Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Короткевич_1 / Короткевич В.И. История современной России.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
28.05.2015
Размер:
2.9 Mб
Скачать

1.2.4. Итоги социально-экономических преобразований 1990-х гг.

Предварительные итоги экономической модернизации России в 1992-1999 гг. — предмет острых дискуссий специалистов и борьбы различных общественных сил.

Реформирование российской экономики в 1992-1999 гг. привело к демонтажу основных элементов отжившей командно-административной системы и способствовало переходу к экономическим методам регулирования. Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство. Стала реальностью частная собственность. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли способствовала активизации потребительского рынка. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля. Изменилась психология производителей. Они уже не надеялись на поддержку государства и ориентировались на рыночный спрос.

Вместе с тем общая экономическая ситуация в стране оставалась сложной. Падение производства за годы реформ составило 50 % (причем в машиностроении — 70%, ВПК —90%). Несовершенное законодательство, многочисленные бюрократические препоны для организации предпринимательской деятельности, коррупция в структурах исполнительной власти, высокий уровень экономической преступности способствовали формированию в стране неблагоприятного инвестиционного климата. В структуре экономики преобладало производство товаров с низкой долей добавленной стоимости (главным образом сырьевых) и нерыночных услуг.

Государство оказалось не способным выполнять все взятые на себя обязательства. В тяжелом положении находились не только производство, но и социальная сфера. Резко сократилось финансирование науки, образования, здравоохранения. Продолжало разваливаться обслуживание жилищного фонда. Обострилась проблема технологической усталости, что неизбежно вело к росту техногенных катастроф.

Социальная структура российского общества обрела признаки Деградации. Росла доля иждивенцев, бездомных, нищих, уменьшался удельный вес экономически активного населения. Сокращение производства привело к росту безработицы. Начиная с 1991 г. число безработных постоянно увеличивалось. Пиковым в этом смысле для России стал февраль 1999 г., когда безработные составляли 10,4 млн. человек из 73,8 млн. экономически активного населения страны. Отсутствие свободного и доступного рынка жилья, сохранявшийся институт прописки, сделали проблему безработицы настоящим бедствием. Люди, занятые в местной промышленности, были не в состоянии найти работу по месту жительства и не имели возможности переехать в другой регион. Пик абсолютного сокращения занятости пришелся на 1994-1995 гг. (свыше 2 млн. человек ежегодно).

Резко увеличилась дифференциация населения по уровню доходов. Благосостояние российских граждан падало в период кризисов и затем медленно восстанавливалось, не успевая достичь докризисных показателей к моменту наступления нового кризиса. По различным оценкам, около четверти населения имело доход ниже среднего прожиточного минимума. Обыденным явлением стали хронические задержки заработной платы (по шесть и более месяцев). Забастовки и митинги с требованием выплатить заработную плату постоянно проходили во всех регионах страны. Применялись и такие экстремальные методы, как голодовки, перекрытие железных и автомобильных дорог. Хроническим явлением стали и задержки с выплатой пенсии.

Снижение уровня жизни привело к серьезным демографическим изменениям. С 1992 г. смертность стала превышать рождаемость — начался процесс естественной убыли населения. Население России сократилось со 148,3 млн. человек в 1991 г., до 147,8 млн. человек в 1995 г. И это при том, что шла значительная миграция в Россию русских и представителей других российских национальностей из стран ближнего зарубежья (Казахстана, Прибалтики, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана, Грузии и др.). Число иммигрантов по приблизительным данным составило 2—2,5 млн. человек.

В соответствии с программами международных сопоставлений РФ относилась к странам среднего уровня развития и находилась в конце 90-х годов примерно на 55-м месте в мире.

Целый комплекс объективных механизмов противодействовал осуществлению реформ: значительный нерыночный сектор, теневая экономика и слабая банковская система. В нерыночный сектор входили неэффективные убыточные предприятия, уцелевшие в ходе реформ за счет использования как прямых государственных субсидий, так и неуплаты налогов, бартерных расчетов, взаимозачетов. К таковым на конец 1999 г. относилось до 40% предприятий, а до кризиса 1998 г. их количество доходило до 60%.

Одним из препятствий экономического и социального прогресса оставался высокий уровень преступности. Слабость государственной власти, подмена государственных интересов принципом баланса интересов чиновников и бизнесменов наносили ущерб экономике российского государства, разрушали среду для конкурентной и законной предпринимательской деятельности.

Не способствовала продвижению реформ и «министерская чехарда». За период с 1992 по 1999 г. сменилось шесть премьер-министров (Е.Т.Гайдар, В.С.Черномырдин, С.В.Степашин, С.В.Кириенко, Е. М. Примаков, В. В. Путин). При этом ни одно российское правительство 90-х годов по разным причинам (в том числе объективным) не занималось реформами последовательно и целенаправленно. Фрагментарность, несогласованность и половинчатость экономических преобразований, не приведших к сколько-нибудь ощутимому повышению уровня жизни основной массы населения, дискредитировали реформаторов в глазах большинства народа. «Россия завершила первый этап рыночных реформ эффектным финишем — кризисом 1998 г. ... Реформы в принципе перевели страну на рельсы рыночной экономики... но объективно довели ее до пика кризисных явлений, а субъективно — до национальной депрессии», — отмечал один из идеологов рыночного реформирования известный экономист Е. Г. Ясин.