Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
220
Добавлен:
09.12.2013
Размер:
409.6 Кб
Скачать

2.3. Метолы исследования носа и околоносовых пазух.

Исследование носа и околоносовых пазух, после выявления жадоб и выяснения анамнеза, начинается с наружного осмотра и пальпации. При осмотре обращают внимание на состояние кожных покровов и мягких тканей, отсутствие или наличие дефектов, симметричность обеих половин лица, а также на форму наружного носа.

Пальпация должна производиться осторожно. Мягкими движениями рук устанавливают наличие или отсутствие болезненности в области носа и проекции околоносовых пазух. При подозрении на перелом костей носа определяют подвижность костных фрагментов, наличие крепитации.

Эндоскопическое исследование носа. Осмотр полости носа (риноскопия) производится с использованием источника света. Наиболее часто при риноскопии, как и при других видах эндоскопии, для освещения объекта исследования применяется лобный рефлектор. Осмотр может производиться и с помощью одного из видов эндоскопов с автономным источником света или с волоконной оптикой. Обследование преддверия носа осуществляется простым поднятием кончика носа большим пальцем левой руки, в то время как остальные пальцы исследующего опираются на лоб пациента (рис. 2.3.1). Это позволяет осмотреть внутреннюю поверхность преддверия носа, подвижную часть перегородки носа и состояние выстилающих их изнутри кожных покровов с волосками. Такой прием часто используется при осмотре маленьких детей, которые не позволяют из- за боязни вводить в нос инструмент.

Дальнейшее обследование производится с помощью специальных расширителей - носовых зеркал. Конструкция современных инструментов берет начало от носового дилятатора, разработанного словацким врачом Marcusovsky (1860).

Носовое зеркало, удерживаемое в левой руке, осторожно вводится в преддверие носа обследуемого в закрытом состоянии. Выводится зеркало в открытом виде, чтобы не ущемить волоски преддверия носа. Постепенно раздвигая бранши, расширяют ноздрю и несколько приподнимают ее кверху. Необходимо избегать надавливания зеркалом на носовую перегородку, а также не вводить зеркало глубоко, что может причинить боль.

Если инструмент находится в левой руке врача, то правой он фиксирует голову пациента, что позволяет изменять ее положение при осмотре задних отделов носа. Осмотр полости носа через его передние отделы называется передней риноскопией. Она производится в двух позициях (рис. 2.3.2): 1) при прямом положении головы обследуемого (первая позиция) и 2) при откинутой назад голове (вторая позиция). В первой позиции видны большая часть преддверия носа, передне- нижняя половина носовой перегородки, передний конец нижней раковины и общий носовой ход. При второй позиции возможно осмотреть верхние и более глубокие отделы полости носа. Удается увидеть верхнюю часть перегородки носа, средний носовой ход, переднюю треть средней носовой раковины и обонятельную щель. Поворачивая голову обследуемого, можно детально рассмотреть перечисленные структуры полости носа.

Для осмотра более глубоких отделов носа производится т.н. средняя, или глубокая, риноскопия. В этом случае используют носовое зеркало с удлиненными губками (среднее носовое зеркало Киллиана), предварительно произведя анестезию слизистой оболочки одним из видов поверхностного анестетика (Sol. Dicaini 2%). При набухлости носовых раковин их необходимо сократить, смазав сосудосуживающими средствами (например, добавив 3 капли 0,1% р-ра адреналина в 1 мл р-ра дикаина). Еще лучше воспользоваться 3 - 5% раствором кокаина, который обладает не только анестезирующим, но и сосудосуживающим эффектом.

Осмотр задних отделов носа и носоглотки называется задней риноскопией и осуществляется с помощью специального маленького (носоглоточного) зеркала диаметром от 6 до 10 мм, прикрепленного к металлическому стержню под углом 115°. Напомним, что гортанное зеркало отличается от носоглоточного не только большей величиной, но и большим углом прикрепления к стержню (120 - 125°). Для удобства стержень зеркала укрепляется при помощи винта в специальной ручке. Исторически задняя риноскопия была разработана ранее передней чешским ученым Czermak в 1859 г., вскоре после внедрения в клиническую практику ларингоскопии (Turk и Czermak, 1857).

