Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
38
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
2.49 Mб
Скачать

ВИКТОР ОРТА

(1861—1947)

Виктор Орта родился в бельгийском городе Генте. Он поступил в Гентскую консерваторию, но интерес к изобразительному искусству и ар­хитектуре оказался сильнее привя­занности к музыке. Орта перешёл на архитектурное отделение Гентской академии художеств. Затем он учил­ся у архитектора Альфонса Бала (1818—1895), построившего в столице Бельгии здание Музея старинно­го искусства.

В 1892 г. Орта получил первый заказ. Известный брюссельский ин­женер и промышленник Эмиль Тассель предложил молодому архитек­тору построить для него городской дом (1892—1893 гг.).

Пространство первых этажей брюссельских жилых домов тради­ционно просматривалось насквозь: в них раньше устраивали служебные помещения, связанные с двором. Орта сохранил этот приём, но ис­пользовал его совершенно иначе. Вестибюль восьмигранной формы, в который попадает вошедший с улицы человек, ограничен только металлическими конструкциями и плавно переходит в гостиную и ле­стницу. Гостиная поднята на по­л-этажа по сравнению с вестибюлем и огорожена тонкими металличе­скими колоннами. Лестница, веду­щая на второй этаж, поражает изя­ществом изогнутых маршей и напоминает ручей, извивающийся среди травы и деревьев.

Фантазия Орта в отделке ин­терьеров дома Тасселя переходит границы архитектуры и стремится к свободе живописи или графики. «Я спрашивал себя, — говорил мас-

Виктор Орта.

Отель ван Этвелде. Гостиная. 1899 г.

Брюссель.

Виктор Орта.

Дом Тасселя. Интерьер. 1892—1893 гг. Брюссель.

412

тер, — почему архитекторы не мо­гут быть столь же независимыми, как художники?» Металл для Орта — живой, органичный материал, спо­собный превращаться то в травы и цветы, то в струи воды, то в клубы табачного дыма. На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» метал­лические прихотливо сплетающие­ся ветки и листья. Их окружают тонкий орнамент кованых лестнич­ных ограждений, яркие краски вит­ражей, геометрический узор моза­ичных полов и мерный ритм невысоких настенных панелей, раз­деляющих пространство на зоны. Чудесный мир металла, стекла и света превратил творение Орта в уникальное жилище, удобное и од­новременно далёкое от реальности.

Первый особняк принёс молодо­му архитектору славу и новые зака­зы. Особняк химика Армана Сольве (1895—1900 гг.) зажат соседними домами. Однако, создавая его фасад, Орта уже не оглядывался на тради­ционные схемы. Поверхность фаса­да напоминает морскую волну — это впечатление возникает благода­ря двум фонарям и ограждениям балконов, образующим единую ком­позицию.

Интерьер столовой особняка Сольве, одно из высших достижений архитектора, немного похож на интерьеры рококо. Любовь к орна­ментам и стремление к комфорта­бельности жилого пространства, ха­рактерные для этого стиля, созвучны духу модерна.

В 1896 г. Орта получил заказ от Бельгийской рабочей партии на строительство Народного дома, где должны были проходить съезды и другие общественные мероприятия этой организации. Он построил дом в 1896—1899 гг. Угловой участок с выходом на площадь позволил ар­хитектору эффектно изогнуть глав­ный фасад здания, поместив в цент­ре вогнутой линии главный вход. В интерьере изгиб фасада выходит в обширное пространство столо­вой-ресторана; сложная, ребристая конструкция её потолка напоми­нает свод средневекового собора.

Виктор Орта.

Дом Сольве. Интерьер. 1895—1900 гг.

Брюссель.

Над столовой расположен лекцион­ный зал, стены которого полностью смонтированы из металлических элементов. Здание Народного дома стало образцом функционального использования металла в общест­венном строительстве.

Виктор Орта.

Народный дом. 1896—1899 гг., не сохранился. Брюссель.

413

Виктор Орта.

