Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsia_Funktsionalnye_sostoyania.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
12.02.2016
Размер:
88.88 Кб
Скачать

Точка зрения

Классификация стресса и его определение представляют собой такую же проблему, как и его общая характеристика. Самым принятым является подразделение на физический и психический стресс согласно видам стрес­соров. Однако реакция организма всегда имеет общий характер, так что данное подразделение имеет лишь теоретическое и дидактическое значе­ние. Другая возможная классификация по факторам и условиям различа­ет стимулы, нарушающие гомеостаз, стимулы, нарушающие деятельность, и стимулы социального воздействия. Но это классификация причин стрес­са, а не собственно стрессов. Возможным критерием стресса является его интенсивность, но возникает проблема ее измерения и обозначения от­дельных степеней. В зависимости от воздействия стресса его подразделя­ют иногда на отрицательный (дистресс) и положительный (эвстресс). Це­лесообразным является подразделение стресса, согласно поведению ин­дивида, на активный и пассивный.

Разработанную классификацию представляет Суворова (1975). В зависи­мости от системы, на которую нагрузка оказывает преимущественное вли­яние, она подразделяет стресс на периферический и церебральный. Са­мым распространенным периферическим стрессом являются боль и реак­ция на нее — прежде всего гормональная. Церебральный стресс может относиться к первой или второй сигнальной системе. Стресс первой сиг­нальной системы, как правило, связан с органическими нуждами, и его реакция касается прежде всего вегетативной нервной системы. Стресс вто­рой сигнальной системы выражается в астенических эмоциях и, как прави­ло, вызывают его социальные стимулы (Гошек, 1983, с. 66—67).

Вполне естественно стремление исследователей найти какие-ни­будь границы стресса как психического (эмоционального) напряже­ния. По мнению Л. Леви (1970), эмоциональный стресс можно рас­сматривать как участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, нижней точкой которого являются небольшие сдвиги фи­зиологического гомеостаза в условиях полного безразличия. Прият­ные и неприятные эмоции сопровождаются изменениями в уровнях физиологического гомеостаза.

В стрессовом состоянии, как отмечают С. Майер и М. Ланденсла-гер (Maier, Landenslager, 1985), в организме вырабатывается гормон кортизол, способствующий появлению дополнительной энергии (за счет расщепления белков) и поддерживающий уровень кровяного давления. Однако он ослабляет иммунитет, т. е. невосприимчивость к инфекционным заболеваниям. Как следствие, в состоянии стрес­са или после него люди часто заболевают простудой, гриппом и т. п.

В связи с этим говорить о том, что стресс полезен для организма, вряд ли правомерно, если иметь в виду действительно угрожающий уровень эмоционального напряжения, а не уровень, находящийся в пределах нормы и не представляющий никакой опасности, т. е. то, что обычно называется психическим напряжением. Такой «стресс» может рассматриваться и как полезное состояние.

Поскольку «стресс — это повторяющиеся формы реакций организ­ма на раздражающие события, которые нарушают его равновесие и испытывают или превосходят его способность с этим справиться» (Герриг, Зимбардо, 2004, с. 632) при истинном стрессе необходимо включение таких защитных резервов ор­ганизма, которые в обычных ситуациях человеком не используются.

Стресс — экстремальное состояние организма.

В общем виде причиной стресса, по А. Уэлфорду (Welford, 1973), является несоответствие возможностей организма предъявляемым к нему требованиям, например при высокой эмоциональной насыщенно­сти деятельности, т. е. большом количестве эмоциогенных ситуаций (Витт, 1986). По П. Фрессу (1975), стресс также могут вызывать лич­ные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения.

Эндорфины и стресс

Бета-эндорфин вырабатывается в гипофезе при стрессе, его количество равно величине АКТГ (Rossier, Bloom, Guillemin, 1980). Этим можно объяс­нить, почему стресс оказывается анальгетиком (Akil, Madden, Patrick, Barchas, 1976). Кроме того, эндорфины способствуют возникновению эй­фории, что вызвано изменением концентрации нейромедиаторов, активи­рующих пути подкрепления в головном мозге (Smith, Freeman, Sands, Lane, 1980). Ярким примером того, как при стрессе исчезает боль и появляется чувство эйфории, служит реакция футболиста, сломавшего себе ключицу. Вместо того чтобы сказать о боли, он убеждает тренера, что ему надо продолжать игру.

Согласно лабораторным исследованиям, эндорфиновая реакция порож­дается не только физическими элементами стресса, такими как шок, но и страхом (Bolles, Fanselow, 1982). Возможно, поэтому люди стремятся к ситуациям, дающим чувство страха, — речь идет, например, о занятиях парашютным спортом и скалолазании (Фрэнкин, 2003, с. 416). После раскрытия парашюта у большинства прыгающих наступает радост­ный подъем настроения, переходящий очень часто в эйфорию. Космонавт В. А. Шаталов рассказывает: «Стало тихо и спокойно. Посмотрел наверх — надо мной был огромный купол. Хотелось смеяться, кричать, петь песни. Стало смешно — неужели это я так отчаянно трусил там, в самолете? Я готов был прыгать еще и еще...» (Лебедев, 1969, с. 102).

Возникает вопрос: какие сдвиги можно считать стрессовыми, а ка­кие нет?

В. Л. Марищук полагает, что стрессом можно назвать лишь такое состояние, которое характеризуется значимым выбросом стероидных гормонов (не менее чем на величину вероятного отклонения от исход­ных показателей). Следует все же признать, что любая установленная исследователями граница будет условна, поскольку нельзя забывать, что стресс — это напряжение, а последнее имеет только степень выра­женности. Ученые же пытаются придать стрессу как эмоциональному состоянию определенную модальность, качественное специфичное со­держание, что, с моей точки зрения, некорректно. Ведь сильное эмо­циональное напряжение (возбуждение) может быть и при гневе, и при ужасе, и при горе, и при экстазе1. Все эти состояния различны по каче­ству переживаний, но сходны по их степени. Такие переживания при­водят к появлению общего адаптационного синдрома, поскольку силь­ное эмоциональное возбуждение становится угрозой для организма и личности. Понимание стресса как чрезвычайного, угрожающего состо­яния, как общей защитной реакции присуще большинству отечествен­ных авторов (Абрамов, 1973; Апчел и Цыган, 1999; Бодров, 1995,2000; Вальдман с соавт., 1979; Суворова, 1975; Уколова с соавт., 1973; Чир­ков, 1988, и др.).

Как отмечает американский психолог М. Суинн (1983), имеются индивидуальные профили стресса — картины специфических реак­ций на стресс. Одни люди замечают начало развития стресса по изме­нениям вегетативных функций, другие — по изменениям в поведе­нии, третьи — по изменениям в когнитивной сфере. Более того, автор утверждает, что существуют разные признаки стресса даже в преде­лах одной сферы. Например, в вегетативной системе один человек ис­пытывает учащение сердцебиения, другой — легкую дрожь, третий мо­жет ощущать, как холодеют его руки или ноги.

Показано (Taylor, 2000), что при стрессе физиологические изме­нения отражаются на поведении мужчин и женщин неодинаково.

Для мужчин свойственна реакция борьбы и бегства, а для женщин — со­стояние готовности к заботе и дружескому сближению: при стрессе женщины обеспечивают безопасность своего потомства, заботясь об удовлетворении его потребностей; они сближаются с другими пред­ставителями своей социальной группы с той же целью — уменьшить уязвимость своего потомства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]