Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция6-Защита прав.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
86.53 Кб
Скачать

Лекция 6. Осуществление и защита прав.

Каждый может пользоваться принадлежащим ему правом или отказываться от него. Гай указывал, что запрещается пользоваться правом дурно (например, это касается расточительных). В виде исключения допускалась возможность принуждения к исполнению каких-либо действий (так сенатусконсульт Пегасиана (конец 1-го века) дал право принуждать наследника к вступлению в наследство, если он должен был выдать наследство другому лицу. Римляне не знали воспрещения злоупотребления правом с целью вредить интересам других лиц. Повреждение чужого имущество в крайней необходимости не влекло возмещения: Лабеон пишет, что если гонимый бурей корабль налетает на канатные верёвки другого корабля и, дабы не погибнуть, моряки первого корабля рубят эти верёвки, они не отвечают, так как другим образом поступить не могли. Законы 12 таблиц устанавливали, что суд – принудительный орган осуществления прав. О существовании правомочия можно было говорить только тогда, когда магистрат устанавливал возможность предъявления иска (то есть современное «от прав к иску» следовало в Риме читать как «от иска к праву»).

Первоначально защита частного права была в руках потерпевшего в форме самоуправства с нарушителем права. Ульпиан пишет, что по естественному праву насилие дозволено отражать силой (vim vi repellere licet). Законы 12 таблиц разрешали убийство вора на месте совершения преступления, если только невозможно было его задержать. Правомерному владельцу для защиты владения, которое он беспорочно имел, разрешено отражать причинённое насилие в границах осторожной охраны. Декрет 389 г. запретил кредитору самовольно получить удовлетворение своих требований. Если же лицо самовольно изымало вещь под предлогом того, что являлось её собственником, которым на самом деле не являлось, то оно обязано было вернуть и вещь и её стоимость.

Государство посредством судебных магистратов было призвано решать споры. Юрисдикция (iurisdictio) – право судебных магистратов организовывать коллегию присяжных для рассмотрения каждого отдельного спора. Высшие магистраты (консулы и преторы) могли организовывать суды для рассмотрения споров частных лиц. Судебное разбирательство (iudicium) считалось законным (iudicium legitimum) при рассмотрении в Риме или первого помильного камня от Рима (domi), между гражданами Рима, с участием судьи – римского гражданина. Другие процессы – вытекающие непосредственно из высшей власти (iudicia imperio continenta) без применения процессуальных правил.

Дело гражданина рассматривалось в том городе, в котором он имел право гражданства (forum originis) и своё местожительство (forum domicilii). Это правило подсудности применялось и для провинций. Римские жители, проживающие в провинции могли требовать рассмотрения их дела римскими магистратами, а ответчик, пребывающий в Риме временно, мог просить рассмотреть дело по его месту жительства. Могло применяться и правило договорённости сторон по поводу магистрата, даже если он не был уполномочен на рассмотрение этого дела.

Судьёй мог стать любой взрослый римский гражданин. Выбирался из списков, составляемых из всадников и сенаторов (Хутыз отмечает, что на первом этапе это были все граждане Рима, на втором – сенаторы, на третьем – всадники). Назначался претором на каждое конкретное дело. Выступал единолично (unus iudex) или в коллегии. В случае производства о производстве оценки, разделе, меже назначался судья (arbiter), рассматривающий дело по свободному усмотрению (arbitrium).

Процесс делился на стадию перед магистратом (in iure) и перед судьёй (apud iudicem). Магистрат давал правильную юридическую оценку спору сторон; в республиканский период стороны пользовались строгими устными формулами, за чем следил претор, а такой процесс назывался легисакционным (legis actio – от “из закона”). Он строго формализован и ограничивал защиту узким кругом формул. Претор перегринов (а затем и другие) начали использовать формулярный процесс (легализован Законом Эбуция во 2-м веке до н.э.) – претор, не ограничиваяь законом, но только конкретными обстоятельствами конкретного дела, давал судье письменные формулы в качестве программы ведения дела.

Магистрат своей властью заставлял ответчика согласиться на процесс. Ответчик, которого истец вызывал в суд (in ius vocatio), представлял за себя поручителя и обещал явиться в назначенный судом срок. Гарантийная форма вызова на последующие заседания (vadimonium) имела договорный характер. За явку его отвечал перед магистратом поручитель. Позднее это правило было заменено на обязанность ответчика вступить в процесс.

Только в случаях, когда государственный орган устанавливал возможность предъявления иска (actio) по делам известной категории, можно говорить о праве охраняемом государством. В Дигестах говорится, что иск – право лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование. Формулы исков публиковались через преторские эдикты. Если не было иска, не было и права на судебную защиту.

Иски делились на цивильные (строго права – судья был связан содержанием договора, из которого вытекал иск) и преторские (доброй совести – судья для восполнения пробелов цивильного права прибегал к собственному усмотрению, основываясь на справедливости).