Собственный дом архитектора. 1898—1900 гг. Брюссель.

В 1922—1928 гг. Орта спроекти­ровал и построил в Брюсселе Дво­рец изящных искусств. Стиль этого здания тяжёлый и архаичный, в тра­дициях середины XIX в. Он далёк от тех изящных экспериментов с ме­таллическими конструкциями, кото­рыми архитектор занимался в преж­ние годы.

В 1927 г. Виктор Орта возглавил Брюссельскую академию художеств. Отойдя от архитектурной практи­ки, последние двадцать лет жизни мастер посвятил педагогической деятельности.

АНРИ ВАН ДЕ ВЕЛДЕ

(1863—1957)

Анри ван де Велде родился в Брюс­селе в семье преуспевающего фарма­колога. Сильное желание заниматься живописью привело будущего архи­тектора в Королевскую академию изящных искусств в Антверпене, а за­тем он отправился в Париж, где учил­ся в 1884—1885 гг. Особенно его привлекал неоимпрессионизм.

Вернувшись в столицу Бельгии, ван де Велде продолжил занятия живописью.

В 1892 г. художник женился, и это событие изменило его дальней­шую судьбу, заставив задуматься, в каком доме будет жить семья. «Я сказал себе, что никогда не допу­щу, чтобы моя жена и семья находи­лись в „аморальном" окружении. Но в это время всё, что можно бы­ло купить на рынке, отличалось без­вкусицей, „лживостью форм"».

Следуя примеру Уильяма Мор­риса, построившего после женить­бы знаменитый «Красный дом», ван де Велде возвёл в 1895 г. дом «Блюменверф» в местечке Уккеле под Брюсселем. Впоследствии он говорил, что именно этот дом толк­нул его на путь архитектуры. Ван де Велде придумал проект здания, интерьеры, мебель, посуду, мелочи быта, даже модели своих костюмов и платьев жены. Всё вместе предста­вляло собой художественный ан­самбль, воплощающий, по словам мастера, «красоту, обладающую властью над любой деятельностью».

«Блюменверф» пользовался по­пулярностью среди заказчиков. Он стал своеобразной рекламой твор­чества ван де Велде. Владелец па­рижского магазина «Maison de L'Art Nouveau» («Дом нового искусства») Сэмюэл Бинг пригласил художника работать в нём. Стиль бельгийского мастера совпал с духом французско­го «ар нуво». Так начались архитек­турная карьера ван де Велде и его известность в Европе.

Вскоре ван де Велде получил приглашение из Германии и поехал туда работать. Для богатого коллек­ционера картин графа Гарри Кесслера архитектор в 1900 г. оформил интерьеры берлинской квартиры. Форма, по мнению мастера, должна нести отголосок душевного состоя­ния человека. Столовая здесь выпол­нена в спокойных светлых тонах и украшена изящными деревянными панелями. Ван де Велде спроектиро­вал и изысканную мебель. Спинки стульев отдалённо напоминали кры­лья бабочек и усиливали лёгкое,

414

Анри ван де Велде.

Дом «Блюменверф». 1895 г.

Уккеле близ Брюсселя.

Анри ван де Велде.

Дом «Блюменверф». Интерьер. 1895 г. Уккеле близ Брюсселя.

безмятежное настроение, царящее в комнате.

В том же году ван де Велде уехал в Веймар и стал консультантом ре­месленного производства Великого герцогства Саксен-Веймар-Эйзенах. Одновременно архитектор полу­чил заказ от известного собирателя произведений современного искус­ства Карла Эрнста Остхауса на оформление интерьеров Фолькванг-музея в Хагене, где должна была разместиться его коллекция живописи импрессионистов и пост­импрессионистов. В 1900—1902 гг. ван де Велде оформил вестибюль здания, парадную лестницу и залы музея. Размещённые в вестибюле опоры перекрытий украшены тон­ким графическим орнаментом, вно­сящим в архитектурный образ до­полнительный оттенок лёгкости и чистоты. Вестибюль музея создаёт возвышенное, очищающее душу

Анри ван де Велде.

