Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л 3.doc
Скачиваний:
61
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
154.11 Кб
Скачать

Правовая база

1.Указ от 3 ноября 1905 г. «Об отмене выкупных платежей», которые сначала наполовину уменьшались, а с 1 января 1907 г. полностью отменялись. Указ завер­шил процедуру выкупа, установленную в 1861 г.

2. Указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некото­рых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Теперь каждый крестьянин, имевший в своем пользовании общинную надельную землю, мог требовать се закрепления в личную собственность.

3. Закон от 14 июня 1910 г. «Об изменении и допол­нении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». Вся недельная земля в беспередельных об­щинах признавалась личной собственностью отдельных домохозяев, а крестьяне считались перешедшими к под­порному участковому землевладению. Для передельных общин выход становился обязательным. Общины были признаны упраздненными.

  1. Положение о землеустройстве от 29 мая 1911 г., но которому, землеустроительные комиссии могли при­нудительно выселять крестьян на хутора и отрубы без согласия крестьянского большинства.

Механизм реформы включал в себя следующие эле­менты:

  • разрушение общины;

  • создание хуторов и отру­бов;

  • деятельность Крестьянского поземельного банка; переселение крестьян на свободные земли;

  • агрикультур­ные мероприятия; кооперативное движение.

Хутор, отруб. Вышедший из общины крестьянин мог получить землю в одном месте, на хуторе. Огруб отличался от хутора тем, что усадьба хозяина оставалась в деревне. В итоге крестьянин становился собственником земли, хозяином.

Особенности реформы в Беларуси

здесь выход па хутора шел более активно, чем в других российских губерниях. Гак, к 1915 г. в Могилевской губернии из общины вышло около 57 % крестьян, в Витебской —примерно 29, в то время как по России и целом этот показатель равнялся 22 %.

Результаты разрушения общины в Беларуси выра­жались в том, что в Могилевской губернии к 1915 г. закрепили свои участки в личную собственность 56,8 % домохозяев-общинников. Они получили в собственность 56,8 % общинной земли. В Витебской губернии выход составил 28,9 %, соответственно 21,8 % общинной земли. В обеих губерниях в личную собственность было зак­реплено около 48 % бывших общинных дворов, тогда как по России в целом — 22 %. По числу домохозяев, закрепивших землю в личную собственность, Могилевская губерния занимала второе место в России после Саратовской.

Такие результаты были бы вполне приемлемыми, если бы из общины выходили те, на кого рассчи­тывали авторы реформы. Правом выхода воспользова­лись в основном бедняки и зажиточные, причем удель­ный вес бедняков был преобладающим. Крепкие крестьяне не всегда стремились к выходу из общины, поскольку, оставаясь внутри нее, было удобнее пользо­ваться общественными выгонами, лесами и арендовать наделы бедняков.

Результаты хуторизации были довольно обнадежи­вающими. В течение 1907 - 1916 гг. в белорусских гу­берниях было образовано более 12,8 тыс. хуторов и от­рубов, что составляло 12 % от общей численности крес­тьянских дворов (в целом по России — 10 %). Если учитывать процент хуторов и отрубов в общем числе землеустроенных дворов, то белорусские губернии мож­но отнести к лидерам: Виленская - 97,4, Витебская -92,9, Могилевская - 89,1, Минская - 81,5, Гродненс­кая - 61,9. Выше их стояли только Ковенская и Волын­ская губернии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]