Келли Фрэнсис - История костюма и доспехов
.pdfные украшения, используя чеканку, гравировку, инкру стацию и эмаль. Надгробная плита Кневинтона (Эссекс, рис. 38) демонстрирует хауберк примечательной конст рукции. Судя по всему, он покрыт кожей или тканью, о том, что под ними есть металл, говорит расположе ние заклепок. Пластрон, или нагрудник, по-видимому, состоит из трех продольных пластин; более поздний подмышник, возможно, ведет свое происхождение от него. Под талией доспех переходит в набрюшник. Этот пример заслуживает внимания также и потому, что уни кальная нагрудная пластина, крытая бархатом, храня щаяся в Баварском национальном музее, в Мюнхене, сконструирована похожим образом, хотя по очертаниям скорее напоминает «готический» доспех (она датируется началом XV века). По-прежнему используется хаубержон с рукавами, но есть признаки того, что к акетону и чулкам прикрепляются отдельные куски коль чужного полотна вместо целой кольчуги. Обычно крепятся они там, где кожа или «белый» доспех ос тавляют открытыми стыки: сгиб руки, подмышки, бедра и — что характерно для конца XIV века — промежуток между наголенником и сабатоном. Следует помнить, что (за исключением доспехов XVI века, предназначен ных исключительно для пеших поединков на турнирах) набедренники во все времена сзади были открыты для более удобной посадки в седле1, которое прикрывало значительную часть бедра. Надгробие сэра Гая де Бриена в Тьюксбери (1390 год) уникально тем, что демон стрирует ноги в кольчужных шоссах, поверх которых надеты металлические наголенники. Узкая вертикаль ная полоска металла усиливает переднюю часть бедра, еще одна — голень, две других — внешнюю сторону бедра и ногу от бедра до ступни соответственно. Судя по всему, эти полоски либо вплетены в кольчужное по лотно, либо приклепаны к нему.
Именно в этот период оружейники демонстрируют всю степень своего мастерства, владение материалом, умение создавать доспехи, полностью отвечающие нуж дам воина, — все это отражено в лучших доспехах XV и начала XVI века, по-прежнему вызывая восхищение у знатоков. Появляются первые свидетельства «провер ки» доспехов на прочность, способность держать удар различных видов оружия. Техническое мастерство ору жейников достигло такого уровня, что они способны варьировать толщину металла в зависимости от важно сти детали доспеха. Еще один важный момент, помимо относительной толщины и закалки материала, — созда ние «скользящей» поверхности, т. е. обработка металла таким образом, чтобы поверхность способна была отра жать колющий или рубящий удар. Самые известные
оружейники того времени работали в Италии (илл. 50, 51). В Милане появляется знаменитая семья оружейни ков Миссалья. Баскинеты-хундсгугели на илл. 50—51 являют собой превосходные примеры оружейного мас терства около 1400 года. Каким бы гротескным ни вы глядел баски нет «свиное рыло» (особенно с поднятым забралом), он служил необычайно эффективной за щитой. Клювообразное забрало и заостренная верхуш ка шлема призваны отразить удар противника.
От щита рыцари со временем отказались — бла годаря оружейникам, создавшим «белый» доспех, эта часть вооружения стала попросту ненужной. И вскоре мы замечаем, что левая сторона доспеха стала прочнее правой, — конные рыцари держали копье наперевес и целились в левый бок соперника. Поздние формы щита существенно отличаются от прежних. Долгое время щит использовался для удержания копья, и появилась глу бокая выемка в правом верхнем углу щита под копье.
В конце XIV века наблюдается возрождение прежней моды в гражданской обуви — чрезмерное удлинение носка. В доспехах эта мода еще не достигла своей куль минации, что случилось позже, в «готическом» доспехе. Во всяком случае, если судить по надгробным памятни кам XIV столетия. Хорошо известное надгробие Чер ного принца в Кентербери демонстрирует сабатоны с удлиненными и заостренными носами, но длина их ка жется весьма умеренной по сравнению с той, что была у модных башмаков при дворе тех лет.