Квартира Кесслера. Интерьер. 1900 г.

Берлин.

Анри ван де Велде.

Фолькванг-музей.

Интерьер.

1900—1902 Гг.

Хаген.

415

Анри ван де Велде.

Школа искусств и ремёсел. 1906 г. Веймар.

настроение и подготавливает зрите­ля к общению с искусством.

В 1903 г. ван де Велде возглавил Веймарскую школу искусств и ремё­сел и получил заказ на строительст­во зданий для неё и Академии худо­жеств в Веймаре. В новом здании школы, построенном в 1906 г., архи­тектор попытался освободиться от декора, орнамента и прихотливых линий. Это прямоугольное в плане сооружение; боковые стены проре­заны широкими вертикальными ря­дами окон, заканчивающимися на крыше фонарями мастерских.

Здание театра Веркбунда в Кёль­не (1914 г., не сохранилось) ван де Велде возвёл из монолитного бе­тона, и это придало сооружению облик скульптурной массы, пластич­ной, но в то же время очень тяжёлой, под собственным весом расползаю­щейся по поверхности земли. Закруг­лённые стеклянные двери вели в просторный кассовый зал, способ­ный вместить большое количество посетителей. Отсюда по небольшим лестницам зрители направлялись в фойе, где располагались гардеробы и буфеты, а затем в зал. Небольшой зрительный зал состоял только из партера и амфитеатра, не имея лож и ярусов. Полукруглая глубокая сце­на позволяла ставить спектакли с объёмными, динамичными декора­циями, что соответствовало совре­менной сценографии.

Последней значительной рабо­той ван де Велде было строительст­во в 1937 г. музея для коллекции живописи и скульптуры, принадле­жавшей голландским промышлен­никам Крёллер-Мюллерам. Стиль архитектора в зрелые годы стал ла-

*Веркбунд {нем. Werkbund — «производственный союз») — объединение архи­текторов, мастеров декора­тивно-прикладного искусст­ва и промышленников. Немецкий Веркбунд основан в Мюнхене в 1907 г.

Анри

ван де Велде. Вилла

Хохенхоф. 1908 г. Хаген.

Анри

ван де Велде.

Вилла Хохенхоф. Интерьер. 1908 г.

Хаген.

Один из лучших частных домов архитектора напоминает «Блюменверф», но выполнен более монументально. Стены виллы об­лицованы грубым камнем, размер и рисунок кладки которого

меняется на разных этажах. В интерьере ван де Велде использо­вал панели из крашеного и натурального дерева, мебель, встрое­нную в деревянную обшивку стен.

416

коничным и функциональным. Двух­этажный музей возведён из светлого песчаника и прекрасно вписывается в пейзаж. Помимо выставочных по­мещений он включает лекционный зал, библиотеку и комнаты для гос­тей. Гладкие светлые стены, выхо­дящие в парк большие окна, гармо­ничные прямоугольные формы и свободно перетекающие из одного в другое внутренние пространства сде­лали это сооружение вершиной творчества ван де Велде.

Последние годы жизни архитек­тор провёл в Швейцарии в местеч­ке Оберегери. Ван де Велде умер в возрасте девяноста четырёх лет, пережив не только многих коллег, но и свой стиль.

Анри ван де Велде. Театр Веркбунда. 1914 г., не сохранился. Кёльн.

Анри ван де Белле.

Музей Крёллер-Мюллер.

1937 Г.

Оттерло (Нидерланды).

Анри ван де Велде.

Музей Крёллер-Мюллер. Интерьер. 1937 г. Оттерло (Нидерланды).

ПЕТЕР БЕРЕНС

(1868—1940)

Петер Беренс родился в Гамбурге в богатой аристократической семье. Восемнадцатилетним юношей он поступил в живописный класс Ху­дожественной школы в городе Карлс­руэ. В течение десяти лет Беренс был поглощён поисками своего стиля. В 1896 г. он уехал в Италию, а вернув­шись в Германию, обратился к де­коративно-прикладному искусству, которое в то время привлекло при­стальное внимание художников.

