Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мипельман Новое время.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
16.02.2016
Размер:
190.46 Кб
Скачать

Глава V. Философия Нового времени: XVII век

1. Социально-исторические и научные предпосылки философии XVII века

Семнадцатый век открывает следующую после эпохи Возрож­дения страницу в истории развития философской мысли, ко­торая получила название «философия Нового времени». Такое название дано не случайно. В Европе началась полоса смены феодального общественного строя - буржуазным. В 1609 г. со­вершилась первая буржуазная революция в Европе. Нидер­ландская буржуазия свергла феодализм в своей стране и подала пример буржуазии других стран Европы. Ему последовала Англия, наиболее развитая в промышленном отношении страна.

Развитие нового - буржуазного - общества привело к ос­лаблению духовной диктатуры Церкви. Однако религиозное мировоззрение все еще сохраняло значительную идейную власть над людьми: первые буржуазные революции соверша­лись под знаменами реформированной религии - протестан­тизма. Начатый эпохой Возрождения процесс по разрушению Средневековой, феодальной системы ценностей в XVII в. был продолжен. В связи с этим довольно сложно проводить грани­цу между философией периода Ренессанса и Нового времени. Если первая была лишь своеобразной оппозицией, реакцией на длительный период схоластики, то философия Нового вре­мени, начиная с XVII в. - это уже программное выражение но­вого мировоззрения, в котором главной ценностью является человек, его личностные качества и достоинства.

Новое мировоззрение с особой остротой поставило про­блему выбора исторического пути развития европейской ци­вилизации: духовный или научно-технический прогресс? Запад­ная Европа выбирает второй путь. Но пока еще не ясны последствия технических нововведений, воодушевляют разви­тие торговли, мореплавания, науки, техники, искусств. Хотя следует отметить, что наивный оптимизм эпохи Возрождения уже был поколеблен. Новое мировоззрение пронизано и дру­гим, не менее острым вопросом: как отдельному, конкретному человеку найти свое место в исторический период перемен, когда рушатся старые общественные отношения и складыва­ются новые? Если максима общественного сознания в XV - XVI вв. гласила, что «человек свободен и равен Богу», то в XVII в. она выглядит более земной - «человек лишь маленькое звено в величественном механизме природы, поэтому он должен жить по законам последней».

Отсюда и новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над При­родой. Новые цели и задачи науки приводят к значительному накоплению фактических данных, становлению эксперимен­тально-математического естествознания. Согласно античному и средневековому мышлению математика имеет дело с нере­альными объектами, а физика - с реальными. Можно ли при­менять строго количественные методы математики в физике? Эта проблема стала одной из центральных в физике XVII в. В философии она предстала как проблема связи опытного и аб­страктного способов исследования природы.

Кроме того, новая наука опиралась на практику материаль­ного производства: Э. Торичелли изобрел ртутный барометр и воздушный насос, И. Ньютон сформулировал основные зако­ны классической механики, Р. Бойль применил механику в химии, углубляя тем самым разработку проблемы атомистики. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц.

Потребность науки в систематизации огромного количества фактов, создании целостной картины мира, установлении причинно-следственных связей между явлениями природы активизировали поиски новых методов познания. В силу этого в философии на первый план выдвигаются проблемы теории познания (гносеологии), в частности: что значит знать? что пролагает дорогу к истине - ощущения или разум, интуиция или логика? аналитическим или синтетическим должно быть познание? и т. д.

Итак, семнадцатый век по существу включил в себя два ре­волюционных потока: социальную революцию в обществе, свя­занную с переходом от феодализма к капитализму и научную революцию, проявившую себя в особом пристрастии к экспери­менту и классификациям, рациональном познании и объясне­нии мира, формировании экспериментально-математического естествознания. Это побудило мыслителей по-иному смотреть на мир. Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гумани­тарным знанием, то в XVII в. философия выбрала себе в каче­стве союзника естественные и точные науки. Этот союз слу­жил благодатной почвой для смелых новаторских идей философов XVII в., он взрастил целую плеяду мыслителей мирового масштаба. И не случайно некоторые историки фи­лософии и науки называют XVII столетие веком гениев, веком философских систем Ф. Бекона, Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Г. Лейбница и т. д.