Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Методы исследования памяти и внимания

..rtf
Скачиваний:
226
Добавлен:
26.05.2015
Размер:
4.05 Mб
Скачать

Методы исследования памяти и внимания.

Внимание — это сосредоточенность и направлен­ность психической деятельности на определенный объект, в результате чего достигается лучшее отраже­ние этого объекта в сознании.

Мозг не может сразу переработать все сигналы, одновременно поступающие от многочисленных рецеп­торов. Эти сигналы не могут одновременно отразиться в сознании. Благодаря вниманию ограничивается число объектов, воспринимаемых в каждый определенный момент сознанием, но зато качество восприятия значи­тельно улучшается.

Физиологической основой внимания являются повышение возбудимости в определенных участках коры головного мозга и снижение по закону индукции возбудимости остальных участков.

По закону доми­нанты участок с повышенной возбудимостью привле­кает к себе все сигналы, даже те, которые должны были прийти в те участки, где теперь возбудимость понижена. Эти сигналы еще более усиливают деятель­ность доминирующего участка. Поэтому в случае увлеченности своим делом не отвлекают, а даже помо­гают слабые посторонние раздражители — монотонный разговор, тихая, спокойная музыка. Другое дело— если посторонние раздражители будут сильными. Тогда в коре мозга возникает новый доминирующий участок.

Очаг наибольшей возбудимости концентрирует в себе физиологические процессы, лежащие в основе всех видов психической деятельности: восприятий, представлений, мышления, и направляет их на опреде­ленный объект, в том числе и на собственные мысли и переживания. Это находит выражение и во внешних проявлениях внимания: поза тела, поворот головы, устремленный взор — при направленности внимания на внешний объект; отсутствие внешней ориентировки при сосредоточении на собственных мыслях и пережи­ваниях.

Различают два вида внимания.

Непроизвольное внимание возникает без нашего сознательного наме­рения и определяется силой, а еще больше — неожи­данностью раздражителя, привлекающего внимание.

Это внимание имеется уже у новорожденного ребенка. У взрослого человека оно зависит от подсознательной установки, формируемой событиями предшествующей жизни. Мать, ожидающая прихода сына, будет непро­извольно более внимательна к стуку входной двери, если даже она занята в это время другой работой.

Произвольное внимание сознательно вызывается человеком у самого себя с помощью внутренних сло­весных установок: “надо посмотреть то-то”, “поста­раться услышать, что скажут”, “не пропустить начала явления” и т. п.

Эти установки, данные в форме внутренней речи, сами по себе обычно не фиксируются в сознании, но их конечным результатом является осознанная деятель­ность.

Человек направляет свое внимание соответственно своим целям, хотя сами эти цели могут быть поставлены для него другими. Объект и цели наблюдения могут быть указаны медсестре врачом, но наблюдение будет успешным только при том условии, если сестра осознает это как важную свою задачу.

Произвольное внимание необходимо тренировать всю жизнь, вследствие чего оно улучшается по всем показателям.

Критериями оценки внимания являются:

устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость.

Устойчивость внимания измеряется временем, в течение которого можно непрерывно сосредоточивать внимание на одном и том же объекте.

Длительное поступление импульсов в одни и те же клетки мозга приводит к тому, что возбуждение в них сменяется торможением и очаг внимания “гаснет”. Это происходит при непроизвольном, и при произвольном внимании. Произвольное внимание более устойчиво. Ведь оно активно, а уже, скажем, небольшое изменение угла зрения позволяет направить импульсы в соседние клетки и тем самым сохранить очаг внимания. Необхо­димо учитывать, что чем более разносторонне вы будете изучать больного, тем устойчивее будет ваше внимание к нему.

Объем внимания — это количество объектов, кото­рое может быть сознательно воспринято в очень корот­кий промежуток времени, т. е. практически одновре­менно.

Если затемненную таблицу, на которой изобра­жено 12 фигур, осветить (в специальном приборе — тахистоскопе) на 0,07 с, то испытуемые обычно воспри­нимают 5—9, в среднем 7 объектов. Было высказано даже предположение, что именно поэтому число 7 считалось магическим (“семь чудес света”, “семь мудрецов” и т. п.).

Объем внимания зависит от врожденных способ­ностей человека, но его можно расширить путем трени­ровки. Это очень важно, скажем, для операционной сестры. Тренироваться следует систематически, ставя перед собой задачу как можно быстрее заметить наи­большее число подробностей в рассматриваемой картинке. Разумеется, картинку надо каждый раз брать новую.

