Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 1 Историческая география.doc
Скачиваний:
84
Добавлен:
28.05.2015
Размер:
73.73 Кб
Скачать

↑История возникновения и развития исторической географии

В России историческая география как особая дисциплина ведет свое начало с XVIII в. Ее основоположником был В.Н. Татищев. Он наметил задачи, связанные с изучением природных факторов экономической жизни, древней географии народов и государств, истории населенных пунктов. В своих «Предложениях о сочинении истории и географии Российской» он указал, что история без географии не может дать «совершенного удовольствия к знанию». Его «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской» уточнял задачи исторической географии, которая разделяется на древнюю, среднюю и новую, или настоящую. В «Истории Российской» ученый заложил основы изучения миграции народностей на территории Восточной Европы, уделяя главное внимание славянам.

По своим взглядам на место исторической географии в общеисторических работах к Татищеву примыкает М.В. Ломоносов. В труде «О слоях земли» ученый говорил о связи историографии исторической и географии современности: «Видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим…что показывают история и древняя география, с нынешнею снесенная…»[1].

Непосредственное отношение к исторической географии имеет теория о роли климата в развитии человеческого общества. Развернутые суждения на эту тему имеются у просветителей Монтескьё и Гердера. Менее подробные, но более стройные высказывания на эту тему принадлежат русскому историку, находившемуся под несомненным их влиянием, – И.И. Болтину. Он изложил свои воззрения на роль климата в истории человеческого общества в первом томе своих «Примечаний на историю древния и нынешния России Г. Леклерка». Согласно И.Н. Болтину, климат является главной причиной, определяющей «человеческие нравы», а прочие причины или усиливают, или сдерживают его действие. Он считал климат «первенственною причиной в устроении и образовании человека».

В целом в XVIII в. содержание исторической географии сводилось к определению на карте мест исторических событий и прекративших существование географических объектов, изучению изменения политических границ и расселения народов.

В первой половине XIX в. наиболее интересными историко-географическими исследованиями были работы Н.И. Надеждина, З.Я. Ходаковского, К.А. Неволина.

Во второй половине XIX в. – начале XX в. историческая география стала формироваться как отрасль исторической науки. В начале XX в. появилось несколько сводных курсов исторической географии, прочитанных в Петербургском и Московском археологических институтах, Их авторами были С.М. Середонин, А.А. Спицын, С.К. Кузнецов, М.К. Любавский. Середонин считал, что задачей исторической географии является изучение проблем взаимоотношения человека и природы в прошлые исторические периоды. А.А. Спицын видел основное значение исторической географии в создании фона «для уяснения совершающихся событий и развития исторических явлений».

В качестве общей задачи исторической географии ученые выдвигали изучение взаимоотношений человека и природы в разные исторические периоды. В подходе к этой проблеме заметны детерминистские тенденции. В связи с этим надо упомянуть о концепции географического детерминизма, основоположниками которой считаются Монтескье и Ратцель. Это натуралистическое учение приписывает первостепенную роль в развитии общества и народов их географическому положению и природным условиям. Концепция сыграла отрицательную роль, так как согласно ей исключительно природно-географические особенности определяют историю народа.

Роль географического фактора в силу объективных условий России гораздо больше, чем на Западе. Поэтому русские историки уделяли большое внимание этой проблеме, но часто преувеличивали роль географического фактора. Впервые в России концепцию географического детерминизма отстаивали представители «государственной школы» в историографии Б.Н. Чичерин и К.Д. Кавелин. Наиболее полно воплотил ее в жизнь С.М. Соловьев. На них повлияла, безусловно, концепция Л.И. Мечникова, который связывал основные периоды развития мировых цивилизаций с влиянием рек (Египет – Нил и т.д.).

Историческая география в это время становится наиболее популярной и динамично развивающейся исторической дисциплиной. Среди прочих исследователей следует назвать Ю.В. Готье. В книге «Замосковный край в XVII в.» он подчеркивал тесную связь между природными условиями и экономической жизнью населения. П.Г. Любомиров одним из первых попытался наметить экономические районы России в XVII и XVIII вв. Проблема экономико-географического районирования была им поставлена, но не была решена (до него ограничивались делением на исторические области).