Следует отметить, что до середины XIV века кинжал еще не являлся неотъемлемой принадлежностью рыцар ского вооружения. В облачении рыцаря он или подвеши вался за ножны непосредственно к набедренному поясу, или они при помощи крючков крепились к доспехам на правом бедре, подвешивались на шнуре или пристегива лись к цепи. Как среди военных, так и среди гражданских лиц популярностью пользовался нож, который наши со временники именуют «почечным ножом», — эта разно видность просуществовала до XVI века, современным ее
аналогом является гэльский кинжал шотландских горцев (skean-dhu). На страницах этой книги не хватит места, чтобы описать все разновидности меча и кинжала (глав ные отличия заключаются в форме и украшении рукояти и лезвия). В XIV столетии из Германии пришел двойной клапан из кожи, закрывавший стык лезвия и рукояти и препятствующий попаданию дождя в ножны. Потом его место занимает пластинка в виде щитка, украшенная ге ральдическими или другими мотивами и закрывающая отверстие ножен. В течение столетия появляются копья
снебольшим флажком или вымпелом на древке, но уже
вследующем веке они теряют свою популярность. Копье становится длиннее и массивнее. С середины XIV века древко утолщается книзу. Одновременно мы обнаружи ваем первые намеки на упор для копья. Любопытно, что на надгробных памятниках он встречается очень редко (среди ранних континентальных памятников можно на звать запрестольный образ святого Георгия в Дижоне и надгробие Пуансенаде Жувиньи в Шалон-сюр-Марн).
Глава 4
ДОГОТИЧЕСКИЙ «БЕЛЫЙ» ДОСПЕХ 1 4 0 0 — 1 4 5 5 г о д ы
Отдельные примеры «белых» доспехов, освобож денные от скрывавших их доселе жипонов, встречаются уже в конце XIV века. С 1400 года они быстро становятся популярными, а гербовое сюрко в период с 1410 по 1460 год почти выходит из употребления. Уже в 1424 году на смену жипону приходит иная деталь костюма — табард, получающий широкое распространение с 1460 года и до конца столетия, однако большая часть надгробных памятников этого периода демонстрирует доспехи, так сказать, в чистом виде. Характер этих доспехов хорошо виден на илл. 52—53. Наспинник и нагрудник цельно металлические, торс ниже талии защищает «юбка» кира сы — пластинчатый набрюшник, крепившийся болтами
к кирасе на одном бедре и пряжкой на другом. До 1410 го да баскинет сохраняет свою бармицу, впоследствии ее сменяет'латное ожерелье или пластинчатый бувигер, за щищающий шею и подбородок (рис. 39 В). Около 1400 го да в употребление входит так называемый «большой бас кинет», сохраняющий прежние очертания («свиное рыло»). Нижняя его часть (соответствующая прежней бармице) — цельнометаллическая и широкая, доходящая до плеч. Фактически он выполняет функции шлема, ко торый теперь используется в турнирах. Кольчугу можно увидеть лишь в открытых сочленениях деталей доспеха, а также в виде узкой полоски под «юбкой» кирасы. По всей вероятности, эта полоска — часть кольчужной «юбки», прикрепленной к набивному поддоспешнику (дублету). В 1410-х годах баскинет утрачивает свою высокую заострен ную верхушку, купол шлема становится более округ лым —- фактически это возвращение его предшественни ка, который использовался в 1325—1350 годах. Латная рукавица достигает своего совершенства в 1460-х годах. Хотя набедренный пояс можно увидеть на памятниках по меньшей мере до 1455 года, с самого начала наблюдалась тенденция к отказу от него в пользу диагональной пор тупеи. Снаряжение, призванное защищать конечности, практически не изменяется, для сабатонов характерны удлиненные, но не чрезмерно «заостренные» носы. Под мышки защищены круглыми (или прямоугольными, или иной формы) щитками, крепившимися между нагрудной пластиной и верхним наручем. Приблизительно в 1410 го ду появляется новшество — наплечник, независимая за щита плеча, частично покрывающая кирасу спереди и сзади. С 1430 года, по мере широкого распространения этой детали доспеха, термин «верхний наруч» выходит из употребления, защита руки (включающая налокотник и исключая наплечник) с этого времени именуется на ручем. В 1430-х годах появляются нагрудники и наспин ники, состоящие из двух или более перекрывающихся пластин — для обеспечения большей подвижности во ина; края пластин у стыков вырезаны в форме шеврона.
К 1408 году к центральной части набрюшника добавляют ся одна-две прямоугольные пластины. Впрочем, вскоре от них отказались, и почти немедленно на смену им при шли набедренники, которые сперва представляли собой небольшие прямоугольные пластинки (илл. 54, 55), при помощи ремешков и застежек крепившиеся поверх каж дого бедра. Уже в 1440-х годах набедренники становятся шире и приобретают очертания, похожие на щит; повер хность покрыта рифлением и украшена «зубцами» или «волнами» по краям. Примерно в 1430-х годах или даже несколько ранее появляются доспехи с более массивны ми левыми наплечниками и налокотниками, чем пра вые, — воину, использовавшему меч, копье и пр., требо валась для правой руки большая свобода действий. Правый наплечник имел усеченную форму, чтобы удоб нее удерживать копье.