Распределяемость внимания характеризуется коли­чеством действий, которое человек может выполнять одновременно. Возможность выполнять одновременно даже только два разных действия достигается путем длительной тренировки. Если годовалому ребенку, держащему в руке яблоко, дать в другую руку погре­мушку, он выронит яблоко, так как не может распреде­лить внимание даже на два таких простых действия.Ученики первых классов не могут одновременно слу­шать и записывать слова преподавателя. Но в старших классах они уже успешно справляются с этим.

Переключаемость внимания измеряется временем, в течение которого удается произвольно переключать внимание с одного объекта, с одной деятельности на другой объект, на другую деятельность.

Развитие внимания у детей связано с завершением созревания нервных клеток, с развитием второй сиг­нальной системы. В организации произвольного внима­ния у детей должны участвовать взрослые. Дошкольни­ков надо вовлекать в игры, где требуется соблюдение определенных правил, быть внимательным, чтобы их не нарушить. Школьникам предпочтительнее давать специальные задания для развития наблюдательности. Полезно, например, поручать детям вести наблюдения над животными и записывать эти наблюдения.

Общее снижение внимания наблюдается у большин­ства больных как последствие ухудшения функциональ­ного состояния нервной системы. Обычно больше всего страдает устойчивость внимания — появляются рас­сеянность и отвлекаемость. Уменьшается объем внима­ния — больные многого не замечают в окружающей обстановке. Ухудшается распределение, более трудным становится переключение внимания

Все это может привести к неправильным действиям больных, к получе­нию ими травм, ожогов и т. п. Поэтому при нарушениях внимания у больных необходима особая бдительность

медперсонала.

Расстройства внимания имеют диагностическое значение. Так, у больных с поражениями лобных долей головного мозга очень затруднено переключение вни­мания. А. Р. Лурия привел пример письма больной с поражением лобных долей. “Дорогой профессор,— писала больная,— я хочу вам сказать, что я хочу вам сказать...” — и так четыре страницы!

Надо, кстати, опровергнуть распространенное мне­ние о “рассеянности” многих выдающихся ученых, породившее множество анекдотов. Рассказывают, на­пример, что однажды Ньютон, с часами в руке, наблю­дал за варкой яйца. А через некоторое время обнару­жил, что часы вместе с яйцом варятся в кастрюльке.

Возможно, этот эпизод действительно имел место. Однако “рассеянность” ученого имеет совсем другие причины, чем рассеянность больных. Научная деятель­ность требует величайшей сосредоточенности. Концен­трация внимания на научной идее вызывает торможение в других отделах коры мозга, и поэтому в обыденной жизни ученый может многого не заметить. Здесь ярко проявляется действие принципа доминанты по А. А. Ух­томскому.

Расстройства внимания. Ослабление внимания прояв­ляется в невнимательности.

Первым типом невниматель­ности является рассеянность, определяемая малой интен­сивностью внимания. Этот тип невнимательности наблюда­ется в норме у детей дошкольного возраста и у астенизированных больных.

Второй тип невнимательности определяется высокой ин­тенсивностью и трудной переключаемостью внутринаправленного внимания. Этот тип отмечается у лиц, одержимых какой-либо идеей, сосредоточенных на своих пережива­ниях. В болезненном состоянии он характерен для лиц со сверхценными и навязчивыми идеями.

Своеобразное рас­стройство способности переключения внимания наблюдает­ся при локальных поражениях органическим процессом лобных долей головного мозга. У таких больных возникшее действие неоднократно повторяется в результате затрудне­ния в переключении внимания на новое действие (персе­верация внимания). Наблюдаются и противоположные слу­чаи, когда способность переключения внимания патологи­чески усиливается. Это отмечается у маниакальных боль­ных. Их внимание непрерывно переключается на вновь возникающие объекты внешнего мира, слова, сказанные окружающими и т. д., в результате чего они ни на чем на достаточно длительное время не могут сосредоточиться. ;

Третий тип невнимательности определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрирования внима­ния, но еще более слабой его переключаемостью. Подобного рода изменения внимания наблюдаются в старческом воз­расте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кисло­родного голодания.

Широкое распространение при исследовании внимания получил корректурный метод. Исследуемому дается текст, в котором в каждой строчке предлагается вычеркнуть одну (иногда две) буквы. Исследование проводится 5—8 мин. Целесообразно проводящему исследование .отмечать в тек­сте, сколько знаков вычеркнуть. При истечении времени подводят итог — количество правильно выполненных дей­ствий и сделанных ошибок. Важно обратить внимание на увеличение ошибок, что свидетельствует о нарастании утомления во времени, истощаемости нервных процессов. Последнее характерно для некоторых больных, страдаю­щих неврозами или органическим заболеванием головного мозга.