По личности ответчика иски делились на вещные (actiones in rem) и личные иски (actiones in personam). Первые направлены на признание права в отношении определённой вещи, ответчиком может быть любое лицо, нарушающее права владельца вещи. Вторые направлены на выполнение обязательства определённым должником. Иногда для личных исков нет прямого указание на лицо или группу лиц, отвечающих за неисполнение обязательств, а присутствует указание посредующего признака (иск из сделки с принуждением давался не только против принуждавшего лица, но и против всех, кто получил что-то от этой сделки). Такие иски назывались подобные вещным искам (actiones in rem scriptae).

По объёму и цели имущественные иски делились на персекуторные иски для восстановления нарушенного состояния имущественных прав (actiones rei persecutoriae), штрафные иски с частным наказанием ответчика (actiones poenales), иски в возмещение убытков и наказание ответчика (actio mixtae). В первых истец требовал только утраченную ценность (иск собственнитка о истребовании вещи – rei vindicatio). Во вторых шло истребование не только утраченных ценностей, но и возмещение ущерба в размере обогащения (иск против лица, обманом причинившего убытки, но не обогатившегося – actio doli). Примером третьих может служить такой иск, по которому за повреждение вещей истребовалась высшая цена за определённый промежуток времени. Личные иски, направленные на получение любых вещей – condictiones.

Иск, требовательный пункт (intentio) которого направлен на утверждение существования или несуществования какого-либо права по цивильному праву – actio in ius concepta.

Иски, предоставляемые каждому гражданину, сделавшему что-то (повесившему то, что может упасть на улицу) назывались actiones populares.

Преюдициальные иски (лицо предъявляет иск о признании определённого права с тем, чтобы в последующем предъявить требование к одному или нескольким ответчикам). Решение по нему (пронунцикация) – установление принадлежности права, имело обязательную силу при рассмотрении других дел в дальнейшем.

Также существовали кондикционные иски, основанные на цивильном праве и не содержащие указания на основание их возникновение.

Если по образцу существующего иска создавался новый, то первый назывался аctio directa, а новый – actio utilis. Это иск по аналогии. Так, поскольку цивильное право не знало цессии (уступки права требования), то в случае передачи этого права другому лицу иск мог предъявить только сам веритель (цедент), но не цессионарий (лицо, которому передано право), а претор предлагал рассматривать цессионария как цедента и решать дело соответственно.

Фиктивные иски (actiones ficticiae) – те, формулы которых содержат фикцию, то есть указание судье присоединить к наличным фактам определённый несуществующий факт или устранить из них какой-либо факт, а весь случай разрешить по образцу другого случая.

Когда судья не мог добиться от ответчика предъявления или возмещения предмета спора, он мог по своему усмотрению (arbitrium), основываясь на доброй совести и справедливости (bonum et aequum), решить дело – такие иски назывались арбитрарными (actiones arbitrariae).

Предъявленный иск ответчик мог признать (тогда дело заканчивалось уже у магистрата) или оспорить. В Дигестах говорится, что признавший считается присуждённым, будучи как бы приговорён собственным решением. Когда ответчик признаёт требование, но не его размер, дело передаётся в суд, где ответчик уже мог отказаться от своего признания (но в конце 2-го века сенатусконсульт установил, что признание на стадии магистрата вело за собой постановление, устанавливающее окончательно право истца на вещь, которое называлось rem actoris esse). Оспаривая иск, ответчик мог оспаривать его основание и факты истца. Эксцепция (exceptio) – условие, которое изъемлет ответчика от принуждения или уменьшает присуждение (Павел). Она стала противопоставляться в формулярном процессе интенции (intentio) (излагавшей притязания истца). Эксцепция – юридическое препятствие, противопоставлявшееся иску и его проведению, рассматривавшееся только при указании на это в особой части формулы. То есть это не простое отрицание иска, а утверждение о прощении долга или противопоставление иску некоего обстоятельства, о котором было ранее не известно судье. Во времена Гая появилась новая форма возражения, которая в отличие от эксцепции не ставилась после интенции, а до неё и это возражение (прескрипция) должно было быть рассмотрено как предварительное условие рассмотрения по основному вопросу. Перемпторные (уничтожающие) эксцепции – те, которые постоянно имеют юридическую силу и не могут быть отклонены (соглашение о совершенном невзыскании денег, совершение вопреки закона или сенатусконсульта, дело доведено до суда, из-за страха или по злому умыслу). Остальные эксцепции действуют на время – дилаторные (отлагательные). В сложных правовых ситуациях перед интенцией ставилась демонстрация (demonstratio) – основание возникновения требования (договор о постройке дома с неопределённой заранее стоимостью). Формула иска о разделе общей собственности содержит адьюдикацию, которой судья уполномачивается присудить вещь, находящуюся в общей собственности, одному из собственников, чтобы он уплатил за всё остальное другим собственникам.

