Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сергеевич В. И. Лекции и исследования по древней истории русского права. - С.-Петербург, типография М. М. Стасюлевича, 1910 г.rtf
Скачиваний:
26
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
7.66 Mб
Скачать

Тяглые земли

Под тяглыми землями мы разумеем здесь земли вел. князя, данные в прекарное владение крестьянт, или посадских людей, Об них идет речь в I т. Древностей стр. 251264 и в III т. стр. 301-313.

Права на чужие вещи

В московских памятниках права на чужие вещи сложились под несомненным влиянием византийского права.

Сервитуты разделяются на личные и реальные. Признак личных состоит в том, что право на чужую вещь принадлежит непосредственно известному лицу; под реальными разумеют такие, когда право на чужую вещь принадлежит не прямо известному лицу, а чрез посредство недвижимой собственности, напр., поземельного участка. В этом случае право на чужую вещь неотделимо от недвижимости и переходит вместе се нею к каждому владельцу. В Московском государстве встречаемся с теми и другими. Такт. ратные люди во время похода могли останавливаться на прилежащих к дороге лугах, которые с этою целью не должны были закрываться ранее Троицына дня; а после Троицына дня они могли пользоваться пространством в три сажени от дороги. Служилые люди, идя на войну, могли въезжать в прилежащие к дороге леса для добычи дров и кольев для постройки палаток. К реальным сервитутам принадлежали следующие. Владелец вышележащего имения мог запретить владельцу нижележащего имения строить плотину, если от этого покрывались водой его луга. К этим сервитутам нужно отнести и права угодий, напр., право владельцев известных имений въезжать в чужие лесные дачи, чтобы рубить лес, ловить в озерах рыбу, иметь бортные деревья и т. п. Это право въезда было весьма точно определено Уложением: так, кто имел право въезда для пчеловодства, тому позволялось устраивать только ульи на деревьях, но самыми деревьями он не мог пользоваться, он не мог их рубить и брать для постройки. Если бы даже какое-нибудь дерево сгнило и свалилось, он не имел права взять его в свою пользу, так как ему принадлежало только право бортных угодий.

Кроме того, в Уложении есть и так называемые городские сервитуты; они все заимствованы из римского права. К ним относятся следующие: никто не имел права строить дома на меже своего участка; никто не мог ставит печи к стене своего соседа; никто не имел права сваливать сор и всякую нечистоту и лить воду с крыши своего дома на чужую сторону. Эти ограничения были сделаны в пользу соседних участков; владелец соседнего дома мог требовать, чтобы сосед сломал свой дом, если он пристроен к его дому, чтобы он сломал печку, если она сделана к его стене и т. п. (Неволин, II, 276 и сл.).

Приобретение недвижимостей

Из самых древних московских памятников видно, что для приобретения недвижимости мало было совершить договор купли-продажи или какой-нибудь другой, а надо было еще произвести на месте отвод приобретателю приобретенной им земли. В XV и даже в XVI в. отвод был частным делом сторон. В купчих и меновых грамотах они договариваются о том, кто должен позаботиться, чтобы отвод был сделан. При отводе в натуре обходят межи и, если нужно, копают ямы и ставят столбы. Этот отвод делается в присутствии посторонних людей, конечно, местных жителей. Об отводе пишется отводная грамота.

К этому старинному порядку, в XVII в., а может быть с конца XVI, присоединилось нечто новое. Это новое состоит в том, что для приобретения поземельных прав сделалась необходима справка. Недостаточно было по договору совершить передачу купленной вещи из рук в руки, а нужно было сделать еще справку по книгам Поместного приказа, в которых записывалось, что такой-то человек продал, а такой-то купил. Юридическое значение справки в литературе спорно. Неволин сомневается, чтобы справка была безусловно необходима. Энгельман утверждает противное. В Уложении прямо не говорится, что справка должна непременно иметь место, Но там предусматривается такой случай: один и тот же владелец продал одно и то же имущество двум лицам. Кто собственник имущества, первый или второй покупатель? Уложение решает этот вопрос в пользу того покупателя, который совершил справку, хотя бы купчая его была и моложе. Это дает повод думать, что справка действительно была необходима. Но справка не исключает старого отвода, а дает ему официальный характер. За совершение справки взыскивалась пошлина. Тому, кто справил за собою имущество, давали "отказную грамоту", в которой приказывалось местным властям отказать ему приобретенное. С этою отказною грамотою приобретатель ехал на место. Иногда сверх отказной грамоты давали еще вводную или послушную грамоту, в которой предписывалось местным крестьянам слушаться нового владельца. По приезде совершался отвод земли: местные власти читали отказную и послушную грамоту, обходили приобретенную землю и составляли об этом акт. Этот акт носил также название отказной грамоты. Эта отказная грамота писалась в двух экземплярах, из которых один отдавался приобретателю, а другой посылался в поместный приказ. Справка применялась только к поместьям и вотчинам, государевы черные тяглые земли передавались без справки.

Соседние файлы в предмете Правоведение