Иногда- для оценки внимания используется счет. Дается ряд чисел от 1 до 25, в каждом ряду имеются пропуски. Предлагается их заменить и восполнить. Можно исследо­вать истощаемость по Крепелину, предлагая вычитать от 100 по 7 или 13 с фиксацией времени выполнения задания, ошибок и т. д.

Для исследования устойчивости внимания можно использовать таблицу, подобную изображенной на рис. 5

Переключаемость внимания можно испытать с помощью таблицы, где изображены цифры от 1 до 25 в черном и белом цвете. Сначала предлагают показать черные числа по возрастании, затем белые по убыванию. В третий раз одновременно надо показать черные по возрастанию, белые по убыванию. Разница по времени между суммой 1 и 2 и 3м будет скоростью переключения.

ПАМЯТЬ

Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

Уже упоминалось, что в основе запоми­нания лежит образование условнорефлекторных связей.

Каков же код памяти и как он хранится в мозговой ткани, т. е. как сохраняется полученная информация? В настоящее время имеются различные гипотезы, пре­тендующие на объяснение этого явления, но ни одна из них еще не может считаться полностью доказанной.

Для того чтобы разобраться в существующих теори­ях, надо познакомиться с понятиями о кратковременной и долговременной памяти.

В кратковременной памяти непосредственно запе­чатлевается вся поступающая информация. Сохраняет­ся она на протяжении нескольких часов. Перейдет ли эта информация в долговременную память, зависит от многих обстоятельств. К примеру, вы прочли фразу. Если она не очень сложная и длинная, вы сразу же после прочтения сможете ее повторить. Чтобы надолго запом­нить фразу, обычно надо прочесть ее многократно. Если эту фразу запоминать не требуется, она навсегда уходит из вашей памяти. Особенно же ценная для вас мысль (событие, предмет) может и с первого раза надолго остаться в памяти.

Разновидностью кратковременной памяти является так называемая “оперативная память”. Всякая мысли­тельная деятельность состоит из ряда операций. До­пустим, вам надо умножить 17 на 13. Сначала умножаете в уме 17 на 10, получаете 170 и этот результат запоми­наете. Затем умножаете 17 на 3 и результат —51— тоже запоминаете. Наконец, складываете 170 и 51 и получае­те конечный результат. Ясно, что промежуточные результаты вам надо было помнить только до тех пор, пока не был получен окончательный. При обдумывании какой-либо проблемы вы тоже получаете определенные промежуточные выводы, но, когда приходите к оконча­тельному, забываете о них. Для промежуточных опера­ций как раз и нужна оперативная память.

В долговременной памяти хранится весь наш жиз­ненный опыт. Хранятся долго, практически всю жизнь, приобретенные знания и навыки. Мы не всегда одина­ково легко вспоминаем то, что хранится в памяти.

Теперь можно познакомиться с гипотезами, объяс­няющими механизм сохранения информации в памяти.

Предполагают, что в кратковременной памяти следы воспринятого сохраняются в виде кольцевого потока волн возбуждения, связывающего определенные нейро­ны. Каждая нервная клетка мозга — нейрон — имеет отростки, соединяющиеся с отростками других нейро­нов. В местах соединения отростков находятся особые образования — синапсы. Для того чтобы волна возбуж­дения прошла через синапс, в нем должны выработаться особые вещества — медиаторы. Выработка медиаторов является более сложным процессом, чем прохождение электрической волны возбуждения по нервному волок­ну, и первые импульсы возбуждения от клетки к клетке проходят с трудом, как бы прокладывая дорожку через синапсы. Последующим волнам будет значительно легче проходить между этими клетками. Такое “проторение” происходит при образовании условнорефлекторной свя­зи. При первичном запоминании какой-либо информа­ции определенные группы нейронов функционально объединяются в “кольца”. Возникающий кольцевой поток возбуждения может самоподдерживаться и суще­ствовать довольно длительное время, возможно — до суток.

