Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
президентская власть (2).docx
Скачиваний:
310
Добавлен:
10.06.2015
Размер:
82.04 Кб
Скачать

Частичное разделение властей

Отцы-основатели нации считали, что между ветвями федеральной власти должно существовать скорее «частичное», чем «полное» разделение властей. Исходя из политических теорий француза барона де Монтескье (Baron de Montesquieu) и англичанина Джона Локка (John Locke), они провели разграничение между исполнительной, законодательной и судебной властью и создали три отдельных института власти для осуществления соответствующих полномочий; однако для поддержания равновесия между этими институтами они предусмотрели частичное пересечение их функций.

По их замыслу, каждый институт власти должен исполнять не только свои первичные функции, но и часть функций других ветвей власти. Так, президент имеет право помилования (функция судебной власти) и право давать свои рекомендации законодательным органам (функция законодательной власти). Сенат участвует в назначениях (функция исполнительной власти), а Конгресс имеет право на отстранение от должности на основании рассмотрения дела в порядке импичмента (функция судебной власти). Суды имеют право выносить решения, подлежащие всеобщему применению (функция законодательной власти), и издавать приказы (через writs of mandamus - судебные приказы должностному лицу о выполнении требования истца), требующие принятия определенных действий со стороны чиновников исполнительной власти.

Влияние частичного разделения властей ощущается во многих сферах национальной системы управления. Президент наделен большими полномочиями по участию в работе других институтов власти, но в то же время некоторые вопросы, которые, как можно было бы ожидать, должны находиться в компетенции исполнительной власти (такие как боевая готовность, дипломатия, разработка внутренней политики и бюджета), относятся к сфере его совместной компетенции с законодательной властью. В результате Конституция рассматривается не как схема управления государством с четким разграничением властей, а скорее (по выражению ученого-политолога из Принстонского университета Эдварда Корвина (Edward Corwin)) как «вызов для участия в борьбе» за привилегии в управлении выработкой американской политики.

Сдержки и противовесы

Таким образом, президентская власть функционирует в рамках системы «сдержек и противовесов», предназначенной для ограничения полномочий каждого национального института власти со стороны ее других институтов. Президент имеет право налагать вето на акты Конгресса, как по конституционным, так и по политическим основаниям, и его вето не может быть снято без получения двух третей голосов в Палате представителей и Сенате. Это дает президенту возможность не только сдерживать действия Конгресса, но и заранее создавать «противовес» интересам законодателей (в особенности, если Конгресс контролируется оппозиционной партией) с использованием его собственных прерогатив, поскольку он может заранее пригрозить наложить вето на законопроект, находящийся на рассмотрении законодателей. В таком случае Конгресс может учесть замечания президента, прежде чем принимать соответствующий акт с тем, чтобы избежать наложения на него вето президентом. Президент использует свое право контроля над федеральными судами через полномочия назначать новых федеральных судей и членов Верховного суда: в результате он имеет возможность, по мере увеличения числа назначенных им судей, склонять мнение большинства судейского состава этих органов в отношении интерпретации конституционного и статутного права в соответствии со своей точкой зрения.

Однако система сдержек и противовесов также ограничивает и прерогативы самого президента. Например, исполнительные приказы президента должны соответствовать требованиям статутного права – в противном случае они не будут введены в действие федеральными судами. Президентские назначения на высшие государственные посты подлежат утверждению Сенатом, которое производится большинством голосов его членов. Полномочия президента на заключение межгосударственных соглашений требует «консультаций и согласия» со стороны двух третей членов Сената. Любой президентский исполнительный приказ или президентское соглашение (с другими государствами) подлежит судебному контролю, который заключается в праве федерального суда признать такой приказ или соглашение недействительным на основании его несоответствия конституции.