Задняя риноскопия производится следующим образом. Шпателем, взятым в левую руку, отдавливают передние 2/3 языка обследуемого (более глубокое введение шпателя вызывает рвотный рефлекс). Носоглоточное зеркало, не касаясь слизистой оболочки и корня языка, вводят в ротоглотку за мягкое небо (рис. 2.3.3). Во избежание запотевания зеркало предварительно подогревается над пламенем спиртовки (зеркальной, но не металлической стороной!) либо в сосуде с горячей водой. Производя легкие повороты зеркала, последовательно осматривают всю носоглотку, ориентируясь на задний край перегородки носа (сошник). При этом осматривают хоаны и задние концы носовых раковин, боковые стенки с глоточными устьями слуховых труб, свод носоглотки, глоточный миндалик. Следует подчеркнуть, что если при передней риноскопии мы можем увидеть только нижнюю и среднюю носовые раковины, то при задней риноскопии - все три. На рис. 2.3.4 (а) и (б) представлена схема передне- и заднериноскопической картины.

Задняя риноскопия является наиболее трудным эндоскопическим методом исследования. Важно, чтобы обследуемый не напрягался и дышал носом. В этом случае мягкое небо свисает, что позволяет ввести в носоглотку зеркало. Если выраженный глоточный рефлекс затрудняет осмотр, то в этом случае прибегают к анестезии слизистой корня языка и носоглотки одним из слизистых анестетиков. В отдельных случаях приходится оттягивать мягкое небо одним или двумя резиновыми катетерами, проведенными через полость носа в полость рта (рис. 2.3.5). Осмотр носоглотки может быть осуществлен и с помощью специального эндоскопа также после предварительной анестезии слизистой оболочки. При этом эндоскоп (в зависимости от его диаметра и состояния полости носа) может быть введен для осмотра носоглотки как через нос, так и через глотку (рис. 2.3.6).

В раннем детском возрасте выполнить заднюю риноскопию, как правило, не удается. В таких случаях прибегают к пальцевому исследованию носоглотки.

При оценке эндоскопической картины последовательно обращают внимание на цвет, блеск слизистой оболочки, объем носовых раковин, ширину носовых ходов, дефекты перегородки носа, ее деформацию и содержимое полости носа.

В норме слизистая имеет умеренно розовый цвет. При воспалении она приобретает более красный цвет (гиперемия). При вазомоторных процессах она может иметь синюшный, мраморный цвет (в случаях нейроциркуляторной формы вазомоторного ринита) или бледный и даже белый цвет при аллергической форме вазомоторного ринита.

В норме слизистая оболочка имеет влажный блеск. При атрофических процессах она становится сухой и приобретает т.н. сухой блеск.

Увеличенные носовые раковины называются гипертрофированными. Гипертрофия может быть ложной или истинной. При ложной гипертрофии носовые раковины легко сокращаются под действием сосудосуживающих препаратов (наблюдается при вазомоторных и простых воспалительных ринитах). Истинная гипертрофия может быть вызвана увеличением костного скелета носовой раковины или развитием в подслизистом слое соединительнотканных элементов (например при хроническом гиперпластическом рините). В этом случае не наступает или почти не наступает сокращение слизистой оболочки и, следовательно, объема носовых раковин.

При атрофических процессах (атрофическом рините и особенно при зловонном насморке озены) наступает атрофия носовых раковин, и полость носа становится широкой, при этом при передней риноскопии можно легко осмотреть заднюю стенку глотки и другие детали носовой полости, обычно не просматриваемые в норме.