Кольцевой поток возбуждения не может сохраняться неизменным месяцы и годы. Даже небольшие случай­ные отклонения нарушат его. Механизм долговременной памяти пытаются объяснить другие гипотезы, которые можно разбить на две группы. Согласно одной группе гипотез, длительное циркулирование импульсов по одно­му и тому же пути приводит к стойким, практически на всю жизнь, изменениям в синапсах. “Более легко откры­вающаяся дверь” превращается в “навсегда приоткры­тую”. В группе связанных таким образом нейронов не происходит непрерывной циркуляции импульсов, но при обстоятельствах, сходных с теми, которые были при запоминании данного факта, возбуждение начнет цир­кулировать именно в этой группе нейронов. Это может объяснить психологический механизм ассоциаций, кото­рые, как мы убедимся позже, играют решающую роль в процессе вспоминания.

Другие гипотезы связывают длительное хранение сведений с изменениями, происходящими при запомина­нии в нуклеиновых кислотах (РНК и ДНК) нервных клеток. Повторяющиеся импульсы, приходящие в нерв­ную клетку, изменяют порядок чередования нуклеотидов в нуклеиновых кислотах этой клетки и тем самым делают ее более чувствительной к импульсам, сходным с теми, которые воспринимались при запоминании.

Описанные гипотезы появились под влиянием успе­хов генетики, доказавшей, что наследственная информа­ция “записана” в ДНК, а воспроизводится с помощью РНК. Возможно, что и информация памяти записывает­ся подобным образом. Нуклеиновые кислоты — наибо­лее устойчивые органические вещества. Им подходит роль долговременных хранителей информации. Во вся­ком случае, препараты РНК уже с успехом применяются для лечения больных с ослаблением памяти.

Не существует специального отдела мозга, где бы хранились “следы” памяти. В сохранении этих следов принимает участие вся кора больших полушарий. В этом процессе участвуют и подкорковые отделы, из которых особенно следует выделить так называемую “древнюю кору”. В воспроизведении хранящейся информации особая роль принадлежит височным долям коры боль­ших полушарий. Канадскому нейрохирургу Пенфилду при раздражении во время операции одного и того же участка этих долей удавалось каждый раз вызывать одни и те же воспоминания.

Различают образный и словесно-логический типы памя­ти. Первый чаще можно наблюдать у деятелей искусства.

Смысловая память свойственна ученым. Наиболее часто встречается сочетание этих типов памяти.

Своеобразную форму памяти представляет память эмо­циональная, связанная с определенными переживаниями человека.

Среди других видов памяти можно отметить зрительную, слуховую частности, музыкальную), обо­нятельную, осязательную, вкусовую.

Особый вид представ­ляет собой двигательная память. Высокого уровня совер­шенства она достигает у балерин и людей, выполняющих сложные физические действия. Без этого вида памяти вооб­ще невозможна целенаправленная деятельность. Перечис­ленные типы памяти в той или иной степени выраженности имеются у каждого человека.

Нарушения памяти.

При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти:

запоминание, удержание, воспроизведение.

Наиболее частые расстройства — гипомнезия, амнезия,и парамнезия — соответственно ослабление, выпадение и ошибки памяти. Кроме того, возможна гипермнезия — повышенная способность к запоминанию.

Не всегда гипермнезию следует относить только к бо­лезненным нарушениям памяти. Гипермнезия иногда про­извольно создается педагогом или психологом для целей оп­тимизации памяти в условиях суггестопедического интен­сивного обучения.

Гипомнезия встречается при астенических состояниях, возникающих при переутомлении, в результате перенесен­ных тяжелых заболеваний. По мере выздоровления память восстанавливается. В пожилом возрасте при выраженном церебральном атеросклерозе и дистрофических нарушениях резко ухудшаются запоминание и сохранение происходя­щего в данный период. Напротив, события далекого про­шлого в памяти сохранены.

Полная амнезия (выпадение из памяти событий, про­исходящих в какие-либо отрезки времени) наблюдается при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отрав­лении окисью углерода и др. Различают ретроградную амнезию, когда утрачивается память на события, предшествовавшие заболеванию, травме и др., и антероградную, когда забывается то, что было после заболевания.

К расстройствам воспроизведения относятся парамне­зииконфабуляции и псевдореминисценции.

При конфабуляциях пробелы памяти замещаются собы­тиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит помимо желания больных обма­нуть, ввести в заблуждение. Этот вид патологии памяти может наблюдаться у больных алкоголизмом при развитии корсаковского психоза, а также у больных старческим пси­хозом, с поражением лобных долей головного мозга.

Пневдореминисценции (искажение воспоминания) от­личаются от конфабуляции большей устойчивостью, причем, как о настоящем, больные рассказывают о событиях, кото­рые были, возможно, в далеком прошлом, возможно, они их видели во сне или их никогда не было в жизни боль­ных. Эти болезненные нарушения нередко наблюдаются у больных со старческими психозами.