Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ОЗС= для 1 к. СМФ = 7 тем / Литература для СМП / тема 1=Антипиратская подготовка / Современные пираты / Характерные признаки и тактика современных пиратов

.docx
Скачиваний:
40
Добавлен:
10.02.2016
Размер:
21.28 Кб
Скачать

Характерные признаки современных пиратов и различные тактики их действий

(прежде всего наиболее активных и агрессивных из них – сомалийских).

Каким образом малограмотные, частично занятые рыбаки из страны, с самими худшими в мире гуманитарными условиями умудряются перехитрить мощные военно-морские силы, захватывая суда, порождая хаос в торговом судоходстве – является одним из парадоксов современности. Говорят, атаки у берегов Сомали это ответ на нелегальный рыбный промысел, осуществляемый иностранными траулерами, а также ответ на сброс токсичных отходов в прибрежных водах. Но, какие бы ни были побудительные причины, ясно одно – целью пиратов в Аденском заливе и в западной части Индийского Океана являются большие деньги. Их не волнует, что своими действиями они подвергают опасности других лиц, травмируют семьи захваченных моряков, их не волнуют убытки торгового судоходства и связанные с этим экономические риски для мировой экономики.

Сомалийские пираты действуют с хорошо оборудованных и хорошо вооруженных береговых баз – портов Калуала, Эйл, Хобьё, и Хардхири, расположенных вдоль побережья Индийского океана в центральной части Сомали (штат Пунтленд). Они выходят от этих баз, как правило, в небольших и легких, сделанных из стекловолокна лодках, так называемых скифах, имея по четыре или пять пиратов на борту. Скифы, оснащенные одним или несколькими подвесными моторами, могут достигать скорости более 30 узлов. Эти лодки обычно охотятся в дневное время. Для нападения выбираются, как правило уязвимые цели - суда, имеющие низкий надводный борт и с максимальную скорость до 15 узлов. Как только пираты нашли и выбрали цель для нападения, они начинают атаку, при этом действия всех нападающих координируются для того, чтобы одновременно напасть с нескольких направлений.

Дополнительно следует отметить, что сомалийские пираты изобретательны в выборе тактики. Они проводят свои операции в тех регионах и используют те приемы, что дают им максимальные шансы на успех. Так, к примеру, после прибытия ВМС с задачей защиты торгового судоходства в Аденском заливе, пираты расширили свой ареал охоты на Красное и Аравийское моря, но также и на Индийский океан. Там, в ноябре 2008 года, в 500 милях на юго-восток от Момбасы они поразили морское сообщество захватом судна Сириус Стар (Sirius Star), супертанкера дедвейтом болем 300 000 тонн и общей длиной равной длине авианосца класса Нимиц (Nimitz). По иронии судьбы, танкер направлялся с Персидского залива в США через мыс Доброй Надежды. В ноябре 2009года пираты захватили другой супертанкер, греческое судно Maran Centaurus по пути из Джедды в Новый Орлеан через мыс Доброй Надежды в 800 милях от сомалийского побережья. В обоих случаях пиратам понадобилось несколько дней для того, чтобы достичь района атаки.

Итак, сегодня пираты:

• вооружены автоматическим оружием, гранатометами и даже переносными ракетными пусковыми установками;

• экипированы всеми необходимыми средствами для абордажа любого судна, а также достаточно эффективными средствами навигации и связи, позволяющими ориентироваться и взаимодействовать друг с другом на значительном удалении от берега;

• используют малоразмерные высокоскоростные моторные лодки и катера, которые иногда весьма трудно отличить от спортивных или рыболовецких судов;

• все чаще применяют тактику «стаи» для большей эффективности своих нападений, когда на проходящее судно налетают 6–10 пиратских лодок;

• совершают нападения чаще всего в первые часы рассвета и в последние часы светлого времени при совершении перехода в территориальных или международных водах, а также под покровом темноты или в густом тумане во время стоянки судов на рейде или на якоре;

• активно используют трудности судоходства в узких извилистых проливах, а также в акваториях, усеянных мелкими разбросанными островками (как только судно замедляет ход, а все внимание экипажа на вахте сосредоточивается на соблюдении правил судоходства в сложных условиях, из темноты на большой скорости и с разных сторон вылетают 2–5 скоростных лодок или катеров, которые стремительно берут очередную «жертву» на абордаж);

• используя небольшие суда в качестве плавающих баз, совершают нападения не только в Аденском заливе и в прибрежной полосе, но и на удалении свыше 600 миль от ближайшего берега (все чаще отмечаются нападения в северо-западной части Индийского океана, севернее Сейшельских островов, в Баб-эль-Мандебском проливе и в южной части Красного моря);

• чаще нападают на тихоходные суда небольших и средних размеров, водоизмещением 4–20 тыс. тонн, с экипажем 18–20 человек, а также на более крупные суда, пренебрегающие элементарной осторожностью (вообще, при выборе очередной жертвы пираты особенно не привередничают и действуют по принципу «бери то, что плохо лежит» – этот принцип следует иметь в виду судовладельцам и штурманам при планировании рейсов наиболее уязвимых для пиратов судов).