Патологическим содержимым полости носа прежде всего являются слизисто-гнойные выделения. При остром и хроническом рините выделения обычно находятся в общем носовом ходе. При воспалении околоносовых пазух они обнаруживаются в среднем носовом ходе (при передней риноскопии), а также в своде носоглотки и на задней ее стенке, что может быть установлено при задней риноскопии. При атрофических процессах в полости носа накапливаются корочки, особенно выраженные и обладающие неприятным запахом при озене.

Лучевые метолы исследования. Осмотр полости носа дает известное представление и о состоянии околоносовых пазух. Однако более конкретные сведения о них могут быть получены при использовании лучевых методов диагностики.

В настоящее время наиболее распространенных лучевым методом является рентгенография. Вместе с тем анатомо- топографические особенности расположения различных околоносовых пазух для получения достаточной информации об их состоянии требуют применения различных укладок (проекций). В клинической практике наиболее часто используются 1)носо-лобная, 2)носо-подбородочная и 3) боковая проекции (рис. 2.3.7). При носо-лобной проекции голова больного укладывается таким образом, чтобы лоб и кончик носа лежали на кассете. Рентгеновский луч направляется с затылка, несколько ниже protuberantia occipitalis. На полученном таким образом снимке видны лобные, решетчатые и верхнечелюстные пазухи. Костные массивы черепа, такие, как пирамиды височных костей и нижняя челюсть, проектируются вне пазух - пирамиды оказываются лежащими на глазницах, а нижняя челюсть располагается ниже верхнечелюстных пазух (рис. 2.3.7,а).

При носо-подбородочной проекции больной лежит на кассете, прикасаясь к ней губами. Рентгеновский луч направляется с затылка несколько выше protuberantia occipitalis. На таком снимке хорошо выражены лобные пазухи, несколько увеличенные в своих размерах, а также верхнечелюстные пазухи и решетчатый лабиринт (рис. 2.3.7,б).

Боковая (битемпоральная) проекция позволяет судить о состоянии клиновидной, лобной пазух и решетчатого лабиринта (рис. 2.3.7,г). Для получения такого профильного снимка голова больного укладывается на кассете таким образом, чтобы ее сагиттальная плоскость располагалась строго параллельно кассете. Рентгеновский луч направляется во фронтальном направлении, несколько смещаясь кпереди (на ширину пальца) от козелка ушной раковины. Однако на профильном снимке пазухи той и другой стороны накладываются друг на друга, и поэтому, по такой рентгенограмме можно судить только о глубине пазух, а не о локализации процесса. Поэтому для оценки состояния правой и левой клиновидной пазухи применяется аксиальная, или подбородочно-вертикальная, проекция (рис. 2.3.7,в). Для получения таких рентгенограмм рентгеновский луч направляется вертикально на клиновидную пазуху.

При описанных рентгенологических проекциях, с направлением луча в передне-заднем направлении, на решетчатый лабиринт могут накладываться отдельные кости лицевого скелета (носовые косточки, лобные отростки верхней челюсти), особенно при их асимметрии. Поэтому для более детального исследования решетчатого лабиринта целесообразно использовать проекцию по Rese, применяемую в офтальмологической практике для оценки состояния канала зрительного нерва, а также специальную проекцию для прицельной рентгенографии клеток решетчатого лабиринта, предложенную Я.А.Фастовским. Более информативным рентгенологическим исследованием является линейная томография. Еще большей информативностью обладают компьютерная томография (КТ) (рис. 2.3.8) и магнитно-резонансная (МРТ) томография (рис. 2.3.9).

Рентгеновские и КТ методы исследования производят известную лучевую нагрузку. Поэтому в тех случаях, когда она не желательна (например, лицам получившим лучевое поражение) целесообразно применений методов, не основанных на ионизирующем излучении. Таким наиболее известным и простым методом является диафаноскопия. Диафаноскоп представляет собой малогабаритный прибор, позволяющий локально освещать околоносовые пазухи. В темной комнате осветитель диафаноскопа вводят в рот больного. В норме хорошо освещаются воздухосодержащие верхнечелюстные пазухи, которые представляются в виде розовых полей под глазницами. При наличии гноя или опухоли в этих пазухах они не просвечиваются. Диафаноскопия лобных пазух производится установкой осветителя прибора у медиального угла глаза отдельно правой и левой стороны. Результаты исследования при диафаноскопии носят ориентировочный характер.

