Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

конспект никомаховой этики

.doc
Скачиваний:
2412
Добавлен:
16.12.2013
Размер:
209.41 Кб
Скачать

Книга десятая

Удовольствие и зло, их противоположность. Высшее удовольствие как высшее благо. Суммирование понятий о счастье.

Противоположность удовольствия и зла

Удовольствие

Не позорные удовольствия

Счастье

Если и удовольствие, и страдание относятся ко злу, то люди должны были бы избегать обоих, а если к тому, что ни зло, ни благо, то либо ни того ни другого не надо было бы избегать, либо в равной мере и того и другого. В действительности же оказывается, что одного избегают, как зла, а другое избирают, и в таком смысле удовольствие и страдание действительно противоположны.

Оно есть нечто целостное, и, видимо, за сколь угодно малый срок нельзя испытать такое удовольствие, чья идея за больший срок достигнет совершенства. Вот почему удовольствие не является движением. Ведь всякое движение происходит во времени и направлено к известной цели (как, скажем, движется строительство), и оно завершено, когда достигнет того, к чему стремится, т. е. по прошествии всего срока или в это время завершения. Ясно и то, что неправильно определяют удовольствие как движение или становление. Не все определяется через эти понятия, но только то, что состоит из частей и не является целостностями. В самом деле, ни для зрения невозможно становление, или возникновение, ни для точки, ни для монады, и ничто из этого не является ни движением, ни становлением, а значит, и удовольствие этим не является, так как представляет собою нечто цельное.

Ясно, что удовольствия, которые согласно считаются позорными, не следует признавать удовольствиями, кроме как для растленных людей. Но среди тех удовольствий, что считаются добрыми, какой род удовольствий или какое именно удовольствие следует признать свойственным человеку? Может быть, это явствует из рассмотрения деятельностей? Удовольствия ведь сопутствуют деятельностям.

Итак, одна ли деятельность или несколько свойственны совершенному и блаженному мужу, все равно удовольствия, которые придают совершенство и полноту этим деятельностям, должны определяться как в собственном смысле удовольствия человека; остальные удовольствия, так же как соответствующие деятельности, будут занимать вторую или еще более низкую ступень.

Это деятельность, сообразная добродетели. А, конечно, - наивысшей, а такова, видимо, добродетель наивысшей части души. Будь то ум или что-то еще, что от природы, как считается, начальствует и ведет и имеет понятие о прекрасных и божественных предметах, будучи то ли само божественным, то ли самой божественной частью в нас. Во всяком случае, деятельность этого по внутренне присущей ему добродетели и будет совершенным, полным и завершенным, счастьем.