2]. Однако вывод об изменении порогов чувствительности, который делается в таких исследованиях, в большинстве случаев не имеет строгих доказательств. В одних случаях основанием для вывода об изменении порогов служит сравнение новичков и профессионалов; при этом не учитывается, что более высокий уровень чувствительности у работников с большим стажем может быть следствием стихийного отсева работников с более низкой чувствительностью анализаторов и соответственно меньшей профессиональной успешностью. В других случаях повышение эффективности решения сенсорных задач достигалось в процессе специальной тренировки, замеры чувствительности до и после тренировки не производились, поэтому нельзя делать вывод об изменении порогов только на основании улучшения результатов, что может быть следствием овладения сенсорными навыками.
Изучение сенсорных навыков [42, 81] показало, что они складываются из запаса сенсорных эталонов (представлений) и овладения способами оперирования образами, в частности сопоставления воспринимаемого сигнала с эталонным. Интересен факт, подмеченный Я.К. Пономарем: если опытный специалист должен обнаружить неисправность в незнакомой аппаратуре, он обращается к такому же, но заведомо исправному прибору, сравнивая их характеристики (зрительные, слуховые, кинестетические сигналы) на уровне первичных образов.
Исследователи провели экспериментальное формирование сложных перцептивных навыков («технического слуха») для выявления неисправностей в двигателях внутреннего сгорания и диагностических приемов извлечения информации о неисправности радиоэлектронной аппаратуры и доказали возможность быстрого повышения результативности решения сенсорных и перцептивных задач у испытуемых, не обладающих повышенной чувствительностью. (Хотя среди профессионалов, самостоятельно выработавших аналогичные навыки, оказались именно специалисты с высоким уровнем чувствительности в профессионально-важной зоне.)
Таким образом, вопрос о сравнительной значимости изменения уровня чувствительности и сенсорных навыков для успешности решения сенсорных задач остается открытым. По-видимому, низкие пороги чувствительности служат предпосылкой для формирования соответствующих навыков, а процесс формирования навыка, вербализация сигналов, интеллектуализация процесса восприятия приводят к повышению чувствительности.
Компенсирующая роль сенсорных и перцептивных навыков по отношению к соответствующим профессионально значимым свойствам несомненна. Сформированные сенсорные и перцептивные навыки, абсолютная и различительная чувствительность разных анализаторов выступают в конкретной трудовой деятельности как «слаженный, сонастроенный ансамбль, работа которого подчинена определенным целям, распределена по функциям, совершается в определенной последовательности» [106, с. 77]. В структуре этой сенсорной основы деятельности (СОД) выделяются ведущий или ведущие и вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. Ведущее положение сохраняется анализатором или постоянно, или на отдельных этапах, операциях. Состав сенсорной основы трудовой деятельности может быть неизменным на протяжении всего трудового процесса, но может иметь место включение или выключение того или иного анализатора при переходе от операции к операции.
Одним из важнейших факторов, определяющих структуру и функции СОД, А.В. Филиппов считает конкретную материальную среду, с преобразованием которой связана профессиональная деятельность. Он отмечает, что если в старых видах труда сенсорная основа трудовой деятельности складывается вследствие естественных связей и отношений, существующих в объектах труда, то в условиях опосредованного управления (в работе оператора) важнейшее значение приобретает целенаправленное формирование сенсорной основы трудовой деятельности. Одним из перспективных направлений такого формирования автор считает (и экспериментально это доказывает) расширение сенсорной основы трудовой деятельности за счет включения тактильного, кинестетического и других анализаторов [106].
Исследования А.В. Филиппова, Ю.А. Каликинского, Я.К. Пономаря и других убедительно показывают, что по мере усложнения техники в ходе автоматизации требования к сенсорным и перцептивным свойствам специалиста не только не снижаются, но перерастают в требование высокой сенсорной культуры. Одним из важнейших компонентов сенсорной культуры является культура наблюдения — полианализаторной, целенаправленной деятельности восприятия, опосредованного знаниями и мышлением. Профессиональное умение вести наблюдение тесно связано с наблюдательностью как свойством личности: оно опирается на это свойство и в то же время развивает его.