Вертикальные дополнительные пластины на наплеч никах, призванные защищать шею, — характерная черта «максимилиановского» доспеха (у Мейрика — «пасгарда») — возникает ближе к середине века, но до 1490 года представляет собой простой «нарост» у верхнего края на плечника или гребень, вырезанный на пластине доспеха. Позднее это уже отдельная пластина, приклепанная к наплечнику.
Преувеличенные готические формы еще не получили своего развития. Во второй четверти столетия «большой баскинет» приобретает сферический купол и забрало (илл. 54, 55). По-видимому, в последние годы рассматри ваемого периода в обиход входят «двойные пластины», т. е. дополнительные усиливающие пластины, крепивши еся при помощи «гвоздиков» или пружинных штифтов. Увеличенные левый наплечник и налокотник, которые появляются в это время, имели ту же конструкцию. В качестве альтернативы баски нету по-прежнему в ходу шапель с бувигером или защитой для подбородка раз личной высоты (теперь она закрывает только подборо док). В этот период впервые появляется салад (см. следующий раздел) — шлем, характерный для готическо-
го периода. Начиная с 1440 года у налокотников и поно жей увеличиваются кромки, они изгибаются, защищая локтевой и коленный сгиб. Здесь уместно будет сделать предупреждение, касающееся надгробных плит второй половины XV века, особенно датируемых 1470—1480-ми годами. Они часто демонстрируют наплечники и нало котники внушительных размеров, которые не встречают ся в рисунках, миниатюрах хроник или скульптурах того периода. Нет фрагментов таких размеров и среди тех де талей доспехов, что сохранились до нашего времени. Дело в том, что для надгробных плит этого периода ха рактерна деформация — фигуры часто изображались с на рушением пропорций (встречаются, например, тщедуш ные тела с ненормально большой головой). А доспехи изображаются к тому же без должного внимания к их конструктивным особенностям. В то же время скульпту ры и прочие резные изображения XV века, как правило, лишены подобных аномалий.
В 1420 году мы встречаемся с бригандиной. В прин ципе она была известна еще в начале XIV века — это «пластины», крытые бархатом, шелком, кожей и т. д., часто упоминающиеся в текстах того времени. Бригандина получила широкое распространение среди рядо вых солдат, кроме того, ее использовали и рыцари — по причине великолепной подвижности доспеха. В этом случае, как и в случае с отборными частями, придан ными конкретным военачальникам, бригандины кры лись бархатом, шелком и тому подобными дорогими материалами, а «заклепки» (шляпки гвоздиков) золоти лись или серебрились. Рядовые солдаты носили бриган дины, крытые кожей, бумазеей или сукном. Рыцари и тяжеловооруженная кавалерия дополняли бригандину кольчугой для защиты головы, шеи, бедер и конечнос тей. Вообще же английское дворянство, видимо, отда вало предпочтение пластинчатым доспехам, закрывав шим все тело, — это хорошо видно по надгробным памятникам. Романские народы, особенно итальянцы, склонялись к легкой и эффективной бригандине, уси-
ленной, как указывалось выше. В XV веке бригандина была безрукавной или имела пластины — вариант на плечника, — крепившиеся при помощи шнурков с ме таллическими наконечниками.
Полный доспех делал щит излишним. С этого пери ода он практически выходит из употребления и исполь зуется лишь при пеших схватках. Пешие рыцари были вооружены боевым топором (алебардой). Копье, древ ко которого для таких случаев обрезалось почти напо ловину, было менее пригодно для пеших стычек.
Защитное вооружение рядовых солдат состояло из раз нообразных открытых шлемов с кольчужными барми цами, бригандин (иногда усиленных на груди круглыми металлическими пластинами) или кожаных курток, до полняемых кольчугой. За исключением лучников и ар балетчиков, пользовавшихся еще и мечом, пехотинцы выбирали ту или иную форму «оружия с рукоятью» (удар ное, рубящее), короткий меч или кинжал, а также щитбаклер.
Глава 5
ГОТИЧЕСКИЙ ДОСПЕХ 1 4 5 5 — 1 4 8 5 год ы
СЛОВО «готический» впервые появилось в XVIII веке, и несло оно негативный оттенок. Готические шедевры Средневековья считались «варварскими», «грубыми». Едва ли понятно, почему в современном языке прила гательное «готический», призванное обозначать опреде ленный исторический период, также применимо к дос пехам второй половины XV века. Это, без сомнения, был золотой век оружейного искусства. Доспехи этого периода сочетали в себе чрезвычайную свободу дей ствий и надежность, материал был одновременно проч ным и легким. Линии доспехов как с практической, так и с эстетической точки зрения в своем роде совершен ны. Для отклонения удара противника применялись
