Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анара М. Анара М. Гендер и раннее предупреждение конфликтов в Ферганской долине. М., 2005. 42 с.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
22.08.2013
Размер:
344.58 Кб
Скачать

Территориальные диспуты

Современные границы трех республик Ферганской долины были установлены в советские времена без принятия во внимание географических, экономических и этнических особенностей взаимодействия местного населения. Ферганская долина наиболее пострадала от национальной политики 30-х годов прошлого столетия, превратившей веками связанные территории в некое подобие кроссворда.

Большие диаспоры узбеков в Таджикистане (25%) и Кыргызстане (14%), сконцентрированных по периметру узбекской границы способствовали усилению влияния Узбекистана в обеих республиках. Призывы создания автономного государства в Ферганской долине раздавались со стороны узбекской диаспоры во время Ошского конфликта в 1990 г. и со стороны Исламского Движения Узбекистана (ИДУ) в 1999-2000 гг. во время вторжения боевиков ИДУ на территорию Баткенской области Кыргызстана. После Баткенских событий Узбекистан в нарушение международных норм в одностороннем порядке заминировал границы с Кыргызстаном и Таджикистаном. Впоследствии отмечались случаи подрыва на минах жителей приграничных территорий и домашнего скота. Хотя с июня 2004 г. правительство Узбекистана заявило о своей готовности к разминированию границ, это произошло только частично на приграничных территориях анклавов Сох и Шахимардан.

Со времени таджикской войны (1992-1997 гг.) воображаемые в советские времена границы стали явью в жизни многих рядовых жителей. Узбекистан ввел визовый режим к въезду граждан из Кыргызстана и Таджикистана. Хотя границы появились в 1991 году, конкретное их прохождение продолжается дискутироваться. По информации, полученной в ходе интервью главы Кыргызской Паритетной Комиссии работниками ЮНИФЕМ в октябре 2003 г., существовало около 100 спорных пунктов между Узбекистаном и Кыргызстаном, и по многим участкам на кыргызско-таджикской границе до сих пор не достигнут консенсус. На территории долины существует несколько территориальных анклавов. Спорные территории зачастую являются плодородными землями со стратегическим доступом к водным ресурсам.

Несмотря на то что, начиная с 1950-х гг. создавались рабочие группы и паритетные комиссии, до сих пор процесс демаркации и делимитации границ не завершен в силу ряда причин, в том числе из-за недостатка сотрудничества между заинтересованными сторонами и недостаточного исполнения уже принятых соглашений. Взаимные территориальные споры часто становятся предметом конфликтов между сообществами в приграничных зонах15. Наблюдаются случаи незаконного занятия спорных участков жителями соседней республики16.

По мнению многих жителей Ферганской долины, конфликты вызываются не столько самим фактом наличия спорных территорий или неопределенных границ, а, в частности, установлением пограничных и таможенных постов, ограничивающих свободное передвижение жителей через границы. Вопросы дискриминации по национальной принадлежности поднимаются так же в связи с действиями работников таможенных, приграничных служб и силовых структур сопредельного государства.

Например, как пишет М. Ривс17, в январе 2003 г. пограничные посты, ранее установленные между Кыргызстаном и Таджикистаном вокруг Ворухского анклава были разрушены жителями с двух сторон. Хотя причина была в недовольстве жителей с обеих сторон в поборах и взяточничестве, в Бишкеке, столице Кыргызстана, это событие было интепретированно как индикатор усиления межэтнической напряженности. Автор говорит о том, что с точки зрения жителей, конфликт лежит не в отношениях между таджиками и кыргызами, а между государством и простыми жителями. Аналогичные тенденциозные освещения пограничных инцидентов нередко наблюдаются и со стороны государственных структур Узбекистана и Таджикистана.

Политическое участие женщин

Положение женщин значительно ухудшилось с момента распада Советского Союза. Уровень участия женщин в принятии решений существенно снизился. В середине 1990-х все три страны отказались от советской системы квотирования, обеспечивавшей женщинам около 30% мест в парламенте. В данное время только 16% мест в парламенте Узбекистана занято женщинами, в Таджикистане – 20,5%. В новом парламенте Кыргызстана, сформированном в марте 2005 г., нет ни одной женщины (0%)18, а в предыдущем было всего 7% женщин.

На местных, региональных уровнях складывается аналогичная ситуация. В Согдийской области Таджикистана, например, женщины составляют 10% в областном маджлисе, 13% - в городских и 12% - в районных маджлисах19. В сообществах, попавших в зону мониторинга, не оказалось ни одной женщины-главы местного самоуправления.

Существует положение в законах всех трех стран, согласно которому пост заместителя главы области должна занимать женщина. Традиционно, женщины-заместители глав областных администраций ответственны за социальные вопросы, здравоохранение, вопросы женщин и семьи. В каждой из стран Ферганской долины есть Национальный механизм по делам женщин, на который, наряду с осуществлением других функций, возложены задачи реализации Пекинской Платформы Действий. Каждая из стран имеет Национальный План действий по достижению гендерного равенства.

Все три страны подписали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CИДО), но только Узбекистан и Таджикистан сдали отчеты по СИДО.

Соседние файлы в предмете Политология