На рубеже XIX – XX вв. изучались в основном проблемы исторической политической географии, исторической географии населения. Историко-географические исследования играли вспомогательную роль по отношению к исторической науке: локализовались места исторических событий, выяснялись торговые пути и т.п. Явно недостаточное внимание уделялось исторической географии хозяйства и развитию исторической картографии. Исторические карты были в основном учебными и военными и отражали историю политических границ и войн. Дореволюционная наука не создала сводного очерка исторической географии России. В понимании задач исторической географии не было единства. Постоянен был интерес к проблеме влияния природной среды (географической среды) на развитие общества.

В 1920-1930-х гг. историческая география как наука была забыта, и в течение многих лет термин «историческая география» не употреблялся.

Рубежным для развития исторической географии стал 1941 год, когда появилась статья В.К. Яцунского «Предмет и задачи исторической географии». За несколько лет произошел прорыв в изучении основных проблем науки. Было возобновлено чтение курса исторической истории в вузах. Ко второй половине XX в. историческая география заняла свое место среди вспомогательных исторических дисциплин, но научной работой в области исторической географии занимались, по выражению Яцунского, «кустари-одиночки» – М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков, С.В. Бахрушин, А.И. Андреев, А.Н. Насонов, И.А. Голубцов, Л.В. Черепнин. Активизировалась работа в области исторической картографии.

Развитие советской исторической географии шло по двум основным направлениям: продолжалась разработка традиционной тематики, началось изучение проблем географии производства и хозяйственных связей.

Самая большая заслуга в возрождении исторической географии, в становлении ее как науки принадлежит В.К. Яцунскому. С его именем связана разработка теоретических основ исторической географии и изучения историко-географических источников. Большое значение он придавал методологической базе исторической географии, решению вопроса о ее положении на стыке истории и географии и об использовании информации, полученной историками и географами науки с помощью научных методов каждой из наук. Ученый не только разработал теорию науки, но и провел конкретные исследования историко-географического характера, создал ряд картографических пособий по истории народного хозяйства России с пояснительными текстами. Значителен его вклад в изучение истории исторической географии.

В.К. Яцунским была предложена структура исторической географии. Он выделил четыре элемента содержания исторической географии:

  1. историческую физическую географию;

  2. историческую экономическую географию, или историческую географию хозяйства;

  3. историческую географию населения;

  4. историческую политическую географию.

Эта структура нашла отражение во многих справочных и учебных изданиях, хотя ряд исследователей, поддерживая в целом определение «исторической географии», данное Яцунским, не во всем с ним соглашались. Например, в 1970 г. состоялась дискуссия об определении понятия «историческая география». В ходе дискуссии предлагалось исключить из определения В.К. Яцунского, например, физическую географию. В 1970-х гг. большое внимание уделялось содержанию учебного курса «Историческая география» и его преподаванию. Появились новые учебные пособия. Таким пособием была «Историческая география СССР», изданная в 1973 г. И.Д. Ковальченко, В.З. Дробижевым и А.В. Муравьевым. До настоящего времени оно остается единственным пособием столько высокого уровня. В нем впервые давалась обобщенная характеристика историко-географических условий развития России с древнейших времен до наших дней. Авторы определяли историческую географию так же, как и В.К. Яцунский. Материал приводился в хронологическом порядке по историческим периодам.

Со многими спорными положениями выступал В.С. Жекулин, занимавшийся теоретическими проблемами и конкретными вопросами исторической географии. Он, в частности заявил о существовании двух научных дисциплин под одним названием, не имеющих ничего общего между собой: исторической географии как географической науки и исторической географии, относящейся к циклу исторических дисциплин.

Интересу к исторической географии в последние десятилетия способствовал Л.Н. Гумилев, разработавший теорию этногенеза и пассионарного толчка и применивший ее в исторических исследованиях. Теория связала воедино представления о человеке как биологическом виде Homo sapiens и движущей силе истории. По Л.Н. Гумилеву, этнос «вписан» в окружающую его ландшафтную, а природные силы – один из двигателей истории.

В последнее десятилетие значительным исследованием, раскрывающим влияние климата и почв на российский исторический процесс, стала монография Л.В. Милова «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» (1-е изд.: М., 1998; 2-е изд.: 2001).

В целом историческая география не смогла развиться как сугубо самостоятельная наука. Ряд работ, созданных в XX в., носил вспомогательный характер, в основном исследовались локальные проблемы, причем чаще по средневековой истории России. Заслугой отечественной исторической географией надо признать использование новых источников, например, географических описаний.