
5. Место и роль в российском кинематографе
Из отзыва о творчестве Луцика и Саморядова главного редактора журнала «Киносценарии» Натальи Рюриковой: «Вот такими я впервые увидела их в редакции Журнала «Киносценарии», куда они принесли свой первый сценарий «Праздник саранчи» главному редактору Евгению Григорьеву. Этот сценарий стал абсолютным откровением. Даже для нас, редакторов, характеры, ситуации и общий стиль написанного казались утрированными, нереальными. Евгений Григорьев был известен как человек романтического склада <…>. Он был идеалистом и в отношениях с людьми, и в своих сценариях <…>. Он всегда поднимал человеческую личность на высоту. А здесь мы столкнулись с откровенно грубой, приземленной и жестокой жизнью. Это было довольно странно: перед нами стояли люди скромные, относящиеся с пиететом к старшему поколению, с уважением к советскому кинематографу, но… Я помню долгие и трудные беседы в кабинете главного редактора, которому очень импонировали эти молодые талантливые ребята. Ему очень хотелось убедить их в том, что жизнь более прекрасна и чиста, чем они ее описывают. Петя и Леша очень спокойно, часами, не вступая в дебаты, с должным почтением слушали Евгения Александровича – они действительно высоко ценили его творчество и его мнение. И каждый раз обещали переписать все куски, которые особенно шокировали главного редактора. Наверное, за это время они сделали 6 или 7 вариантов, которые действительно были разными, но раз от раза эти эпизоды становились все более жесткими и непримиримыми. И это, наверное, одна из главных черт их творчества – не приспосабливаться, не меняться, не идти на компромиссы и быть в своем творчестве до конца искренними и правдивыми.
Они ухватили суть трагедии уходящей жизни, осознавая, что на ее месте рождаются еще более страшные пороки, и стране предстоит пережить серьезные катаклизмы» [2, с. 273].
«В новейшее время (как минимум, последнее десятилетие) в российском кинематографе так и не появился драматург такой же значимости и величины: мифотворец с одной стороны, и с другой – укорененный в реальности художник, тонко чувствующий свое время. При этом нельзя не отметить парадоксальность положения, которое занимают А. Саморядов и П. Луцик в истории российского кино – гениальные сценаристы, которые, между тем, практически не оказали заметного влияния на кинопроцесс своего времени. <…> Точнее всего будет сказать, что наследие драматургов занимает нишу где-то между литературой и кинематографом – положение, уникальное даже для российского кино с его традицией киноповестей» [3].
Думаю, что Луцик и Саморядов принадлежат к иной культуре, иному времени. Поэтому их сценарии так и не получили адекватного воплощения. Не смогло воплотить их ни выродившееся советское кино 80-х, ни современное псевдоголливудское. Чем-то их судьба похожа на судьбу Курехина. Та же инаковость и непонятость мейнстримом, та же ранняя смерть на пороге ХХI века. Может, это и громко звучит, но думаю, что они являлись представителями совсем других времен. На короткий срок появились, мельком показали часть того, что еще ждет своего часа, и исчезли. Может, они и представляли собой тот «новый народ», приход которого предсказан в “ИNАЧЕ”?
А нам остается только ждать и смотреть туда, “где на долю секунды показалась звезда”. Спасибо и за это. По крайней мере, известен вектор движения – движения, на котором “не все мы умрем, но все изменимся”.
Но мифы уже не умирают. Исчезая из нашей повседневной жизни, они перемещаются в сферу бессознательного, уходят из дневного сознания, но периодически конфликтуют с ним, суггестивно воздействуя на нас и напоминая о себе ночью, во сне. Фильмы Луцика и Саморядова говорят нам, что рано или поздно наша внутренняя война закончится и эта “Окраина” русской души вернет себе свою отобранную землю, уничтожив “Москву” рациональности» [4].
Список литературы и источников:
Киносценарии. 2006. № 5-6. (здесь сценарий к фильму П. Луцика и А. Саморядова «Окраина»). – С. 36-60.
Киносценарии. 2009. № 4-6 (в одной книге). (Здесь сценарии к фильмам П. Луцика и А. Саморядова «Праздник саранчи» («Савой»); «Дюба-дюба»; «Кто-то там, внутри»; «Утро XXI века», «Дети чугунных богов», «Окраина», «Ветер», Дикое поле», воспоминания о киносценаристах, несколько интервью П. Луцика и одно интервью его матери, сказки П. Луцика и А. Саморядова).
Росовецкий А. Дикое поле экспериментов. Алексей Саморядов и Петр Луцик: несостоявшийся миф. – [Электронный документ]. – Режим доступа: …, свободный.
Киносценарии Петра Луцика и Алексея Саморядова. Новое прочтение. – [Электронный документ]. – Режим доступа: http://kitezh.onego.ru/vnutri.html, свободный.
Танцуем об архитектуре. Эссе о Луцике и Саморядове. – [Электронный документ]. – Режим доступа: http//shotlandez.livejournal.com/profile, свободный.
Постольникова Т. Туда, где ангелы живут. О Петре Луцике, Алексее Саморядове и их «Диком поле» – [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.oyster.com.ua/review.php?film=27, свободный.