• следует отметить некоторые тенденции. Как ранее сообщалось, корабли коалиции перешли к тактике уничтожения т.н. материнских судов пиратов – плавучих баз, а также катеров. Долго возникал вопрос, что же предложат пираты взамен изменившееся обстановке. Похоже, они быстро нашли выход. Массовость по всему региону с созданием информационного шума. Ранее сообщалось в качестве недоразумения об атаке пиратами фрегата ВМС Голландии HNLMS Tromp. Создается впечатление, что пока фрегат разбирался несколько часов с предполагаемыми нападавшими, что якобы перепутали военный корабль с торговым судном, в другом регионе свободно подвергались атаке торговые суда. Т.о., вероятно, речь идет о множественности мнимых атак, ставящих своей целью связать силы коалиции в определенных географических точках, расчищая операционное поле деятельности для реальных атак.

• вторым важным, на наш взгляд событием, является появившаяся информация о структурных изменениях в рядах самих пиратов. Если ранее сообщалось об отдельных пиратских сообществах, мелких и разрозненных, ведущих иногда свою деятельность с материнских баз – больших по размеру судов вдали от берега, которые тем не менее не представляли внешне единую организованную структуру, то последние сообщения говорят о существенных структурных сдвигах в этом сообществе, которые, полагаем, станут определяющими для дальнейшего развития ситуации в регионе.

Как сообщает Lloyd's List, учитывая текущие тенденции в Сомали, ситуация вероятно станет более опасной в ближайшие месяцы, поскольку больше кланов входит в этот бизнес и преступные синдикаты получили свое распространение вниз по побережью.

Жители провинций на юг от Африканского Рога принадлежат в основном к клану Hawiye. Однако, большинство нападений пиратов в последние годы были проведены Сомалийцами на севере страны. Пираты, базируемые в Иле (Eyl), например, ответственны за захват суден, таких как химический танкер Stolt Strength и балкер-супрамакс Africa Sanderling. Жители этого региона принадлежат к клану Darod. И Darod и Hawiye были вовлечены в противостояние в течение многих прошлых лет. Однако, члены обоих кланов одновременно вовлечены в пиратство, не в последнюю очередь из-за потенциального дохода от выкупов. Несмотря на их различия и вражду, эти два клана используют одинаковую тактику и оборудование, и в результате их принцип работы в значительной степени подобен. Они используют малые надувные лодки, бороздящие море и выбирающие цель почти на случайном основании.

Как упомянуто, последнее нападение было совершено членами клана Hawiye. Факт, что эта деятельность становится привлекательной для социальных групп центра Сомали (в отличии от традиционного региона севера), означает, что пиратство становится большей проблемой в будущем.

Таким образом, в то время как члены клана Darod стекаются в центры пиратства на севере страны, чтобы принять участие в торговле, возростающее число членов клана Hawiye мигрируют к городу Harardere, чтобы влится в ряды пиратов на местах, что вероятно превратит его в новую Тортугу.

Тем не менее, не стоит ожидать существенно повышения количества захватов в связи с миграцией пиратских синдикатов вниз по побережью ввиду внутренних противоречий внутри клана Hawiye, однако, внешнее очарование пиратства и возможность заработать существенные сумы привлекает в ряды пиратов свежие силы, что в свою очередь может оказать окончательное влияние на эффективность этого криминального бизнеса и на структуру этого сообщества в целом.

Как быть, если встреча с пиратами вполне вероятна? Логичным ответом на этот вопрос будет такой: свести до минимума вероятность такой встречи или надлежащим образом подготовиться к ней. Можно поставить вопрос иначе: есть ли у экипажа гражданского судна какие-либо возможности не стать жертвой пиратов, вынужденно оказавшись в пиратоопасных водах?

Практический опыт эксплуатации судов в пиратоопасных районах за последние год-два с учетом отмеченных случаев пиратских нападений показывает, что такие возможности реально существуют. Чтобы увидеть их, стоит уделить внимание обстоятельствам совершенных нападений и различным действиям экипажей.