Немецкий герцог Эрнст Людвиг фон Гессен, известный меценат и собиратель произведений искусства, в 1899 г. основал близ городка Дармштадта колонию художников и ар­хитекторов. Он дал мастерам землю, предложил застроить её, поселить­ся и работать. Беренс в числе других получил приглашение и принял учас­тие в деятельности колонии. Здесь он возвёл первое сооружение — собственный дом (1901 г.).

Молодой архитектор счёл анг­лийский коттедж наиболее удоб­ным типом частного жилища. Двух­этажный, с простой планировкой, этот дом воплощал скромный и строгий стиль жизни, характерный для Германии.

Уже на следующий год Беренс создал одно из лучших произведе­ний. В 1902 г. на первой Международ­ной выставке современного декора­тивного искусства в итальянском

417

ЭКТОР ГИМАР

(1867—1942)

Эктор Жермен Гимар учился в Школе изящных ис­кусств в Париже. За успехи он был награждён поезд­кой в Англию и Бельгию. Молодой мастер вернулся во Францию в 1894 г., потрясённый интерьером дома Тасселя Виктора Орта, и стал первым последователем бельгийского архитектора во Франции.

Гимар впервые сделал металлическую конструкцию одним из элементов архитектурного решения в особ­няке Беранже (1897—1898 гг.). Мастер вписал в ка­менную арку входа асимметричную композицию ко­ваных ворот, в рисунке которых не было ни одной повторяющейся линии, и продолжил металлический декор в вестибюле.

В 1898 г. Гимар получил заказ на возведение стан­ций Парижского метрополитена. Их строительством он занимался с 1898 по 1904 г. Если Гюстав Эйфель (со­здатель знаменитой башни) рекламировал металл преж­де всего как строительный и конструктивный материал, то Гимар показал его пластические возможности. Ули­цы Парижа украсили странные изогнутые колючие со­оружения, похожие на огромные ювелирные украше­ния. Павильоны трёх станций метрополитена (они не сохранились) архитектор возвёл из стандартных ме­таллических элементов, цветного стекла и вставок из эмали (стеклообразного покрытия) на стали. Металл был

Эктор Гимар. Павильон метрополитена на площади Этуаль. 1898—1904 гг., разрушена. Париж.

окрашен в тёмно-зелёный цвет, имитировавший старую бронзу. Он прихотливо изгибался, превратив строения в живые организмы, напоминавшие разнообразных на­секомых — бабочек, стрекоз или жуков.

Строительство павильонов станций метрополите­на в Париже — первая попытка европейской архитек­туры придать транспортному сооружению художест­венный облик. Благодаря Гимару появился термин «стиль метро» — одно из многочисленных наимено­ваний стиля модерн.

городе Турине мастер оформил вы­ставочные залы Германии.

В 1907 г. произошло событие, определившее дальнейшую судьбу Беренса. Дирекция крупнейшего немецкого концерна AEG (нем. Аllgemeine Eletrizitats Gesellschaft — «всеобщая электрическая компания») пригласила его на должность главно­го художника. Он стал первым евро­пейским специалистом, создавшим единый представительский стиль компании. Беренс занялся проекти­рованием внешнего вида продукции концерна (теперь это называют про­мышленным дизайном). Компания получила фирменную упаковку, обза­велась каталогами с выразительными обложками и броскими рекламными плакатами. Вершиной этой деятель­ности стало возведение промыш­ленных зданий, в которых наиболее отчётливо проступили черты новой архитектурной эстетики.

Первым сооружением, которое Беренс построил для концерна AEG, стала Турбинная фабрика в Берли­не (1909 г.). Главный корпус — цех сборки турбин — был смонтирован

Петер Беренс.

Турбинная фабрика.

Соседние файлы в папке Искусство_ч2