Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник_Том2.doc
Скачиваний:
190
Добавлен:
15.02.2016
Размер:
1.45 Mб
Скачать

Индивидуальные психологические физиологические особенности человека как основа его запросов и потребностей

Если говорить о человеке с точки зрения его рассмотрения как динамической системы, то необходимо говорить о некоторой системе процессов. Причем речь идет о двойной системе, бинарной природе единого процесса. Во-первых, имеются в виду процессы изменения самого человека, связанные как с его индивидуальной активностью, так и воздействием внешней среды, а во-вторых, речь идет о процессах самоотражения, текущих изменений в психике самого человека.

Поскольку сами изменения связаны с окружающей человека действительностью, протекают под «управлением» этой действительности и представляют собой тот или иной вариант его адаптации к ней, то и отражения в норме будут проецироваться на действительность же, соотноситься с ней. Если отражения начинают проецироваться друг на друга, то человек оказывается «внутри зеркала»: становясь узником «зазеркалья», он выпадает из реальности, «сходит с ума», иными словами, оказывается дезадаптирован, никоим образом не соотнесен с реальностью.

Отражение в психике индивида всех тех процессов, связей и отношений, в которых он оказывается в своей жизни, включающее физиологический, биологический, социальный и психологический уровни проявления, называют идентичностью.

Рассмотрим более детально. Идентификация, согласно социальной психологии, – это эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления себя с другим субъектом, группой, образцом. В понятиях современной социальной психологии идентификация охватывает три пересекающиеся области психической реальности:

  • процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также принятии как собственных норм, ценностей, образцов другого индивида или группы;

  • видение субъектом другого человека как себя самого и проекция, состоящая в наделении его своими чертами, чувствами, желаниями;

  • механизм постановки субъектом себя на место другого (реализуемый посредством погружения, переноса индивидом себя в пространство и время другого человека, результатом которого является усвоение чужих личностных смыслов).25

Существенно, что по какой бы схеме ни проходил процесс идентификации, он, во-первых, «диалогичен», то есть предполагает взаимодействие с «другим», во-вторых, продуктивен, то есть представляет собой направленное изменение себя. Приведенный вариант идентификации как проекции своих черт на другого вызывает ответ другого либо в виде подтверждения проекции, либо в виде отказа от нее. В любом случае образ другого вступает во взаимодействие с образом себя, «образом Я».

Так, например, петербургский исследователь В. Вильчек в конце 80-х годов XX века предложил объяснение возникновения тотемизма и анимизма первобытных верований именно как результата идентификации себя с другим, в данном случае другим живым существом, не обязательно человеком. Идентификация себя с тотемом-первопредком, часто выступавшим в виде того или иного животного, означала воспроизведение определенного комплекса установок, готовности действовать определенным образом 26.

Знание этих механизмов важно для практической работы, поскольку именно оно открывает пути к направленному управлению процессами формирования потребностей у индивида.

Процессы идентификации, взятые в совокупности, определяют и формируют те или иные индивидуальные психологические установки личности, обуславливающие поведенческую стратегию. Взаимодействие сформированных установок с врожденными особенностями психофизиологического характера формирует уникальные индивидуальные социально-психологические качества личности, то есть качества, возникающие в ходе совместной социально обусловленной деятельности и общения людей. Это взаимодействие является основой процесса индивидуализации – отделения, обособления себя от других людей. Процесс индивидуализации проявляет себя, среди прочего, и в уникальной, только данному индивиду присущей структуре потребностей и ценностей.

Социальная установка выражает состояние готовности, предрасположенность субъекта к конкретному действию в конкретных социальных условиях и содержит эмоциональные, смысловые (когнитивные) и поведенческие (готовность к действию) компоненты. В психической структуре готовности к действию можно выделить иерархически организованное взаиморасположение установок:

  • ценностные ориентации, обусловливающие целостные программы социального поведения;

  • социальные установки на объекты и ситуации, регулирующие действия;

  • неосознаваемые простейшие ситуативные установки, готовность к оценке и действию в конкретных ситуациях.

Установка возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения. Кроме того, установки и поступки формируют и подпитывают друг друга.

Для сознательного изменения установок необходимо сознательно делать поступки, которые соответствуют желаемым установкам. Если по отношению к кому-либо ты совершил негативный поступок, то этот поступок сформирует у тебя отрицательную установку. Установка будет оправдывать твое дальнейшее отрицательное поведение, которое в свой черед будет укреплять установку. Хочешь кого-либо полюбить – делай ему добро, положительная установка придет следом. Аналогичным образом происходит и формирование устойчивых потребностей.

Актеры знают, что исполняемая роль может сильно деформировать психику. Длительно исполняемая социальная роль может сильно деформировать социальные установки личности. Постоянно и регулярно культивируемые доминирующие потребности могут искажать и останавливать процессы развития личности.

К кризисам идентичности приводит рассогласование субъективного восприятия реальности и объективной обстановки дел. Так расхождение ожиданий индивида с ожиданиями окружающих неизбежно приводит либо к разрыву индивида с окружением, либо к коррекции ожиданий. Невозможность исполнения индивидуального запроса может привести к фрустрации – состоянию разочарования, вызванном неосуществлением какой-либо значимой цели, неудовлетворением потребности и проявляющемся в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. В крайних случаях значительное расхождение образа себя и реальности приводит к нервным срывам, социальной и психологической дезадаптации и девиантному, то есть ненормативному поведению.