
Лапаростомия
Сущность метода открытого ведения брюшной полости при перитоните – лапаростомии – заключается в том, что после выполнения основных этапов оперативного вмешательства лапаротомная рана не ушивается, чтобы в послеоперационный период имелась возможность для систематической ревизии брюшной полости с оценкой её состояния и повторной санации. Окончательно закрывается брюшная полость и ушивается лапаротомная рана только после полного купирования перитонита.
Лапаростомию следует отнести к сложным методам дренирования брюшной полости, требующего не только высокой квалификации хирурга, анестезиолога и реаниматолога, но и высокого уровня организации работы всего лечебного учреждения.
Показания к лапаростомиям:
терминальной и токсической стадиях распространённого перитонита (фаза полиорганной недостаточности);
остром распространённом послеоперационном перитоните;
эвентрации в гнойную рану при распространённом перитоните;
анаэробном перитоните;
Относительным показанием к лапаростомии можно назвать распространённый перитонит на фоне заболеваний, приводящий к снижению реактивных процессов в организме (анемия, сахарный диабет, раковая интоксикация и т.п.).
Программированная релапаротомия.
Суть метода состоит в том, что после одномоментной санации брюшной полости и её дренирования в отлогих местах трубками, отдельными швами ушивается только кожная рана. Через 24-48 часов кожные швы снимают и производят ревизию раны и повторную санацию брюшной полости. Число повторных санаций брюшной полости зависит от того, как быстро удаётся ликвидировать явления перитонита.
Показания к программируемым санационным релапаротомиям, оментобурсостомиям при абдоминальном сепсисе могут быть сформулированы следующим образом: 1. Распространенный гнойный, каловый перитонит, признаки анаэробного инфицирования. 2. Неустраненный на первой операции источник абдоминального сепсиса. 3. Сомнительная жизнеспособность участка кишечника. 4. Послеоперационный перитонит. 5. Гнойно-некротические формы панкреонекроза и панкреатогенного перитонита. 6. SAPS — 20-25 баллов. Программируемые санационные релапаротомии Преимущества:
полноценная санация брюшной полости;
своевременная диагностика и коррекция внутрибрюшных осложнений;
возможность активного дренирования брюшной полости;
Недостатки:
отрицательные системные последствия повторных вмешательств (в том числе повторное развитие синдрома "медиаторной бури" и токсического шока);
повторная травма брюшной стенки и органов брюшной полости;
длительная интубация (ЖКТ, трахеи, мочевыводящих путей) с высоким риском развития нозокомиальной пневмонии и уроинфекции;
длительная ИВЛ;
необходимость длительной катетеризации сосудов с высоким риском развития "катетерной инфекции" и ангиогенного сепсиса;
высокий риск внутрибрюшного кровотечения и образования кишечных свищей;
длительное пребывание в ОИТ и в стационаре.
Пути улучшения результатов программируемых санационных релапаротомий при АС у больных с перитонитом
Оптимизация показаний на основе оценки тяжести состояния больных и прогноза с помощью балльных систем (АРАСНЕ II, SAPS).
Оптимальный выбор лапаростомического устройства и интервала между повторными санациями.
Динамическая объективизированная оценка состояния органов брюшной полости и распространенности перитонита.
Сочетание оперативного лечения с рациональной антимикробной терапией (системной и селективной деконтаминацией ЖКТ).
Эффективная энтеральная и экстракорпоральная детоксикация.
Подавление цитокиногенеза.
Оптимизация транспорта кислорода и метаболическая поддержка.
2. ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СИНДРОМА КИШЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ Синдром кишечной недостаточности при АС является не только важным компонентом, но и основным фактором патогенеза ПОН. Более того, нарушение барьерной функции ЖКТ при синдроме кишечной недостаточности создает условия для неконтролированной транслокации условно-патогенных микроорганизмов и их процессов и поддержания септического процесса даже при достаточно эффективной санации других очагов инфекции. Кишечная недостаточность, действительно, становится "мотором" танатогенеза АС, поскольку повреждение анатомо-физиологической целостности ЖКТ включается в порочный круг метаболического дистресс-синдрома и глубокого угнетения интестинальных механизмов противоинфекционной защиты. Именно поэтому профилактика и коррекция синдрома кишечной недостаточности является важнейшим направлением терапии АС. Пути лечения синдрома кишечной недостаточности Поддержание нормальной микроэкологии ЖКТ:
селективная деконтаминация ЖКТ;
оптимальная системная антибиотикотерапия.
Коррекция нарушений функций ЖКТ:
дренирование ЖКТ;
энтеросорбция;
раннее энтеральное питание (и по возможности естественное);
восстановление моторики кишечника;
применение энтеропротекторов (соматостатина).
Коррекция метаболического дистресс-синдрома Оптимизация транспорта кислорода и микроциркуляции Особое значение имеет устранение увеличенного внутрикишечного давления, связанного с патологической секвестрацией в просвете кишечной трубки критических объемов жидкости и газов. В такой ситуации активное дренирование ЖКТ преследует цель активного удаления кишечного содержимого, обеспечивая тем самым эффект интестинальной декомпрессии. Снижение внутрикишечного давления обеспечивает восстановление процессов кровообращения в стенке кишечника и нормализацию его моторной, барьерной и метаболической функции. Учитывая данные о патогенезе синдрома функциональной недостаточности ЖКТ при АС с максимальной выраженностью нарушений в тонкой кишке, абсолютно показанным является преимущественное дренирование всей тонкой кишки либо проксимальных ее отделов. Надо отметить, что в настоящее время нет единого мнения в отношении выбора метода дренирования тонкой кишки. Так, большинство хирургов отдает предпочтение закрытым методам, когда зонд проводится в кишечник антеградно. В данном случае недостатками метода являются: низкая эффективность дренирования вследствие необходимости в постоянной активной аспирации по зонду против градиента давления, развитие дыхательных расстройств преимущественно у лиц старческого и пожилого возраста, дислокация зонда с развитием аспирации в дыхательные пути . Открытые методы дренирования (через гастро-, энтеро-, аппендикс-, цекостомы) не утратили своего практического значения и в наши дни, однако имеют ограниченное применение вследствие большого числа осложнений (отрыв стомы, образование кишечных свищей с развитием водно-электролитных и метаболических нарушений). Следует учитывать, что длительное применение назоинтестинального или назогастрального дренирования приводит к инфицированию вышележащих отделов ЖКТ и трахеобронхиального дерева, что в совокупности с длительным вынужденным горизонтальным положением больного и продолженной ИВЛ является причиной прогрессивного увеличения числа внутрибольничных гнойно-септических осложнений при АС. Особое значение в профилактике и лечении синдрома кишечной недостаточности при АС имеет своевременное назначение синтетического соматостатина (стиламин /Арес-Сероно/ или сандостатина /Сандоз Фарма/). Исследования проведенные в различных центрах, а также в нашей клинике (В.С.Савельев и сотр., 1996), позволяют считать этот препарат не только эффективным в лечении панкреатита, желудочно-кишечных кровотечений и свищей, но и системным энтеропротектором и адаптогеном пищеварительной системы.
Место соматостатина в лечении АС определяется его основными фармакодинамическими свойствами, которые включают:
подавление секреции кислоты и пепсина в желудке (профилактика стресс-язв);
подавление секреторной функции поджелудочной железы (профилактика панкреонекроза);
подавление выброса гастроинтестинальных тканевых гормонов;
снижение давления в портальной венозной системе;
блокада цитокиногенеза.
Не имея возможности останавливаться подробно на других аспектах лечения синдрома кишечной недостаточности, подчеркнем, что его успех невозможен без адекватной метаболической поддержки и оптимального транспорта кислорода — как интегрального, так и спланхнического.