Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 7.docx
Скачиваний:
54
Добавлен:
10.02.2016
Размер:
236.57 Кб
Скачать

Геморрагическая лихорадка Марбург

Геморрагическая лихорадка Марбург (лихорадка геморраги­ческая церкопитековая, болезнь зеленых мартышек) — острое инфекционное заболевание с тяжелым течением, высокой ле­тальностью, геморрагическим синдромом, поражением печени, желудочно-кишечного тракта и ЦНС,

Возбудитель — вирус Марбург, относится к семейству рИоутёае. Вирионы плеоморфны, могут быть филаментозной и разветвленной формы. Содержат однонитевую РНК, завернутую в спиралевидный нуклеокапсидный комплекс, состоящий из 4 структурных протеинов: нуклеопротеина (ИР), вирионных про­теинов (УР) 35 и 30 и полимеразного (Ь) протеина. ЫР — главный структурный фосфопротеин, связывающийся с РНК, УРЗО свя­зан с КР или РНК, транскрипция и репликация связаны с Ь и РНК -зависимой РНК-полимеразой, которые зависят от кофак­тора УР35. Рибонуклеопротеин покрыт липидной оболочкой, об­разующейся из клеточной мембраны и поверхностного защитно­го слоя, состоящего из тримеров вирусного гликопротеина (вР). Помимо этого, вирусы содержат протеины \Т40 и \Ф24 на внут­реннем участке мембраны. \Т40 функционирует как матричный протеин, функция УР24 неясна. Штаммы вирусов различаются в антигенном и биохимическом отношении.

Первые вспышки заболевания возникли в 1967 г. в Марбурге и Франкфурте-на-Майне (Германия), 1 больной выявлен в Белгра­де (Югославия). Источником инфекции в основном служили ввезенные из Уганды африканские зеленые мартышки (25 боль­ных, из них 7 умерли), были и вторичные заболевания (6 боль­ных). В 1975 г. в ЮАР заболело 3 человека (источник первого слу­чая был в Зимбабве), по 1 случаю было в 1980 и 1982 г.; 3 случая зарегистрированы в Кении. Подобные заболевания наблюдались в Судане (деревня Мариди, болезнь называли лихорадкой Мари- ди). Таким образом, источником возбудителя являются африка­нские зеленые мартышки церкопитеки и больной человек. Зара­жение происходит при контакте с кровью и выделениями боль­ных людей или обезьян. Предполагается воздушный механизм передачи вируса, возможна передача половым путем.

Естественная восприимчивость людей высокая, не зависящая от возраста и пола. Летальность составляет 25%. Постинфекци- онный иммунитет стойкий, повторных случаев заболевания не отмечается.

Для профилактики имеют значение изоляция источника ин­фекции и карантинные меры. Вакцины находятся в стадии разра­ботки. Исследователи исходят из того, что поверхностный гли­копротеин (ОР) вируса является вероятной мишенью для проек­тивных антител. Вместе с тем GP различных субтипов вируса от­личается высокой вариабельностью, что ставит вопрос о созда­нии составных вакцин. Поликлональная антисыворотка или ан- ти-GP-моноклональные мышиные антитела в эксперименте за­щищали неиммунных морских свинок от последующего зараже­ния вирусом Марбург.

Характеристика вакцинных препаратов. Экспериментальные вакцины из убитых вирусов Марбург, проходившие испытания на животных, продемонстрировали невысокую эффективность. Про- тективную способность в опытах на животных показала рекомби­нантная вакцина на основе экспрессированного GP-антигена ви­руса. Другим возможным вариантом будущей вакцины может стать альфа-вирусный репликон, созданный в лабораториях армии США на основе вируса венесуэльского энцефаломиелита лошадей (ВВЭ). Была создана серия репликонов, каждый из которых содер­жал один из антигенов вируса Марбург. Иммунизация морских свинок репликонами, упакованными in vitro подобно вирионам ВВЭ, подтвердила, что иммунизация GP обеспечивает протектив- ный иммунитет. Кроме того оказалось, что в сравнении с рекомби- натной GP-антигенной вакциной репликон-синтезированный GP-антиген обеспечивает большую перекрестную защиту против различных серологических вариантов вируса Марбург. Животные, иммунизированные ВВЭ-репликонами, экспрессирующими NP или VP35-антигены вируса Марбург, также приобретали протек- тивный иммунитет, что, вероятно, доказывает роль Т-клеток в им­мунном ответе, так как ни тот, ни другой антиген не находится ни на поверхности вируса, ни на поверхности инфицированных кле­ток, где они могли бы служить мишенью для антител.