Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Медушевская Источниковедение (1)

.pdf
Скачиваний:
557
Добавлен:
12.02.2016
Размер:
10.73 Mб
Скачать

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

1 2 1

48Пресняков А.Е. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский. Пг., 1922. С. 42.

49Гревс ИМ. Экскурсии в культуру. М., 1925. С. 20.

50Никитин С.А. Источниковедение истории СССР. XIX век. М., 1940.

51Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири. 2-е изд. М., 1960-1965. Т. 1-2.

52Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы. М., 1948-1950. Т. 1-2.

53Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. М., 1955.

54Февр Л. Суд совести истории и историка // Февр Л. Бои за историю. С. 11.

55Февр Л. Лицом к ветру. Там же. С. 47.

56Интервью с Ж. Ле Гоффом // Мировое древо. 1993. № 2. С. 163.

57Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика. М., 1994. С. 414.

58О концептуальных положениях деконструкции текста и исследовательском семинаре Ж. Деррида см.: Интервью О.Б. Ванштейн с Ж. Деррида // Мировое древо. 1992. № 1. С. 50-79.

59Дюби, Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 года // Одиссей. Человек в истории. М., 1991. С. 58.

60Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., Спб., 1994. С. 374.

61Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 302.

6 2

63

Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции // Одиссей. Человек в истории. М., 1991. С. 52.

Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996. С. 118.

РАЗДЕЛ

МЕТОД ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ

ГЛАВА 1

Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез

ИСТОЧНИКИ при всем многообразии структуры, содержания, происхождения, обстоятельств возникновения имеют общие свойства формы и содержания. Это создает возможность единого научного подхода к ним - разработки методов источниковедческого анализа и их воссоздания как феномена культуры - источниковедческого синтеза. Теоретические принципы и методы источниковедческого анализа постоянно обогащаются и развиваются в ходе научно-практической работы с историческими источниками.

Метод источниковедения имеет целью: 1) установить информационные возможности источника (или ряда однородных источников) для получения фактических сведений об общественном развитии (полнота, достоверность и новизна этих данных); 2) аргументированно оценить значение источника (или ряда однородных источников) с такой точки зрения. В соответствии с этим метод источниковедения проводится поэтапно, последовательно. Поэтому на каждом этапе решается своя исследовательская задача, достигается познавательная цель.

Материальный объект, созданный в результате целенаправленной деятельности человека, представляет собой отвечающее данной цели произведение и в то же время источник социальной информации. Он материален (т. е. доступен для непосредст-

126

РАЗДЕЛ 3

От «восстановления изначального значения произведения» герменевтика в философском понимании выводит исследователя на «мыслящее опосредование с современной жизнью» и тем самым «герменевтическое сознание приобретает всеобъемлющие масштабы»9.

От истолкования смысла текста источниковед переходит к более масштабным задачам интерпретации источника как явления культуры. Для парадигмы источниковедения временное расширительное толкование понятия герменевтики, в сущности, приемлемо. Данный подход позволяет лучше понять взаимосвязь профессионально-источниковедческого и более широкого - философского - подходов к произведению. Гадамер отмечает, что «различение когнитивного, нормативного и репродуктивного истолкования не имеет принципиального характера, но описывает единый феномен». Тем не менее такое различение должно существовать. Исследователь обязан ясно осознавать, в какой исследовательской ситуации он в данный момент находится; отделять ту ситуацию, в которой он репродуктивно истолковывает произведение (т. е. стремится понять смысл, который вкладывал в произведение его автор), от другой, в которой он по-своему интерпретирует полученную с помощью данного подхода информацию в связи с современной ему реальностью (т. е. самостоятельно выстраивает свое, современное понимание реальности настоящего, опираясь на полученную информацию, дает свое когнитивное истолкование). Именно в этом смысле можно говорить о двух субъектах гуманитарного познания.

Нельзя не видеть, что смешение этих двух подходов приводит к методологической неразличимости субъекта и объекта в познании источника. «Результаты наших размышлений, - пишет Гадамер, - заставляют нас отказаться от разделения герменевтической постановки вопроса на субъективность интерпретатора

иобъективность подлежащего пониманию смысла». Ученый даже сравнивает обрисованную им ситуацию интерпретации источника с разговором двух собеседников, в ходе которого возникает новая атмосфера: «взаимопонимание, объединяя собеседников, преображает их так, что они уже не являются более тем, чем были раньше». Понятно, однако, что разговор собеседников

иситуация с источником в ходе источниковедческого анализа совершенно различны. Источник не меняет своего первоначального смысла в ходе обращения к нему исследователя. Возможна (что совершенно нежелательно) лишь подмена смысла источника каким-то другим, ему несвойственным смыслом. Не отличая голоса источника от своего собственного, интерпретатор перестает слышать этот другой, суверенный голос, а значит, лишает