Содержание интенции определяет вид иска. Так в споре о вещном праве (intentio in rem) и иск о вещном праве (actio in rem); в споре об обязательствах (intentio in personam) и иск об обязательствах (actio in personam); в иске по цивильному праву (actio in ius concepta) и иск по цивильному праву (actio civilis); если же интенция не указывает на правомочие, а фиксирует фактическое положение (in factum concepta) и иск о фактическом положении (actio praetoria).

Некоторые права могут осуществляться только при задерживании или препятствовании осуществлению других прав (коллизия прав). Правило «первый по времени сильнее по праву» - prior tempore potior iure (при коллизии прав залоговых кредиторов на один предмет залога право продажи (ius distrahendi) предоставляется первому по времени кредитору, а остальные удовлетворяются по очереди из остающейся после удовлетворения первого от продажи вещи суммы). При коллизии прав собственника с другими непосредственными правами (сервитут, право застройки, наследственная аренда), вторые осуществляются, ограничивая первое. В области обязательственных отношений при несостоятельности должника все его кредиторы получают одинаковое удовлетворение, несмотря на время возникновения требования. Если права кредиторов равносильны и невзаимосвязаны, то дейстует право «лучшее положение того, кто владеет, чем того, кто отыскивает» – melior est causa possidentis quam petentis (если один из нескольких кредиторов несостоятельного должника успел до открытия конкурса взыскать свой долг, он лишает других полного удовлетворения). Конкуренция исков наступает, когда несколько лиц или одно имеет иски против одного или нескольких лиц, причём все они преследуют один интерес и одну цель. Тогда удовлетворение одного иска уничтожало остальные требования, так как нельзя дважды удовлетворять один и тот же интерес. Однако при деликтных исках существовала кумулятивная конкуренция исков (при воровстве, если не пойман с поличным, потерпевший мог истребовать и украденное и штраф в размере двойной стоимости вещи Законы 12 таблиц). Элективная конкуренция исков, при которой проходил один или другой из исков, когда одно и то же материальное право охранялось несколькими исками (при ограблении потерпевший мог требовать двойной стоимости украденного (actio furti nec manifesti) и четверти стоимости за грабёж). Если в эклективной конкуренции был иск, направленный на лицо, и иск, направленный на возвращение вещи, то запрещалось двукратное осуществление одного и того же интереса, но могла довзыскиваться разница между двумя исками до большей суммы.

Исковая давность – погашение возможности процессуальной защиты права вследствие истечения сроков. В классический период действовали законные сроки исков, отличавшиеся от исковой давности действием на определённый период, в то время как при исковой давности, в которой право установлено бессрочно, оно погашается бездеятельностью управомоченного лица. Юстиниан ввёл исковую давность по всем вещным искам и разделил их на actiones perpetuae (иски с исковой давностью 30 лет) и actiones temporales (иски с исковой давностью менее 30 лет). При праве собственности начало течения сроков исковой давности с момента нарушения кем-то права; при обязательствах не делать чего-либо – с момента, когда обязанный совершал действие, противоположное обязанности; при обязательствах делать что-то – с возникновения возможности требовать исполнения обязанности. Прерванная исковая давность возобновлялась не с момента прерывания, а с начала (предъявление иска, признание требований обязанным лицом), а в других случаях она возобновлялась с момента прерывания (несовершеннолетие, плен). Существовала приобретательная давность, дававшая владельцу право собственности. Также существовало так называемое незапамятное время (vetustas), когда ныне живущее поколение уже не помнит иного, которое не создавало нового права, но подтверждало уже существующее (например, касательно сервитутов – общее пользование, общие дороги, старые плотины и водопровод). Время делилось на чёткую дату и подвижное время, привязанное к наступлению определённого события или истечения сроков (совершеннолетие). Время делилось на computatio naturalis (сроки шли непосредственно с момента начала - совершеннолетие) и computatio civilis (не считались меньшие временные единицы, чем день). При приобретении права срок истекал с наступлением последнего дня, а при потере права – в последний момент последнего дня. В срок не принимается в рассчёт время, когда лицо по объективным обстоятельствам не могло выполнить действия (плен, исполнение государственных поручений, нерозыск ответчика). Это прерывное время (tempos utile) в противовес неприрывному (tempos continuum). По истечении исковой давности если истец выдвигал иск, ответчик мог выставить ему эксцепцию. Если притязание основывалось на праве на вещь или на долге, эксцепция уничтожала иск, но не право. Однако по залоговому праву право на иск существовало и при истечении исковой давности для главного обязательства, но в пределах давности для залогового обязательства. Срок давности не распространялся на эксцепции