В последние годы в амбулаторную практику внедряется метод ультразвуковой биолокации, термографии и тепловидения. Эти методы отличаются безопасностью и быстротой получения результатов. Однако информативность этих методов уступает рентгенологическим, КТ и МРТ исследованиям.

Функциональные метолы исследования.

Исследование дыхательной функции. Наиболее простым и достаточно объективным, широко применяемым в клинической практике, позволяющим судить о состоянии дыхательной функции каждой отдельной половины носа, является "проба с пушинкой" В.И. Воячека. Исследующий подносит к ноздре обследуемого ватную пушинку или марлевую нить (рис. 2.3.10). При нормальной проходимости носа нить совершает отчетливое движение. Усиление или ослабление движения "пушинки" может свидетельствовать об избыточности или недостаточности носового дыхания. К простым методам исследования дыхательной функции относится и метод "дыхательных пятен", основанный на принципе риногигрометрии, предложенный Н.Zvaardemacker. При дыхании на отполированной металлической пластинке с нанесенными на ее поверхности полукруглыми линиями (зеркало Глятцеля) появляются большие или меньшие запотевшие поверхности.

В различные годы было предложено значительное количество приборов, оценивающих носовое дыхание по объему воздуха, проходящего через нос за единицу времени. Известны ринопневмометры В.Ф.Ундрица, Л.Б.Дайняк - Н.С.Мельниковой, К.В.Герасимова и др. Современные компьютерные ринопневмометры, основанные на комплексной (интегральной) оценке различных параметров носового дыхания, позволяют чутко реагировать на малейшие изменения, развивающиеся в полости носа, и документально их фиксировать (рис. 2.3.11). Им, по-видимому, и принадлежит большое будущее в дальнейшем развитии ринологии.

Исследование обонятельной функции (одориметрия). Различают два порога обонятельного ощущения: порог ощущения того или иного запаха и порог распознавания определенного пахучего вещества. Последний порог является более ценным ввиду возможности объективного контроля.

Все методы исследования обоняния делятся на качественные и количественные. Количественные методы исследования не получили широкого распространения в клинической практике ввиду их сложности и отсутствия стандартного оборудования. Одним из препятствий проведения количественного метода исследования обонятельной функции является отмеченная выше способность обонятельного анализатора быстро адаптироваться к адекватному раздражителю.

Наибольшее распространение в клинической и экспертной практике получил качественный метод В.И. Воячека, предложенный им еще в 1925 г. В основе этого способа лежит использование нескольких хорошо известных для большинства людей пахучих веществ, стандартные растворы которых расположены в порядке восходящих по силе запахов;

- 0,5% раствор уксусной кислоты (слабый запах),

- чистый винный спирт (запах средней силы);

- простая валериановая настойка (сильный запах);

- нашатырный спирт (сверхсильный запах);

- чистая вода (для выявления диссимуляции).

Необходимо отметить, что нашатырный спирт одновременно вызывает раздражение веточек тройничного нерва.

Растворы пахучих веществ должны находиться во флаконах одинакового размера и формы (желательно из темного стекла), обозначенных номерами. Исследуемому закрывают пальцем одну ноздрю и прелагают понюхать другой половиной носа кусочек фильтровальной бумаги, смоченной в растворе.

Перечисленные вещества в строгой последовательности под номерами заносятся в таблицу, которая называется одориметрическим паспортом. В паспорт записываются и результаты исследования (+ или 0), на основании которых делается вывод о состоянии обоняния у обследуемого лица. Пример одориметрического паспорта:

Соседние файлы в папке Учебник по ЛОР